Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Домашнее музицирование с детьми

Вечером, после напряженного рабочего дня, так приятно собраться всей семьей. Мы берем в руки музыкальные инструменты и начинаем играть. Звуки музыки переносят нас в волшебный мир, где время останавливается, а заботы исчезают. При этом совершенно не обязательно исполнять произведения великих мастеров. Кому-то будет достаточно и небольших пьес или песенок. В музыкознании домашнее музицирование рассматривается как любительское исполнение музыки в домашней обстановке. Это практика, которая не предполагает профессиональных выступлений в концертных залах или на публичных площадках. Музицирование для других — это дело профессионалов. Для этого их обучают мастерству публичных выступлений в специальных учебных заведениях (музыкальные школы, колледжи, консерватории). Музицирование действует сильнее, чем слушание музыки на концерте или с помощью современных аудио и видео-носителей. Играя на музыкальном инструменте, исполняя вокальное произведение, человек занимает активную позицию, он создает муз

Вечером, после напряженного рабочего дня, так приятно собраться всей семьей. Мы берем в руки музыкальные инструменты и начинаем играть. Звуки музыки переносят нас в волшебный мир, где время останавливается, а заботы исчезают.

При этом совершенно не обязательно исполнять произведения великих мастеров. Кому-то будет достаточно и небольших пьес или песенок.

Домашнее музицирование — что же это такое?

В музыкознании домашнее музицирование рассматривается как любительское исполнение музыки в домашней обстановке. Это практика, которая не предполагает профессиональных выступлений в концертных залах или на публичных площадках.

Музицирование для других — это дело профессионалов. Для этого их обучают мастерству публичных выступлений в специальных учебных заведениях (музыкальные школы, колледжи, консерватории).

Музицирование действует сильнее, чем слушание музыки на концерте или с помощью современных аудио и видео-носителей.

Играя на музыкальном инструменте, исполняя вокальное произведение, человек занимает активную позицию, он создает музыку через свое тело и посредством его. Исполняющий вовлечен в самостоятельное создание музыкальной ткани, он выступает как творец, человек созидающий. При этом нет условий, способствующих возникновению сильного внутреннего волнения, негативных, стрессовых ситуаций, что, как правило, имеет место во время публичного выступления.

Напротив, домашнее музицирование — самый лучший способ снятия стрессов, отвлечения от всех душевных и насущных проблем.

Домашнее музицирование может быть, как сольным, так и совместным. Сольное музицирование — это уединенное пение или исполнение на каком-либо инструменте одного человека. Занимаясь сольным музицированием, человек, как правило, делает это наедине с собой, при этом, не имея слушателей.

Конечно, если люди играют громко, то слушатели обязательно найдутся — те же соседи, которые не преминут сообщить о себе ударами по батарее или в стенку. В крайнем случае — вызовом соответствующих органов.

Замечательно, когда человек может играть для себя, или выступать в роли исполнителя, играющего для других, в нашем случае — членов семьи, но еще лучше, если близкие нам люди вовлекаются в этот процесс. Всем известно, что ничто так не сближает людей, как совместная деятельность, совместное творчество.

И в таких условиях музицирование может стать отличным фактором, способным сплотить семью, наладить отношения друг с другом.

В процессе совместного музицирования развивается чувство ответственности, ведь каждый ведет свою партию и несет ответственность за свое исполнение. Через музыку происходит осознание, что значит создавать и поддерживать гармоничные отношения. Тем самым дети ощущают свою сопричастность к тому, что делают родители, а родители — что делают дети. А все вместе научаются понимать и чувствовать, что значит ответственность за результат.

Замечательно, если кто-то из членов семьи имеет музыкальное образование. Однако, это не главное — было бы желание.И помочь в этом может целый ряд адаптированных пособий по музыкальной грамоте, нотные сборники, а также соответствующий музыкальный инструментарий, овладение которым не требует специального музыкального образования.

Существует целый ряд музыкальных инструментов, которые не требует специального длительного обучения, и на которых можно играть с детьми сразу, как говорится «здесь и сейчас», ознакомив лишь с особенностями звукоизвлечения на том или ином инструменте. Благодаря этому, любой член семьи почти сразу начинает играть и самостоятельно приобретать необходимые навыки.

Что же это за инструменты? Это, так называемые детские музыкальные инструменты.

Все они подразделяются на группы, в зависимости от своего строения, материала, из которого сделан инструмент, особенностей звукоизвлечения.

Первую группу составляют инструменты, которыми обладает каждый человек. Их еще называют «природными» инструментами или «звучащими жестами». Это всем нам знакомые притопы, шлепки, хлопки, щелканье пальцами. К ним примыкают ударно-шумовые инструменты, такие как:

  • деревянные и кожаные барабаны;
  • бубны, бубенцы;
  • треугольники;
  • деревянные палочки;
  • ложки;
  • тарелки;
  • коробочки;
  • трещотки;
  • кастаньеты;
  • румбы и другие подобные инструменты.

С помощью все этих инструментов можно воспроизводить различные ритмы, создавая ритмический аккомпанемент к исполняемой совместно песне или пьесе.

Существует также особая группа музыкальных инструментов, с помощью которых можно как сочинять разнообразные аккомпанементы к мелодиям, так и исполнять сами мелодии. Это ударно-звуковысотные инструменты, созданные немецким композитором Карлом Орфом. Они представляют собой резонаторный ящик и ряд пластинок определенной высоты из дерева или металла (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили («колокольчики»).

В домашний оркестр также могут быть включены духовые инструменты (блок-флейты, окарины, триолы, пан-флейты, кларнеты) и струнно-щипковые инструменты (гитара, цимбалы, гусли, цитра и др.).

Следующую группу составляют клавишные (фортепьяно, баян, аккордеон) и электромузыкальные инструменты (синтезаторы, электропианино). Однако эти инструменты требуют более длительного освоения.

Надо сказать, что все эти инструменты очень популярны в странах Европы и Америки. Они часто используются как средство релаксации, психологической реабилитации.

Репертуар для исполнения определяется набором инструментов, имеющимся в наличии в семье, уровнем подготовленности членов семьи, их количеством. При подборе произведений следует учитывать мнение всех играющих в ансамбле членов семьи. Но должен быть, конечно, и руководитель (дирижер), который организует весь процесс совместного творчества.

Итак, можно сделать вывод, что совместное музицирование членов семьи выступает не только как средство дружеского эмоционального общения посредством музыки, но и как средство сплочения членов семьи. В этом случае люди специально собираются в определенное время, чтобы «музыкально пообщаться», попеть песни, поиграть в ансамбле.

Поэтому, играйте для себя. Устраивайте дома музыкальные вечера. Исцеляйте свою душу музыкой, и тогда мир вокруг вас станет светлее и радостнее.