Андрюша вырос ребёнком, которого учили прятать свои чувства, подавлять слабости и заслуживать любовь через достижения. Он растворился в чужих ожиданиях, принял маску успешного и «идеального» вместо того, чтобы быть собой. Но что происходит с таким мальчиком, когда он превращается в подростка и взрослого?
Давайте заглянем дальше в его судьбу.
▎Возраст: 6 лет. Ощущение: «Я недостаточно хорош».
Родители Сергея всегда казались ему чем-то вроде богов. Отец – строгий и требовательный, с холодным взглядом. Мать – красивая и яркая, но чаще занятая собой.
Сергей приносит из детского сада рисунок, которым гордится – цветной кот с яркими глазами. Он с надеждой несёт его матери.
– Что за кот? – вытирая руки об полотенце, говорит она. – А почему хвост кривой? И на уши совсем не похоже… Ты можешь чуть лучше постараться?
Сергей прижимает рисунок к себе. Сначала хотел объяснить, что это шерсть и он специально так изобразил, но слова застряли в горле. «Плохой рисунок. Недостаточно хорош».
Он уже понимает важную истину: чтобы быть достойным, надо показывать только то, что идеально. А если не идеально – лучше спрятать.
▎Возраст: 10 лет. Чувство: «Меня любят, только если я идеальный».
Теперь Сергей старается на отлично. Дневник заполняется пятёрками. Учителя хвалят его прилежность. Родители накануне родительского собрания довольны:
– Молодец, сын, только не опозорь нас, – говорит отец, взяв его за плечо.
На собрании учительница заявляет: Сергей отлично учится, но он словно прячется от других детей. Не проявляет эмоций, избегает конфликтов.
По возвращении домой отец смотрит на сына и говорит:
– Учился бы ты работать как я: только слабые ищут утешения и слюни распускают!
В Сергея вонзается мысль: чувства – это слабость. Хочешь быть успешным, забудь о них.
Он запирает распирающую изнутри обиду и страх в самое дальнее подсознание. Осознавать их просто невозможно, ведь иначе он станет «слабым».
▎Подростковый возраст. Возраст: 13–18 лет. Чувство: «Я должен быть лучше всех».
Подростковый возраст для Андрюши – настоящий вызов, ведь теперь его раны, покрытые маской, начинают прорезаться в отношениях со сверстниками.
Андрюша – отличник. Он умный, смышлёный, всегда готов быть на высоте. Учителя восхищаются им, а родители хвастаются успехами сына друзьям:
– Андрюша у нас молодец, участвует в олимпиадах, всегда в первых рядах.
Но у сверстников это вызывает раздражение. В школе он слышит насмешки за спиной:
– Смотри, это наш «гений» идёт. Андрюша-всезнайка, как всегда!
Каждое такое замечание словно режет по сердцу, но Андрюша никогда не покажет этого. Наоборот, он старается быть ещё более совершенным: зубрит до ночи, готовится к конкурсам, чтобы доказать, что он лучше.
Однажды кто-то из одноклассников говорит ему:
– Ты всегда выделяешься – думаешь, ты круче других?
Тогда Андрюша чувствует странное противоречие: он хочет признания среди сверстников, но боится быть отвергнутым, если перестанет быть лучшим. Ему невыносимо думать о том, что его презирают. Заметив его замкнутость, мать вновь бросает:
– Ты не умеешь общаться с людьми! Я же говорила: будь немного проще.
Крикнуть: «Я стараюсь изо всех сил!» – в голову просто не приходит. Если он раскроется, ему опять скажут, что он не такой, как надо.
Всё отчётливее формируется убеждение: «Меня примут, только если я стану тем, кем другие восхищаются». Отсюда вырастает новая черта его личности: стремление к грандиозности. Чтобы не чувствовать боль, он решает стать тем, кем все восхищаются. Даже если внутри пусто. И Сергей выбирает: станет тем, кого все хотят видеть. Грандиозным, ярким, «особенным». Кто посмеется тогда?
▎Маска грандиозности.
Внешне Андрюша кажется уверенным:
• Он выигрывает школьные олимпиады, получает грамоты.
• Всегда говорит чётко и громко, показывая, что он знает, чего хочет.
• Он уверяет себя: «Я лучше них. Я докажу это всем».
Но внутри он чувствует одиночество. Он не может довериться друзьям, ведь боится показать слабость. Только он этого не понимает: вокруг все кажутся тупыми и недостойными. По-настоящему близкого общения нет: каждое откровение кажется ему угрозой его самооценке.
Он окружает себя «фанатами» – людьми, которые восхищаются его достижениями. Но как только кто-то перестаёт его хвалить или благодарить, Андрюша испытывает злость и отстраняется:
– Значит, ты меня не ценишь? Тогда и мне ты не нужен.
Ему важно видеть – все смотрят. Все восхищаются. Потому что если они отвернутся, под блестящей маской появится то, чего он так боится: уязвимость и страх быть нелюбимым.
▎Молодой взрослый возраст. Возраст: 20–30 лет. Чувство: «Я всего добьюсь, но зачем?»
Андрюша становится взрослым. Теперь его жизнь – это борьба за успех, статус и признание.
На первом курсе университета он очаровывает преподавателей своими знаниями, но студентов держит на расстоянии. В группе он лидер, но ненастоящий: он не близок ни с кем. Андрюша умело строит сеть поклонников, которые смотрят на него снизу вверх, но сам остаётся холодным.
Теперь маска грандиозности управляет его жизнью:
• Он ставит себе высокие цели.
• Постоянно работает, чтобы быть лучшим.
• Каждое новое достижение его немного радует, но ненадолго.
Внутри его грызёт мысль: «А если я больше не буду первым? Кто я тогда?»
▎Взаимоотношения.
В университетские годы Андрюша впервые пробует строить романтические отношения, но всё идёт не так гладко.
Он встречается с девушкой, которая видит в нём сильного и целеустремлённого человека. Но через несколько месяцев она начинает замечать другую сторону:
– Ты никогда не говоришь о своих переживаниях. Я не знаю, что ты чувствуешь, и ты как будто все только о себе– говорит она однажды.
Андрюша пожимает плечами:
– Какие ещё переживания? Всё хорошо. Я просто занят.
Ему невыносимо сложно открывать свои слабости, ведь это рушит всю его жизненную концепцию. Если показать, что он уязвим, – значит, он слабый. А слабость в его мире недопустима.
Отношения заканчиваются. И они будут продолжать заканчиваться снова и снова, потому что Андрюша не знает, как быть с кем-то по-настоящему открытым.
▎Работа и карьера.
В 25 лет Андрюша делает первые шаги по карьерной лестнице. Он добивается успеха, ведь умеет работать на публику, управлять впечатлением и быть лучшим в своей области. Руководство его ценит, коллеги завидуют.
Но есть проблема: Андрюша постепенно теряет связь с самим собой. Каждый день он чувствует странную тревогу, но не понимает, почему.
Чтобы заглушить пустоту, он начинает работать ещё больше, ставя перед собой всё более недосягаемые цели:
– Ещё одна победа, ещё один проект, ещё одна должность – и я буду чувствовать себя счастливым.
Но всё это похоже на тонущий корабль: успех не приносит ему внутреннего удовлетворения, а на себя смотреть всё сложнее.
▎Внутренний мир взрослого Андрюши.
Андрюша стал тем, о чём мечтали его родители: успешным, уверенным, внешне сильным. Но что у него внутри?
1. Страх потерять маску. Для него страшнее всего показать свои эмоции, признать, что он уязвим. Поэтому он всегда старается держаться холодно и отстранённо.
2. Постоянное ощущение одиночества. Несмотря на хвалебные отзывы коллег или уважение в обществе, он чувствует, что его никто не знает по-настоящему. Он сам себя не знает.
3. Глубокая неудовлетворённость. Цели, которых он так долго добивался, не радуют его. Он понимает: всё это пустота.
▎Сможет ли он измениться?
Андрюша – классический пример нарцисса с грандиозной маской. Но важно помнить, что нарциссизм – это чаще всего не про самовлюблённость, а про рану. Его внутренняя пустота – это эхо детства, где он не получил безусловной любви и принятия.
Сможет ли он преодолеть это? Возможно, если он решится увидеть свои слабости. Через близкие, честные отношения он способен ощутить связь с собой и другими.
Но для этого нужно будет снять свою маску – ту, без которой Андрюша так долго не понимал, как жить. И посмотреть кто прячется за ним. И это самое сложное, но и самое важное.
Хотите продолжение? Пишите в комментариях, давайте пофантазируем как бы сложилась его жизнь. Есть ли у вас такие знакомые?
Ваш психолог Зарина❤️🩹
Продолжение: