Каждый писатель, затеяв свой очередной литературный опус, вкладывает в него определённый смысл - что он хочет донести до читателя. Из всех "Повестей Белкина" А. С. Пушкина этот рассказ самый невероятный, какой может приключиться с человеком, занимающимся необычным ремеслом.
Это сейчас, в нынешнее время, есть ритуальные салоны, куда обращаются граждане за похоронными услугами. А когда-то, 200 лет назад, во времена
А. С. Пушкина, гробы мастерили отдельные ремесленники, находя свой промысел обычным делом, дающим возможность заработать на жизнь.
Увы, полнометражную экранизацию сей повести о жизни гробовщика никто не создал, были только театрализованные постановки. Одна из них, фильм-спектакль "Гробовщик" (1990 г.) режиссёра Петра Фоменко была поставлена в телевизионной версии. Роль Адриана Прохорова, главного действующего лица сей повести исполнял Михаил Данилов. Учитывая печальную сторону жизни, вернее, её завершение, и хлопоты, связанные с похоронными заботами Прохорова, создатели фильма наполнили само пространство этого спектакля стихами поэта. Тем более, что в поэзии начала 19 века были популярны образы смерти, гробов и мрачных мыслей о завершении земного бытия.
По сюжету гробовщик Адриан Прохоров, мужчина замкнутый и немногословный, переселяется из своей старой лачуги где-то на задворках Москвы в новый, более просторный домик возле Никитских ворот. Он обустраивается на новом месте со своими домочадцами - взрослыми дочерьми Акулиной и Дарьей. Им помогает работница Аксинья. Весь домик заставлен гробами и похоронными принадлежностями, но для мастера это обычное дело. Он спокойно к этому относится, для него такая работа - надёжный заработок, дающий средства для жизни.
Прохорова приглашает в гости сосед, напротив через улицу, немец-сапожник, на серебряный юбилей бракосочетания с его супругой. И на следующий день прилично одетый Адриан с нарядными дочками приходит в дом к немцу, где собрались другие ремесленники по разным направлениям. В процессе застолья гости стали произносить тосты и здравицы. Желали здоровья всем ремесленникам и их клиентам. Один из гостей предложил выпить за здоровье мертвецов - клиентов Адриана Прохорова. Все присутствующие рассмеялись этому словесному каламбуру, но сам Адриан обиделся. Он узрел в этом некую двусмысленность, отторжение как мастера своего дела, хоть гости и не думали его обижать. Всякая работа достойна уважения, если приносит доход. К тому гробы всем людям оказываются нужны после завершения их жизни и это нужное обществу дело. К чему смеяться?..
Однако Прохоров, затаив обиду и сильно напившись шампанского, решил про себя, что не будет устраивать новоселье для соседей, а пригласит только своих постоянных надёжных клиентов - мертвецов. С этими мыслями он вернулся домой и завалился спать. Во сне они ВСЕ к нему и пришли. С синими и зелёными лицами, в потёртых от старости кафтанах, дряхлые и немощные. Один из них, почти развалившийся скелет, заявил, что когда-то гробовщик обманул его - подсунул сосновый гроб вместо дубового. При этом кинулся в объятья и рухнул наземь, развалившись на части. В ужасе Адриан проснулся.
Оказалось, что ничего не было, мастеру гробовых дел приснился страшный сон, и наступило хорошее утро. Пора пить чай и звать на завтрак дочерей, приготовленный Аксиньей. Фильм смотрится, как некое кино-притча. Люди, не загадывайте на ночь всякие страсти! Иначе приснится такое, что не возрадуешься. И будешь потом долго креститься и благодарить Бога за то, что жив-здоров и не отправился на тот свет вместе со своими ночными "гостями".