Найти в Дзене

ИЗ ИСТОРИИ СЕМЕЙСКОЙ ДОМОВОЙ РОСПИСИ (Часть 2)

Семейская домовая роспись – уникальное культурное явление в живописи Сибири, это вид народного художественного искусства, бытовавшего у группы русских старообрядцев-семейских, прибывших на вечное поселение за Байкал с западных рубежей России в середине 18-го века по указу императрицы Екатерины-II.

«Семейские» - от слова «семья». Прибыли на поселение семьями, которые были весьма многочисленны. Семейные и родственные отношения у этих людей отличались чрезвычайной крепостью, потому что нужно было выжить в суровых климатических и тяжелых бытовых условиях. Со временем, новопоселенцы освоились на новой земле, окрепли, «встали на ноги» и появилась потребность в самовыражении. Яркая традиция росписи – это именно средство самоидентификации, потребность в самовыражении, которые пронесены сквозь века и которые являются еще и средством сохранения культурного наследия.

Данный материал поименован, как Часть 2, посвящен внутренней (интерьерной) домовой росписи. В первой части материала была дана общая историческая справка о семейской домовой росписи, рассказано о направлениях, элементах и областях применения. Данная часть посвящена женской росписи, которая бытовала среди домохозяек с середины 19-го до середины XX вв. Именно в означенный период времени роспись приобрела наибольшее распространение и популярность в среде семейских.

Чистота и красота у семейских были одними из главенствующих факторов хорошей жизни и бытия. Чистота жилища была тесно связана с представлениями о его красоте. Убранством жилища у семейских занимались домохозяйки. Поэтому часто женщины украшали свои жилища сами, копируя и заимствуя элементы друг у друга, в то же время привнося в украшение своё видение и представление о прекрасном, придумывая новые узоры, техники и сочетания красок. Домовая роспись по своему стилю и характеру сложна, немногочисленным исследователям проблематично было выявлять общие и характерные мотивы и элементы, однако они всё же были выявлены.

Элементами женской домовой семейской росписи в основном были геометрические фигуры: круги, ромбы, квадраты, украшенные точками и линиями контрастных цветов. Травные рисунки (растительные орнаменты) применялись гораздо реже и получили наибольшее распространение в 20-м веке.

Наиболее древними в росписи у семейских считаются изображения кругов с вписанными мелкими окружностями, которые заполнены, в свою очередь, более мелкими рисунками: точками, криволинейными линиями, цветочными узорами и растительными орнаментами. Встречались среди кругов самые разнообразные вариации, однако объединяло эти рисунки одно – вписанные мелкие круги. Количество этих кругов варьировалось до нескольких десятков. Некоторые мастерицы вписывали в круги вихревые и радиальные орнаменты. Круги, как основной мотив домашних росписей характерны были для росписей А.А Пантелеевой, бабушки Гришихи – А.Е. Петровой (с. Бичура), У.Ф. Асташевой, Арины Тимофеевны (с. Нижний Жирим), В.С. Чистяковой (с. Десятниково).

Другим излюбленным мотивом являлись «косачи», «косари» - особые завитки, которые пользовались невероятной популярностью и рождены были под влиянием наблюдений за окружающим миром. Название своё, как утверждали женщины, «косачи» получили из-за сходства с перьями птиц: косача-глухаря и петуха. В данный элемент росписи почти всегда было заложено стремление к динамике движения. Необходимо добавить, что рисунки эти были весьма разнообразны и не похожи друг на друга, также, как и разными и не похожими друг на друга были сами люди, их представление о красоте и умении работать с красками и инструментами. У одних мастериц – косачи выглядели легко и ажурно, у других наоборот тяжеловесно, третьи отличались особым загибом завитка (крутой или пологий) и т.д. На больших плоскостях (на стенах, потолках, полах) «косачи», как правило, располагались по сторонам волнистых и прямых линий, идущих параллельно.

Также для женских росписей был характерен способ раскрашивания поверхностей прямолинейными и ромбовидными клетками, диагональными и треугольными решетками с вписанными в них рисунками: яблоками, кружочками, цветами, крестиками, скобками, точками, линиями, лепестками, хвостиками, завитками, точечными и линейными орнаментами. Такие мотивы были характерны для росписей А.С. Степановой, Х.Е. Матвеевой, П.А. Степановой из с. Десятниково, В.А. Покацкой из с. Нижний Жирим, Е.А. Зайцевой из с. Куйтун. Клетками и решетками украшались большие поверхности – стены, потолки в избах, в сенях и даже в погребах.

В рисунки непременно закладывалась символика, имеющая отсыл к окружающему миру и природе, т.е. рисунки несли смысловую нагрузку и обозначали: любовь, здоровье, дружбу, счастливую семейную жизнь, солнце, месяц, луну, засеянное поле и т.д. Наиболее часто употребляемыми красками были: желтая, черная, красная, коричневая. Для фона под роспись использовали особую смесь из молока, белил и извести. Пол под роспись покрывали коричневой или бордовой краской. Краски наносили палочками, которые состояли из туго смотанных кусочков ткани или бумаги. Реже писали руками и «перстами» (пальцами). Кисти из свиной щетины стали появляться в более позднее время. Любопытен у семейских способ наложения красок: при нанесении элементов росписей семейские использовали всю ширину мазка кисти.

Хозяйка, умеющая украсить свою избу, пользовалась заслуженным уважением и популярностью среди односельчан. В таких селах, как Десятниково, Большой Куналей, Нижний Жирим, многие домохозяйки считали роспись жилища своей домашней обязанностью. Особо одарённые и «поднаторевшие», «набившие руки» мастерицы со временем стали работать «внаём», т.е. раскрашивать жилища на заказ. Так известный исследователь семейских – ученый Ю.Д. Талько-Грынцевич в конце 19-го в. засвидетельствовал: «…в Бичуре лучшим красильщиком считается немолодая вдова Лукерья Прохорова, дающая своим искусством содержание детям…».

Домовая роспись была распространена широко и повсеместно в селениях семейских, но самым украшенным считалось село Десятниково, которое располагается на старинном тракте, ныне федеральная автомобильная дорога, связывающая центр России с Дальним Востоком. В этом селе росписью занималась чуть ли не каждая домохозяйка.

Многие домохозяйки, занимавшиеся росписью, не сомневались в красоте своих жилищ, ведь в это дело они вкладывали все свои старания, умения, вкладывали свою душу и своё представление о прекрасном. Вплоть до конца 20-го века можно было увидеть в избах у семейских дивные узоры, будто сошедшие со страниц русских сказок. К большому сожалению со временем традиция украшать внутренние интерьеры жилища своими руками, вдруг стала считаться пережитком прошлого и практически сошла на нет. Увы, популярность и широкое бытование росписи, пошло не на пользу и сыграло злую шутку, это уникальное явление не казалось тогда чем-то необычным, поэтому человеческая память сохранила совсем мало имён женщин-рисовальщиц. Вот лишь некоторые из них: Татьяна Игнатьевна Лаптева, Л.М. Лаптева, М.О. Евстифеева (с. Десятниково), Н.С. Покацкая, «Кириха» - мать Н.К. Русина (Нижний Жирим), Агрипина Кузьминична Рымарева (с. Большой Куналей), А.А. Максимова (с. Новый Заган), Федорушка-красильщица Миладора Малкова и её дочь Наталья, Марфа-жена «Васеньки-красильщика», работавшая вместе с мужем (с. Надеино).

Материал подготовлен в рамках проекта «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ», реализуемого региональной общественной организацией «Общество культуры семейских Республики Бурятия» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Материал подготовлен с использованием трудов ученых и исследователей жизни и быта семейских: Ю.Д. Талько-Грынцевича, Г.И. Ильиной-Охрименко, Ф.Ф. Болонева.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд

Е.В. Варанкина (фото автора)