Найти в Дзене

В Петрозаводске открылась выставка народного художника РФ Виктора Иванова

Работы классика отечественного искусства можно увидеть в Петрозаводске. Мария Юфа, заведующая Городским выставочным залом, говорит, что нам повезло. Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» — значительное событие для Петрозаводска. Работы Виктора Иванова — живого классика российского изобразительного искусства, человека большой эпохи, ученика Александра Осмёркина, обладателя самых высоких званий, — помогают понять не только приемы и технику условно старых мастеров, но и почувствовать общую гуманистическую идею художника, который нашел выразительные средства для изображения своего восхищения перед природой и человеком на земле. Суровый стиль — это направление в реалистической советской живописи 1950-1960-х годов. Термин принадлежит искусствоведу Александру Каменскому. Представители «сурового стиля» в живописи писали современников в «героике трудовых будней». Их изображения «обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Не
   На выставке «Художник сурового стиля. Виктор Иванов». Фото: «Республика» / Михаил Никитин
На выставке «Художник сурового стиля. Виктор Иванов». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Работы классика отечественного искусства можно увидеть в Петрозаводске. Мария Юфа, заведующая Городским выставочным залом, говорит, что нам повезло.

На выставке «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» можно послушать небольшое интервью художника, данное Раулю Скрылеву. Фото: «Республика» / Михаил Никитин  📷
На выставке «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» можно послушать небольшое интервью художника, данное Раулю Скрылеву. Фото: «Республика» / Михаил Никитин 📷

Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» — значительное событие для Петрозаводска. Работы Виктора Иванова — живого классика российского изобразительного искусства, человека большой эпохи, ученика Александра Осмёркина, обладателя самых высоких званий, — помогают понять не только приемы и технику условно старых мастеров, но и почувствовать общую гуманистическую идею художника, который нашел выразительные средства для изображения своего восхищения перед природой и человеком на земле.

Суровый стиль

— это направление в реалистической советской живописи 1950-1960-х годов. Термин принадлежит искусствоведу Александру Каменскому. Представители «сурового стиля» в живописи писали современников в «героике трудовых будней». Их изображения «обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картины обратились к «низким» в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту».

На выставке «Художник сурового стиля. Виктор Иванов». Фото: «Республика» / Михаил Никитин  📷
На выставке «Художник сурового стиля. Виктор Иванов». Фото: «Республика» / Михаил Никитин 📷

2 августа Виктору Ивановичу исполнится 101 год. Рассказывают, что он не перестал работать. На выставке вместе с ранними работами мастера можно увидеть его произведения 2020-х годов. Это обстоятельство впечатляет тоже.

Большой раздел экспозиции называется «Земля рязанская». Здесь собраны его работы, посвященные главной теме художника — деревне.

Куратор выставки искусствовед Ольга Томсон рассказала «Республике», что Виктор Иванович сам представляет себя художником, который пишет только деревню.

«Виктор Иванов с самого начала определил себя как художника деревенского. Сейчас уже почти нет деревни, а есть садовые, огородные хозяйства. И нет тех самых крестьян, с которыми он был знаком, которых он писал и благодаря изображениям которых, кстати, его не пустили на первую выставку в Италию. В одном из фильмов, которые можно посмотреть на выставке, он рассказывает о том, что Министерство культуры недоумевало, почему в его работе «Семья.1945-й год» все члены семьи едят деревянными ложками из одной крынки.

Художник изображал жизнь так, как видел, не подстраиваясь под время. Все его работы — это простые человеческие истории. Он говорит, что благодарит судьбу за то, что она подарила ему родину. И вот эту родину он всё время пишет. Пишет горизонтальные рязанские пейзажи. Разговаривает с людьми, и после встречи с ним возникает внутренняя убежденность, что есть надежда, которая может держать тебя на плаву», — рассказывает на вернисаже Ольга Томсон.

Репродукция работы «Семья. 1945-й год». Фото: «Республика» / Михаил Никитин  📷
Репродукция работы «Семья. 1945-й год». Фото: «Республика» / Михаил Никитин 📷

Название выставки придумал сам художник.

«Выставка рассказывает о Викторе Иванове как о художнике сурового стиля. В то же время можно сказать, что он — свидетель эпохи. За столетие своей жизни он сумел найти свой язык и представить свой образ родины. Не сувенирный, не туристический, а по-настоящему сформулированный образ, который, как мне кажется, многим из нас сейчас близок», — сказала на вернисаже Мария Юфа, заведующая Городским выставочным залом.

По словам Марии Юфа, эта экспозиция уже была показана в музее Нижнего Новгорода и картинной галерее Вологды.

«В Петрозаводске мы делаем не первый проект, связанный с именами больших художников. Здесь проходили выставки народных художников России Павла Федоровича Никонова и Игоря Михайловича Орлова. Сейчас мы представляем творчество Виктора Ивановича Иванова. Когда я училась в Академии художеств, мы изучали творчество этого художника, но я не предполагала, что буду общаться и дружить с ним многие годы. Он меня поразил в первую же встречу, когда сказал, что к человеку нужно относиться так, как его придумала природа, а не испортили родители», — говорит Ольга Томсон.

На выставке есть работы Виктора Иванова, отражающие его впечатления от поездок на Кубу, в Египет, в Мексику, в Румынию и другие страны. Самые ранние — крымские работы художника.

«На этой выставке представлен целый век. Начинается все с 1947 года, когда художник совершил свое первое послевоенное путешествие в Крым. Уже нет никаких ужасов войны, а есть эта огромная радость молодого художника, наблюдающего новую мирную жизнь. Здесь есть автопортреты, виден поиск своего стиля. Каждый раз, когда речь заходит об этом, Виктор Иванович вспоминает своего главного учителя — Александра Осмёркина. Кто знает творчество Александра Осмёркина, сможет лучше понять контекст работ его ученика», — говорит Ольга Томсон.

Как и в предыдущих проектах, на этой выставке можно увидеть цикл фотографий Рауля Скрылёва, художника и фотографа, создавшего большую серию портретов художников и их мастерских.

Фотографии Рауля Скрылёва из мастерской художника. Фото: «Республика» / Михаил Никитин  📷
Фотографии Рауля Скрылёва из мастерской художника. Фото: «Республика» / Михаил Никитин 📷

«В Викторе Ивановиче я вижу идеального художника. Идеальную проекцию Творца на отдельно взятого человека. Мне всегда хотелось проявить в фотографии вещество его творчества, его мыслей, самой души художника. Виктор Иванович, на мой взгляд, человек, обладающий очень важными для художника качествами: поразительным чувством юмора и самоиронией.

Необычное сочетание: говоришь с художником о серьезных вещах, и вдруг какая-то улыбка мелькнет на его лице и разрастется в широкую, и тут же схлопнется — опять серьезное выражение лица. Я видел его в разные моменты. Вы знаете, я не перестаю удивляться человеческому гению этого человека. Вот эта крупность, которая присутствует в его работах, присутствует в нем самом. Художники, которые не несут вот этой огромной любви к Родине, не несут того, что вы вот сейчас можете прочувствовать. Он — такая огромная энергетическая батарея», — сказал на открытии выставки Рауль Скрылёв.

Фотограф процитировал высказывание Марка Твена о том, что рядом с великим человеком чувствуешь себя великим. А рядом с пигмеем чувствуешь себя пигмеем.

«Так что у вас есть возможность почувствовать себя великими рядом с такими замечательными работами», — добавил Рауль Скрылёв.

Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» будет открыта в Городском выставочном зале до 26 июля.