Найти в Дзене
ZDK

От партнёров на поле до оппонентов вне его: Как и почему легенды «Сельты» Карпин и Мостовой стали злейшими оппонентами?

Валерий Карпин и Александр Мостовой — два выдающихся российских футболиста, оставивших яркий след в истории не только отечественного, но и испанского футбола. Их карьеры стали символом эпохи, когда «Сельта» из Виго на рубеже веков не опускалась ниже седьмого места в Ла Лиге. Мостовой, третий бомбардир в истории клуба с 72 голами в 235 матчах, и Карпин, забивший 39 мячей в 218 играх, вошли в символическую сборную «Сельты» всех времён по версии испанского издания Marca. Для болельщиков «кельтов» Мостовой остаётся культовой фигурой, прозванной Царём, хотя Карпин с иронией отмечал, что этот титул в Виго временами доставался и ему самому после удачных матчей. Однако, несмотря на совместные успехи, их отношения, начавшиеся с дружбы, со временем превратились в заочную конфронтацию, полную колких замечаний. Их пути впервые пересеклись в 1990 году в «Спартаке», где Мостовой уже был лидером, мечтавшим о Европе, а Карпин только присоединился к команде. Проведя вместе два сезона, они разошлись: А

Валерий Карпин и Александр Мостовой — два выдающихся российских футболиста, оставивших яркий след в истории не только отечественного, но и испанского футбола. Их карьеры стали символом эпохи, когда «Сельта» из Виго на рубеже веков не опускалась ниже седьмого места в Ла Лиге. Мостовой, третий бомбардир в истории клуба с 72 голами в 235 матчах, и Карпин, забивший 39 мячей в 218 играх, вошли в символическую сборную «Сельты» всех времён по версии испанского издания Marca. Для болельщиков «кельтов» Мостовой остаётся культовой фигурой, прозванной Царём, хотя Карпин с иронией отмечал, что этот титул в Виго временами доставался и ему самому после удачных матчей. Однако, несмотря на совместные успехи, их отношения, начавшиеся с дружбы, со временем превратились в заочную конфронтацию, полную колких замечаний.

Их пути впервые пересеклись в 1990 году в «Спартаке», где Мостовой уже был лидером, мечтавшим о Европе, а Карпин только присоединился к команде. Проведя вместе два сезона, они разошлись: Александр уехал в «Бенфику», а Валерий позже оказался в «Реал Сосьедад». В 1997 году судьба свела их вновь в «Сельте» благодаря тренеру Хавьеру Ирурете, который, зная возможности Карпина, хотел создать в Виго русскую связку. Вдали от родины футболисты сблизились: жили по соседству, делили номер на выездах, отмечали праздники семьями. В интервью «СЭ» в 1999 году Карпин рассказывал, как они с Мостовым планировали встречать Новый год вместе с родственниками. По данным Transfermarkt, они провели вместе 258 матчей за «Спартак», «Сельту» и сборную России — рекорд для обоих.

Однако настоящей дружбы, несмотря на близкое общение, у них не сложилось. Мостовой позже называл их дружбу мифом, подчёркивая, что его близкими друзьями были Игорь Шалимов и Николай Писарев, а у Карпина — Виктор Онопко и Юрий Никифоров. «Мы много лет провели в одной команде, у нас хорошие отношения, но не более того», — признавался Александр. Со временем их пути разошлись ещё сильнее. В 2008 году, когда Карпин стал генеральным директором «Спартака», Мостовой с горечью отмечал, что многие «друзья» из футбольного мира, заняв высокие посты, отворачиваются от бывших товарищей.

-2

Конфликт между ними стал особенно заметен в последние годы. Мостовой нередко критиковал Карпина в прессе, подчёркивая, что тот за десять лет тренерской карьеры не выиграл ни одного трофея и получил лицензию, «просто договорившись». Он также удивлялся, как Валерий, не планировавший возвращаться в Россию, оказался во главе «Спартака», а затем и «Ростова» с тренерской «бумажкой», полученной через Высшую школу тренеров. Карпин, в свою очередь, не оставался в долгу. Когда в августе 2025 года стало известно, что Мостовой возглавил команду Медиалиги «AMC Fight Nights», Валерий отреагировал резко: «Мостовой стал тренером? А я при чём здесь? Не хватало ещё про Медиалигу разговаривать, про Мостового — тем более». На вопрос о возможной работе Мостового в штабе сборной России Карпин ответил категорично: «Его не будет. Подумайте, почему он не востребован».

Мостовой, комментируя эти слова, подчеркнул, что их пути давно разошлись: «Мне всё равно, у каждого своя жизнь». Он также отмечал, что не пошёл по пути Карпина, так как «другой человек» и не стремится оказаться в нужное время в нужном месте. Александр даже признался, что не осилил больше одной лекции в Академии тренерского мастерства РФС, в отличие от Валерия, который построил тренерскую карьеру. В 2021 году Мостовой подчёркивал, что они с Карпиным давно не общались, а их жизнь «развела».

Сегодня заочные перепалки Карпина и Мостового привлекают больше внимания, чем их былые совместные успехи. Если в футбольные годы Мостовой был звездой, любимцем публики, а Карпин оставался в его тени, то теперь Валерий, будучи главным тренером сборной России и «Ростова», пользуется большим авторитетом. Это даёт ему психологическое преимущество в их словесных дуэлях, которые, судя по всему, ещё далеки от завершения. Наблюдать за этим противостоянием, как ни странно, порой интереснее, чем за игрой сборной, — эмоции бьют через край.