Посещая Ленком на Малой Дмитровке или хотя бы прогуливаясь мимо него и любуясь фасадом в стиле модерна и неоклассицизма, многие ли задумываются над его историей? А она богата и разнообразна, хранит в себе и радости, и трагедии, и боль в в прошлом, и надежду на лучшее будущее.
Однажды московское купечество пожелало устроить собственный клуб по примеру Дворянского или Английского. По сути, сам клуб существовал аж с 1786 года, в 1804-м переименованный в Московское купеческое собрание. Сначала размещались на Ильинке, затем переселились на Большую Дмитровку – туда, где позднее открылся Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко.
Но все это были арендованные помещения, которые и становились малы для нужд Собрания, и арендная плата, чего греха таить, время от времени подрастала.
Тогда еще Большая Дмитровка была сплошь дворянской: Долгорукие, Долгоруковы, Голицыны, Урусовы, Горчаковы, Салтыковы, Шаховские, Щербатовы, Мятлевы… Только позднее дворцы стали переходить в руки купечества, и на грани настоящего и прошлого веков исчезли с фронтонов дворянские гербы, появились на стенах вывески новых домовладельцев: Солодовниковы, Голофтеевы, Цыплаковы, Шелапутины, Хлудовы, Обидины, Ляпины…
В старину Дмитровка носила еще название Клубной улицы – на ней помещались три клуба: Английский клуб в доме Муравьева, там же Дворянский, потом переехавший в дом Благородного собрания; затем в дом Муравьева переехал Приказчичий клуб, а в дом Мятлева – Купеческий. Барские палаты были заняты купечеством, и барский тон сменился купеческим, как и изысканный французский стол перешел на старинные русские кушанья.
(Владимир Алексеевич Гиляровский, «Москва и москвичи»)
Собрание посещали не только сами купцы, но и известные ученые, доктора, живописцы и литераторы. Неудивительно, что встал вопрос о собственном здании с просторным залом для заседаний, балов, концертов и театральных представлений. А поскольку Купеческое собрание имело официальное разрешение от властей на умеренно азартные игры, то и…
…С обустроенными карточными комнатами
Нужно сказать, что карты в России пытались запрещать с начала восемнадцатого века. Еще Петра Первого, а вслед за ним Анну Иоанновну, Елизавету Петровну и Екатерину Вторую беспокоило, сколько судеб знатных россиян оказались поломаны из-за крупных проигрышей.
«…игроки не только в крайнее убожество и разорение приходят, но и в самый тяжкий грех впадают, и души свои в конечную погибель приводят»
(Из Указа императрицы Анны Иоанновны от 23 января 1733 года о запрете на игры и пари)
Игру облагали тройным по сравнению со ставками штрафом, затем начали дозволять лишь отдельные игры и в особых местах – например, в дворянских собраниях. Да не на крупные, а на мизерные суммы, лишь для приятного времяпрепровождения, а не прибытка.
Общеизвестно, что если явление невозможно победить, его нужно возглавить. Карточные и прочие игры начали облагать налогами, а присмотр за ними поручили полиции, и это стало серьезным ручейком дополнительных средств для казны. А уж какую прибыль давало производство карт, доверенное лишь Императорской фабрике! Играть-то согласно указу Александра Второго теперь разрешалось лишь новыми колодами, которые требовалось менять каждые четыре часа игры и обязательно в полночь, а отыгранные уничтожать через специальную службу.
Конечно же, играли везде, всегда и нередко очертя голову. Проигрывали целые состояния, имения, а то и жизни.
И вот в первом десятилетии двадцатого века новый дом для Купеческого собрания…
…Решили построить на Малой Дмитровке
На создание проекта новостройки объявили конкурс, в котором участвовало более сорока вариантов. Победил в конечном итоге проект мастера венского модерна и греческой классики Иллариона Александровича Иванова-Шица, исполненный в соавторстве с Вячеславом Константиновичем Олтаржевским.
К возведению двухэтажного дома с подвалами приступили в 1907 году, а новоселье с молебном устроили уже в 1909-м. Слегка подвыцветшее римское число MDCCCCVIII на фасаде – 1908 – год окончания строительства: M (1000), D (500) + четыре раза по C (100) и уже понятное всем VIII, то есть 8.
Указан, кстати, и год начала работ.
Здание в лучших традициях и предпочтениях Иллариона Александровича было исполнено как раз на стыке неоклассицизма и сецессиона – того самого венского модерна, что безоговорочно завоевал Москву конца девятнадцатого – начала двадцатого веков.
По краям выросли две башенки с лепными красавицами, в этих же башенках устроили входы. Между ними на уровне второго этажа портик из шести высоких колонн ионического ордера. Да и прочие многочисленные украшения можно отыскивать и рассматривать долго и с удовольствием.
(12 фото)
Внутри постройка не подкачала. Просторный зал, большая столовая, карточные комнаты и бильярдный зал, а также библиотека, в которой содержалось больше пятидесяти тысяч томов и подшивки едва ли не всех московских газет и журналов того времени.
Интерьеры в стиле модерн исполнил талантливый художник и архитектор Леонид Исаакович Лиштван.
(12 фото)
Здесь проходили членские заседания, литературные вечера, концерты, спектакли, балы и маскарады. В девятнадцатом веке на два десятилетия Купеческий клуб изменил условия, принимая только гильдейских представителей профессии, но это правило в 1879 году отменили, и сюда снова хлынула московская интеллигенция и творческая богема. По данным на 1913 год членами клуба являлось 1166 человек. Членство было пожизненным и передавалось по наследству.
Членами клуба являлись представители фамилий Алексеевых, Боткиных, Мамонтовых, Карзинкиных, Прохоровых, Третьяковых… А среди постоянных посетителей – знаменитый адвокат Федор Никифорович Плевако, композитор и пианист-виртуоз Николай Григорьевич Рубинштейн, государственный муж и яростный борец за консервативные ценности Константин Петрович Победоносцев, известные аристократы Долгоруковы, Волконские, Апраксины, Трубецкие…
(12 фото)
Неудивительно, что очень быстро даже такого немаленького здания стало не хватать. И в 1912-1914 годах его расширили, пристроив со двора дополнительный объем по проекту Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Матвеевича Маята.
С самого начала Первой мировой войны Купеческое собрание вместило в себя военный госпиталь на 300 коек, а зрительный зал и гостиные отвели под операционные и перевязочные. Дополнительно пятьдесят тысяч рублей московские купцы выделили на лечение и содержание раненых бойцов.
А потом для клуба и его роскошной недвижимости…
…Настали времена тяжкие
В январе 1918-го величественное здание национализировали, а Купеческое собрание ликвидировали.
В том же 1918 году здание самочинно захватили московские анархисты, устроив в нем свой «клуб», названный «Домом анархии». Во что они за несколько месяцев превратили шедевр архитектуры, лучше не представлять. Дом освободили большевики, выбив из него анархистов буквально с боями. Что и вовсе превратило жемчужину Малой Дмитровки в жалкие развалины.
Немалых трудов стоило хотя бы кое-как привести в порядок фасад и интерьеры первого этажа. Конечно же, о воссоздании былого великолепия в те тяжелые годы не шло и речи.
Затем в доме на Малой Дмитровке разместилась Советская партийная школа, на смену которой пришел Коммунистический университет имени Якова Свердлова.
Но и...
...Культурная жизнь не покинула этих стен
С 1923 по 1933 год здесь был открыт кинотеатр на 800 посадочных мест, а после него – Театр рабочей молодежи, сокращенно ТРАМ. Именно его в 1938-м преобразовали в Театр имени Ленинского комсомола, объединив с театром-студией Рубена Симонова.
А начиная с девяностых годов этот театр нам известен уже под именем Ленком. И слово красивое, и вроде Историю уважили, и напрямую Ленина с коммунистическим союзом молодежи упоминать не надо.
К слову, название появилось неспроста. В 1920 году здесь проходил третий съезд комсомола. Никогда не задумывались, где Владимиром Ильичом были произнесены эпохальные слова
«учиться, учиться и еще раз учиться»?
Именно здесь, в этих самых стенах.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!