Найти в Дзене
Мир комиксов

20 смешных карикатур про животных, которые озорничают не хуже людей

Автор: Булат Ирсаев
Автор: Булат Ирсаев

Египтяне поклонялись котам, греки гадали по козлам, индейцы верили в силу койота. Человечество всегда подозревало, что звери что-то про нас знают. Может быть, именно поэтому мы так охотно обращаемся к ним, когда нужно что-то сказать, но не напрямую.

Автор: Игорь Кийко
Автор: Игорь Кийко

Через кошачий силуэт или воробьиную возню можно выразить и иронию, и недоверие, и укол самокритики — так, будто зверь говорит от нашего имени, но с тем запасом мудрости, который себе мы не позволяем. Не потому что он знает больше, а потому что не связан условностями.

-3

«Братья наши меньшие» — так принято говорить, будто это мы их приютили, накормили, воспитали. Но чем дальше смотришь на карикатуры, тем яснее становится, что в этом братстве мы вовсе не старшие.

Автор: Дубинин Валентин
Автор: Дубинин Валентин

Скорее, слегка растерянные родственники, которые всё ещё не могут определиться. То ли им жить долго и счастливо, то ли скушать друг друга на обед.

Автор: Сергей Корсун, «Будем вместе»
Автор: Сергей Корсун, «Будем вместе»

Любовь к изображению зверей в человеческих ситуациях возникла не вчера и даже не с приходом карикатур как жанра. Она появилась задолго до юмористических журналов и соцсетей.

Автор: Игорь Кийко
Автор: Игорь Кийко

Ещё на стенах пещер древние люди оставляли рисунки быков, лошадей, кабанов — не просто чтобы похвастаться охотой. Они пытались передать то, что невозможно было объяснить словами, но душа уже требовала. Возможно, именно эти наскальные животные и были первыми карикатурами — преувеличенными, эмоциональными, с характером.

-7

Потом животные шагнули в алфавиты, в мифы, в геральдику, а вместе с ними — в человеческое восприятие как образы, через которые удобно говорить. Умная лиса, глупый осёл, гордый петух — всё это метки, которые мы сами себе придумали, чтобы разложить эмоции по полочкам.

-8

Поэтому, когда появилось изобразительное искусство с целью посмеяться — звери просто вернулись на арену, как старые звёзды, которым снова дали микрофон.

Автор: Валентин Дубинин
Автор: Валентин Дубинин

Но настоящая революция произошла на школьных партах. Стоит честно вспомнить: мы все были карикатуристами. Каждый хоть раз рисовал в тетрадке странную лошадь с глазами-тарелками или зайца в галстуке.

Автор: Владимир Иванов
Автор: Владимир Иванов

Эти рисунки не копировали реальность — они воспроизводили внутренние ощущения. Собака, похожая на учительницу. Кошка, похожая на соседа. Это был способ объяснить мир, когда слов было мало, а чувства — через край.

Автор: Владимир Иванов
Автор: Владимир Иванов

И, возможно, именно эти детские «портреты» положили начало нашему симпатичному пристрастию: наделять зверей человеческими привычками и проблемами.

Автор: Валентин Дубинин
Автор: Валентин Дубинин

Художники-карикатуристы продолжают эту традицию, но делают это точнее и тоньше. Они уже не рисуют зверя ради зверя — они показывают через него суть. Потому что иногда проще показать метафору в карикатуре, чем напрямую говорить человеку о недостатках.

Художник: Игорь Кийко
Художник: Игорь Кийко

Животные в карикатуре — это не про смешные уши и хвосты. Это способ почувствовать себя немного честнее. Через ежа проще признать свою колючесть. Через пса — свою преданность. Через мышь — свою тревожность. Через барана — упёртость и глупость.

Автор: Игорь Борисович Елистратов
Автор: Игорь Борисович Елистратов

Художники это знают. Они как шаман, только вместо бубна — кисточка, а вместо заклинаний — штрихи. И с каждым новым рисунком они вытаскивает наружу наши маленькие внутренние формы.

Автор: WUMO
Автор: WUMO

При этом звери в карикатурах часто выглядят умнее, чем люди. Не потому что у них есть мораль. А потому что так можно посмеяться над собой, над тем, о чём мы сами не додумались.

Автор: Владимир Иванов
Автор: Владимир Иванов

Современная карикатура давно вышла за рамки жанровых границ. Это не просто иллюстрация для улыбки. Это зеркало, только не такое, в котором мы видим лоб и нос, а то, в котором вспыхивает: «Ой, это же я». И когда в этом отражении стоит медведь в халате или ежик с усталым видом, становится ясно: художник снова попал в самое сердце.

Автор: Владимир Иванов
Автор: Владимир Иванов

Что делает животных такими удобными для иронии? Возможно, отсутствие обиды. Они не напишут разгневанный комментарий под рисунком. Но главное, в их пластичности. Они могут быть кем угодно.

Автор: Игорь Кийко
Автор: Игорь Кийко

А ещё звери позволяют художнику быть смелее. Через них можно сказать многое, что впрямую звучало бы обидно. Карикатура на человека может задеть. А если то же самое скажет хомяк — выходит по-доброму. Но с тем же месседжем.

Автора точно не знаю, по стилю похоже на Андрея Сыченко
Автора точно не знаю, по стилю похоже на Андрея Сыченко

Самое странное — они же и не говорят. Но ты понимаешь, о чём они. В карикатурах животные «разговаривают» без слов. Одним прищуром, поворотом уха, слишком гордой спиной. Это язык, понятный без перевода. Иногда даже кажется, что они говорят лучше, чем мы: лаконичнее, точнее, выразительнее.

Автор: Игорь Кийко
Автор: Игорь Кийко

Больше интересного: