Нарциссизм формируется не за один день. Его истоки можно встретить в самых первых годах жизни ребёнка, когда он только начинает познавать мир, себя и своих близких. Младенческий возраст накладывает глубокий отпечаток, который становится основой личности и влияет на всю жизнь. Давайте проживём эту историю от самого начала – через глаза ребёнка, который однажды станет нарциссом.
▎Новорождённый. Возраст: 0–6 месяцев. Чувство: «С моим миром что-то не так».
Маленький Андрюша появляется на свет в семье, которую трудно назвать эмоционально тёплой. Мать, молодая и неопытная, больше сосредоточена на своих переживаниях. Она боится быть «плохой матерью», поэтому главным для неё становится внешний идеал: чтобы ребёнок был «хорошенький», «спокойный» и не доставлял много хлопот.
Когда Андрей плачет, его мать подходит не сразу. Она думает: «Ничего страшного, мальчики должны быть сильными с детства. Пусть немного покричит». Но для малыша это становится первым опытом одиночества и тревоги.
Несмотря на врождённую зависимость от матери, Андрей постепенно осваивает: иногда его сигналы просто игнорируют. А когда мама всё-таки его берет на руки, он чувствует её напряжение — её движения резкие, голос холодный. Она - его мир, и почему то он не безопасный и не спокойны. Ребёнок ещё не может сформировать мысли, но на уровне ощущений уже рождается страх: «Если я проявлю свои потребности, мир может меня отвергнуть».
▎Ранний младенческий возраст. Возраст: 7 месяцев – 2 года. Чувство: «Мне нужно быть другим, чтобы полюбили».
Андрюша растёт, и в его жизни появляются первые «правила». Теперь его плач или капризы начинают встречать критику.
– Почему он такой привередливый? – вздыхает мать однажды, глядя на мужа.
Отец, человек строгий, замечает:
– Ты просто его балуешь. Не поднимай его каждый раз, когда он кричит!
Если мальчик хочет обнять маму или получить больше внимания, она нежно, но раздражённо убирает его руки:
– Малыш, ты же совсем не плакал вчера. Давай будь таким же хорошим сегодня.
Андрюша учится скрывать свою 'неудобную' сторону. В его жизни появляется идея: «Меня любят только тогда, когда я веду себя так, как от меня ждут».
Когда он идёт к отцу с игрушкой, чтобы показать, какой он умный и самостоятельный, отец лишь мельком кидает взгляд:
– Не мешай, папа занят. Тебе не пора играть одному?
Андрюша ищет любви, но встречает равнодушие. Его внутренний мир начинает перестраиваться. В нём закладывается фундамент маски: он должен стать «удобным», чтобы выживать.
▎Ранний детский возраст. Возраст: 2–5 лет. Чувство: «Нет, я не такой, как они».
Андрюша подрастает, и у него начинает формироваться чувство собственной личности. Но дом всё ещё наполнен холодом. Когда он бегает по квартире, смеётся слишком громко или устраивает беспорядок, мать хмуро замечает:
– Ты почему такой шумный? Ты же мой умный мальчик. Умный мальчик так себя не ведёт.
Андрюша начинает бояться показывать настоящую радость, потому что она встречается с недовольством. Вместо этого он начинает подстраиваться. Если он видит, что мама в хорошем настроении, он ведёт себя как «умный мальчик» – старательно, тихо, аккуратно.
– Правда же, я молодец? – спрашивает он, надеясь на улыбку.
И мать, наконец, кивает:
– Да, молодец. Теперь иди поиграй сам, мама занята.
Каждое такое взаимодействие усиливает сомнение в себе. В его маленьком сердце зарождается идея: он должен заслужить любовь действиями, результатами, успехом. Любовь не возникает просто так – её нужно добиться.
▎Результат первых лет жизни: посеянное зерно нарциссизма.
К своим пяти годам Андрюша уже не был свободным, довольным ребёнком. Он научился функционировать в условиях, где:
1. Его эмоции не важны.
2. Его потребности вызывают раздражение.
3. Его ценность определяется лишь тем, насколько он соответствует ожиданиям родителей.
Важной частью его раннего опыта стало убеждение в том, что внутренний мир – источник слабости. Он начинает строить первый слой эмоциональной брони, скрывая свои подлинные чувства за маской «правильности». Ведь его "настоящего" не видели и не принимали. В будущем ему так же сложно будет видеть "других".
▎Как младенчество формирует нарциссизм?
Переживания первой стадии жизни превращаются в основу его будущей личности. Непринятие, равнодушие или чрезмерная критика закладывают механизмы защиты:
• Ребёнок учится подавлять эмоции, чтобы избежать наказания или неприятия.
• Он создаёт иллюзию грандиозности, чтобы компенсировать чувство собственной ничтожности.
• Ему нужно признание, чтобы ненадолго снять внутренний страх, что его разлюбят или отвергнут.
Первичные отношения с родителями навсегда остаются с человеком. Именно они дают старшему нарциссу ту тревогу и отсутствие внутренней уверенности, из-за которых он проживает всю свою жизнь в поисках внешнего подтверждения своей значимости. Нарциссизм – это всегда попытка быть замеченным и принятым, спрятанная под маской силы и блеска.
Этот взгляд на историю начинается ещё в младенчестве, где всё самое важное обычно остаётся незаметным. Взрослея, Андрюша будет пытаться закрыть ту пустоту, которая родилась в самые первые годы его жизни, но до конца так и не найдёт ответ, пока не появится человек способный и готовый увидеть его "настоящего". Тогда есть шанс научиться жить со своей пустотой.
Скоро будет 2 глава, глазами подростка и взрослого Андрюши🦁
Подпишись, давай вместе пройдем этот путь. Твой психолог Зарина❤️🩹