Приветствую вас мои любители космоса!
К декабрю 1967 года самые длительные пилотируемые полеты в космос все еще были слишком далеки от продолжительности которая была необходима для долгосрочного пребывания на космических станциях, не говоря уже о путешествиях на Марс или Венеру. Рекорд принадлежал экипажу "Джемини-7", который продержался на орбите 13 дней и 18 часов, в то время как только три другие пилотируемые миссии находились на орбите максимум четыре дня.
Хотя и были намеки на то, что существуют биологические последствия пребывания человека в условиях микрогравитации в течение длительных периодов времени, их точная природа оставалась загадкой. В рамках одного из подходов к решению проблемы Исследовательский центр Лэнгли НАСА заключил контракт с компанией Northrop Corporation на изучение способов проведения автоматизированных и телеуправляемых экспериментов на животных в течение годичного периода их нахождения на орбите Земли.
Результатом стало предложение по программе-приложению "Аполлон" (Apollo Applications Program - AAP), под названием Orbiting Primate Spacecraft (OPS). Проще говоря, это должен был быть орбитальный космический корабль для приматов. План состоял в том, чтобы построить небольшой герметичный космический корабль, достаточный для размещения на его борту двух макак-резусов и припасов для них, и прикрепить его к негерметичной секции на основе конструкции модуля для картографирования Луны LM&SS. В нем должна была размещаться система жизнеобеспечения, резервуар для воды и фильтры для поглощения углекислого газа.
Если бы такой эксперимент был бы осуществлен, то OPS должен был быть размещен в адаптере полезной нагрузки второй ступени ракеты "Сатурн-1B". Командно-служебный модуль "Аполлон" с двумя или тремя астронавтами должен был быть размещен сверху носителя, а затем ракета была бы запущена с мыса Канаверал. Вторая ступень, вместе с OPS и командно-служебным модулем "Аполлон" должна была быть выведена на околоземную орбиту высотой 185 км, с наклонением 28,5°. После этого командно-служебный модуль должен был отстыковаться, развернулся и снова состыковался с OPS, подобно тому как это происходило при стыковке с лунным модулем. Затем запускался маршевый двигатель космического корабля, и он вместе со своей научной нагрузкой поднимался на более высокую орбиту высотой 460 км, где OPS должен был быть отстыкован, а астронавты на своем космическом корабле могли бы продолжить космический полет.
Внутри него две обезьяны будут находиться в отдельных клетках, изолированных от остальной части корабля и друг от друга, чтобы предотвратить риск драк. Для некоторого социального контакта между обезьянами, в клетке все же было предусмотрено небольшое отверстие. Такая конструкция клеток предотвращала засорение научных инструментов отходами жизнедеятельности во время годичного пребывания животных на околоземной орбите. В своем исследовании компания Northrop решила проблему питания приматов, приучив каждую обезьяну реагировать на мигающий световой индикатор. Подходя к своей кормушке и прикладывая губы к отверстию в рот обезьяны автоматически должна была помещалась гранула с едой, чтобы она не улетала в невесомости. В предложении компании также обсуждалось кормление обезьян пастообразной или другой более податливой пищей, но этот вариант был отклонен из-за опасений, что испытуемые будут настолько недовольны изменением своего обычного рациона, что это повлияет на результаты экспериментов.
Удаление отходов жизнедеятельности были гораздо более сложной проблемой. Без гравитации или людей, который бы содержали клетки с обезьянами в чистоте, компании Northrop пришлось потратить немало времени работая над проектом их конструкции, но в конечном было отмечено что решение этой проблемы требует гораздо большего времени. Пол клетки должен был быть сделан в виде проволочной сетки под которым располагалась емкость для хранения отходов. Принудительный поток воздуха проходя через капсулу направлял отходы к емкости, когда это было необходимо. Если что-то застревало в сетке, другая стенка камеры была подвижной, и наземный контроль мог подать команду на отчистку.
К слову сказать на американском космическом аппарате "Биоспутник-3", подобную проблему решили просто - обезьяну закрепили на сиденье унитаза с помощью комбинезона. У нее не было возможности схватить и бросить куда-либо сами понимаете что (есть у приматов такая привычка). Ну а советским космическим собакам сзади закрепляли специальный пластиковый пакет.
Но подвижная стенка клетки в первую очередь предназначалась для другой цели - после завершения научных экспериментов она должна была загнать обезьяну в специальную капсулу, прикрепленную к нижней части OPS. Поскольку капсулы можно было изолировать от остальной части космического корабля, одну из них можно было также использовать для хранения и изоляции обезьяны, которая по какой-либо причине умерла до окончания эксперимента.
Примерно через год после того, как орбитальный космический корабль с приматами был запущен в космос, второй командно-служебный модуль "Аполлон" должен был быть запущен на орбиту, чтобы забрать подопытных обезьян. Корабль должен был состыковаться с космическим аппаратом OPS, и обезьяны (или их останки) должны были быть извлечены астронавтом, вышедшим в открытый космос. Затем приматы будут размещены на борту корабля "Аполлон" и возвращены на Землю, в то время как аппарат OPS будет деактивирован и оставлен на своей орбите.
Хотя проект Orbital Primate Spacecraft так и не вышел за рамки первой стадии разработки, его запуск был достаточно четко обозначен в расписании НАСА, существовавшем в декабре 1967 года. Компания Northrop изучила различные миссии программы "Аполлон", которые не были связаны с полетом на Луну. Планировщики остановились на полете 218 Saturn/Apollo Applications, который тогда был запланирован на конец 1970 года. Возвращение приматов было более запланировано на полет одной из миссий пополнения запасов орбитальной станции.
В то время как орбитальный полет Orbiting Primate Spacecraft был основным вариантом, компания Northrop также кратко описала несколько других возможных применений OPS, таких как установка его на посадочной ступени лунного модуля и изучение биологии макак-резусов в лунных условиях, или размещение одного OPS на дальнем конце специального троса, прикрепленного к предположительно беспилотному командно-служебному модулю "Аполлон", выступающему в качестве противовеса для раскручивания конструкции и проведения экспериментов с искусственной гравитацией. Разработчики также предложили его возможное использование для расширения жилого модуля для космического корабля, построенного на основе конструкции "Джемини-B", разрабатываемого для пилотируемой орбитальной лаборатории ВВС США. Предлагалось даже последовательное соединение двух OPS в качестве аварийного убежища на орбите.
НАСА начало программу AAP на фоне растущего финансового давления. После официального начала AAP по просьбе Конгресса в 1966 финансовом году президент Джонсон представил бюджет НАСА в размере 5,01 млрд долларов на 1967 финансовый год, из которых 270 млн долларов предназначались для финансирования AAP. Конгресс сократил бюджет AAP на 1967 финансовый год до 83 млн долларов.
После трагедии с экипажем "Аполлона-1", агентство НАСА подверглось пристальному вниманию . Конгресс не мог напрямую наказать агентство, урезав бюджет программы «Аполлон» — это бы поставило под угрозу достижение цели— высадке человека на Луне к 1970 году — но Конгресс выразил свое недовольство, урезав финансирование будущих космических проектов, после программы "Аполлон". Ассигнования агентства в 1968 финансовом году были сокращены до 4,59 млрд долларов, из которых программа AAP получила всего 122 млн долларов.
Как бы то ни было, но разработка OPS и не продвинулся дальше стадии "Фазы А", то есть простого определения рамок будущего проекта, а не серьезной проектной работы. Космическое агентство НАСА остановилось на получении необходимых данных путем постепенного увеличения продолжительности пилотируемых полетов по программе "Скайлэб"; пилотируемая миссия "Скайлэб-2" продлилась 28 дней, а полет "Скайлэб-3" - 59 дней.
Ну а на сегодня у меня все. Спасибо за внимание!