Найти в Дзене

Вычитка произведения доводит до посинения... Да как так?!

Знакомый писатель прислал сообщение: «Повесть писал год. Потом редактировал, переделывал почти столько же. Прошло еще сколько-то времени, а мне опять хочется что-то доделать, изменить, снова нахожу ошибки, даже опечатки. Давно уже пора ее опубликовать, а я все никак не решусь. Что делать?»
Подобного рода вопросы в разных вариантах: сколько нужно вычитывать? Почему я не могу остановиться и больше не править текст? Как бы я не старался, все равно нахожу ошибки, Неужели поможет только специалист? – звучат постоянно.
Почему происходит так, что мы не заканчиваем какой-либо процесс? Или затягиваем его на долгое время? Одна из причин – вечное недовольство собою в хорошем смысле этого выражения. Мы не хотим хорошего, мы хотим лучшего. Почему бы и нет?
Сам такой, я бы вылизывал текст до посинения, честно… пока бы у меня его силком не отобрали. А ведь это при том, что у меня есть соответствующее образование. Я представляю, что чувствуют люди, у которых техническое или другое образование, не с
Оглавление

Знакомый писатель прислал сообщение: «Повесть писал год. Потом редактировал, переделывал почти столько же. Прошло еще сколько-то времени, а мне опять хочется что-то доделать, изменить, снова нахожу ошибки, даже опечатки. Давно уже пора ее опубликовать, а я все никак не решусь. Что делать?»
Подобного рода вопросы в разных вариантах: сколько нужно вычитывать? Почему я не могу остановиться и больше не править текст? Как бы я не старался, все равно нахожу ошибки, Неужели поможет только специалист? – звучат постоянно.
Почему происходит так, что мы не заканчиваем какой-либо процесс? Или затягиваем его на долгое время?

I. «Больной» перфекционизм, стремление к идеалу

Одна из причин – вечное недовольство собою в хорошем смысле этого выражения. Мы не хотим хорошего, мы хотим лучшего. Почему бы и нет?
Сам такой, я бы вылизывал текст до посинения, честно… пока бы у меня его силком не отобрали. А ведь это при том, что у меня есть соответствующее образование. Я представляю, что чувствуют люди, у которых техническое или другое образование, не связанное ни с редактированием, ни с корректированием.
То есть я сам перфекционист, но считаю, что перфекционизм хорош, когда он здоровый, а вот когда «больной», тогда это начинает мешать. Значит, надо это осознавать и запрещать себе иногда доводить все до совершенства, до идеала.
Как понять, насколько вы к этому предрасположены?
«Больной» перфекционизм имеет определённые признаки.

1️⃣ Человек постоянно сравнивает себя с окружающими (в нашем случае, с писателями). Как я пишу? Как он пишет?
Зачем? Не надо этого делать. Вы пишете так, как пишете вы. Вот и все.

2️⃣ Человек очень требователен к себе. Соответственно, у него повышенные требования к другим. Вы читаете произведения в сети? Вы видите в них сначала недостатки, а потом (да и то не всегда) достоинства? Вы часто оцениваете чей-то уровень как низкий? Завышенная требовательность может не всегда помогать, скорее, наоборот.

3️⃣ Признак выходит из второго. Люди воспринимаются тоже как требовательные, как жутко суровые критики. Поверьте, огромное количество читателей вообще не оставляют никаких отзывов, дай бог найдут время поставить лайк. Чаще покупают книги на площадках, не оставляя вообще ничего. Не меньше тех, кто боится, стесняется писать комментарии, обсуждать что-то открыто. Критик же – это не совсем читатель. Поэтому не стоит воспринимать всех в таком ключе.

4️⃣ Человек начинает зацикливаться на собственных ошибках, неудачах. И для него каждая неудача воспринимается как личная катастрофа. Не прочитали книгу – катастрофа, не купили – тем более. Оставили негативный отзыв – вообще конец света. Для такого человека это настолько болезненно, что напрашивается сам собой вопрос: а зачем заниматься делом, которое приносит такую боль?

Неудачи и ошибки бывают у всех.
У меня есть рассказы, которые я не мог долго нигде опубликовать. Какие-то были опубликованы в сети, а на бумаге нет. Но… все меняется. Например, в какой-то момент я посылаю рассказ на конкурс, и он входит в тройку победителей, попадает в сборник.
То есть сегодня так, а завтра так. Бояться ничего не нужно, а от ошибок никто не застрахован.
Если вы несколько погасите больной перфекционизм, это будет лучше, чем если вы месяцами будете добиваться идеального текста.

II. Боязнь результата

Еще одна причина – боязнь результата (очень интересное явление).
Человека не страшит процесс, он работает как вол, редактирует и корректирует текст, добивается промежуточных результатов, но неосознанно отодвигает окончательный. Чего ж он боится? Чего угодно: публикации, конца привычной занятости, «расставания» с идеей, героями собственной книги, нераскрытия смыслов и пр.
Посмотрите внимательно на картинку:

-2

Вот человек написал произведение. Он создал вариант почти готовый, осталось его только вычитать: что-то подредактировать, что-то откорректировать. Проходит первая вычитка. Через какое-то время он вновь возвращается к тексту и понимает, что надо добавить вот это и то, что-то еще изменить. Снова поработаем! Получим второй вариант текста, который в принципе уже можно публиковать. Нет! Надо и этому тексту дать «отлежаться» – ведь так советуют мастера.
Проходит еще какое-то время. Появляется третий вариант, третья вычитка, четвертый и т.д. Чем длиннее путь до публикации, тем она становится невозможнее. Текст может уйти «в стол», и читатель вообще никогда его не увидит.

Вы так делаете? Могу утешить, вы не единственный, нас таких много. У большинства писателей есть тексты, которые лежат в столе.

Публикация часто «пугает» начинающих писателей. И это нормально. Наверное, куда хуже, когда произведение публикуется с кучей ошибок, «приправленное» наглостью и уверенностью в непогрешимости.
Тут важно понимать вот что: вы сделали вычитку раз, вычитку два, опубликовали, но есть желание еще что-то изменить. А кто-то это запрещает? Никто не запрещает редактировать и корректировать книгу после публикации. Не надо воспринимать публикацию как некий начальный или конечный пункт: то ли рождения книги, то ли ее смерти.
Посмотрите на мэтров. Например, «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Сколько вариантов было? Вариант журнальный, сценарный, просто другой вариант и др.
В сети есть понятие «прода», многие выкладывают черновики, выкладывают произведение не целиком, а поглавно. Потом, когда книга уже собрана, редактируют и корректируют окончательно. Поэтому публикация – это не последняя точка в правках текста.

III. Что же делать?

Каждый писатель рано или поздно справляется с вычиткой, вырабатывает, так сказать, свой метод. Все же озвучу несколько советов.

1️⃣ Обратиться к специалисту

Плюсы: качество, освобождение времени писателя для другой работы.
Минусы: трудный поиск специалиста, денежные затраты.

2️⃣ Делать все самому, создав регламент индивидуальной работы

Регламент в данном случае – это осознанные и закрепленные пошаговые этапы работы по редактированию и корректированию.
Например, в
третьей части статьи «Как я пишу рассказы», я говорил о своем регламенте – о двух этапах вычитки. После чего я заставляю себя остановиться. Возможно, кому-то такой способ подойдет.
Плюсы: самостоятельный контроль всего, нет аврала.
Минусы: может уйти много времени, слишком высокая «самонадеянность».

3️⃣ Важные советы

► Не корректируйте набело текст, пока его не отредактируете.
► Всегда есть возможность изменять текст, в том числе редактировать и корректировать его после публикации.
► Получайте удовольствие от процесса, не доводите себя до состояния «глаза бы его не видели».
► Здоровый перфекционизм – это хорошо, а «больной» только мешает.
► В качестве цели не ставьте достижение идеального результата.
► От ошибок и опечаток никто не застрахован, это не катастрофа.

В конце концов, как говаривал уважаемый М.М. Херасков, «и в солнце, и в луне есть темные места!»

Другие статьи в подборке "Оформление"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам, лайкам и прочим признакам того, что вы существуете