Пётр I Великий (1682-1725 гг. пр.) – одна из самых известных личностей в российской истории. Последний царь и первый император, он прославился как великий реформатор и завоеватель – его нововведения сделали Россию одной из развитых европейских государств, а разгромив Швецию в Северной войне, он вывел страну к Балтийскому морю. Но немногим известно, что Пётр намеревался сделать Россию колониальной державой. Вот как это было.
Выгодное предложение
В 1723 году в Санкт-Петербург прибыл шведский вице-адмирал Даниэль Якоб Вильстер. Заявив, что обладает «особо важной информацией» для Петра I, он рассказал российскому монарху о планах шведского короля колонизировать Мадагаскар — крупный остров у восточного побережья Африки. Вильстер также упомянул о некоем «Мадагаскарском королевстве», якобы созданном местными пиратами.
Однако, всё было немного иначе. Во-первых, несколькими годами ранее шведское правительство действительно вынашивало планы по колонизации острова, но из-за нехватки средств даже на снаряжение двух кораблей от этих планов отказались. Именно после этого Вильстер отправился в Россию, надеясь заинтересовать Петра той же идеей. Во-вторых, что касается «королевства», то его не существовало вовсе — на острове располагались лишь небольшие разрозненные пиратские базы и поселения аборигенов.
Пётр I, не зная этих деталей, после разговора с Вильстером решил снарядить экспедицию на Мадагаскар. Его цели были следующими:
1) Желание сотрудничать с жителями. Император хотел установить отношения с «Мадагаскарским государством», чтобы заручиться поддержкой местных властей (в лучшем случае, с пиратами).
2) Перевалочная база. Первый император искал новые торговые пути к богатой и процветающей Индии. Остров вполне мог подойти в роли перевалочной базы для русских торговцев, направляющихся в Индию.
3) Мечта о колониях. Многие европейские страны имели обширные заморские земли. Смотря на остров, Петру могло вздуматься захватить его, тем самым он обзавёлся бы первой для России колонией. Это могло возвысить империю в глазах Европы и стать началом колониальной эпохи для страны.
Снаряжение экспедиции
Император считал, что экспедиция на Мадагаскар сулила России большие перспективы. Поэтому, как уже упоминалось, он сразу начал подготовку к плаванию. Все работы велись в строжайшей секретности – ведь иностранные державы могли помешать, узнав о планах Петра. Например, в переписке Мадагаскар обозначался лишь как «назначенное место».
Плюс, для большей осторожности Даниэля Вильстера отправили в город Рогервик, где он фактически находился под домашним арестом. Эта мера должна была предотвратить утечку информации о проекте. Более того – о подготовке экспедиции знали только трое: сам Пётр I, Вильстер и командующий русским флотом генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, в кабинете которого и разрабатывались планы похода.
Вскоре была снаряжена экспедиция, которую поручили возглавить вице-адмиралу Вильстеру. Под его началом русским морякам предстояло пересечь Атлантический океан, достичь Мадагаскара и установить контакты с местными пиратами или, в крайнем случае, с аборигенами.
Параллельно готовилась резервная миссия дипломата Ивана Кошелева – на случай неудачи первой экспедиции. В отправленных ему инструкциях также не упоминалось место прибытия.
«Великолепный» флот
Для экспедиции выбрали два 32-пушечных фрегата – «Амстердам Галей» и «Декрон де Ливде». Доставленные из Голландии, суда были уже старыми: требовался серьёзный ремонт перед дальним плаванием. Однако Пётр торопился, и работы проводились в спешке.
Начало и конец экспедиций
Уже через месяц подготовка завершилась. В декабре 1723 года Даниэль Вильстер на двух кораблях вышел из города Ревеля в Балтийское море, взяв курс на Африку. Пётр I доверил ему письмо, которое вице-адмирал должен был передать правителю Мадагаскара по прибытию на остров.
Однако этим планам не суждено было сбыться. Ещё в Балтийском море один корабль дал течь, у другого обнаружились проблемы с остойчивостью. Экспедиция была вынуждена вернуться.
В мае 1724 года Иван Кошелев получил приказ выдвигаться в путь. Следуя указаниям, он должен был через Астрахань добраться до Персии, затем в Индию, и оттуда морем – до Мадагаскара. Но в городе Шемахе (Персия) у него появились проблемы: англичане узнали о планах Петра и подкупили тамошнего хана, чтобы тот не дал Кошелеву продолжить путь. Дипломат не мог продвигаться дальше, а потому через некоторое время вернулся в Россию.
Последние попытки
Казалось, экспедиция провалилась. Но Пётр I был очень упорным человеком и любил завершать начатое. До конца своих дней император пытался исправить прежние ошибки и всё же добиться своего – сформировать новые экспедиции на заветный Мадагаскар.
Конец авантюры
Но осуществить задуманное монарху не удалось — он скончался уже в январе 1725 года. Взошедшая на престол жена Петра Екатерина I Алексеевна (1725-1727), которой амбициозные планы покойного супруга казались немыслимыми, приказала Кошелеву возвращаться обратно, а поиски новых кораблей для мореплавания были ею отменены.
Причины неудачи
Как ни грустно, но у России было слишком мало шансов, чтобы добраться до Мадагаскара и достигнуть целей, поставленных Петром. И вот почему:
1) Слаборазвитая инфраструктура. При императоре Петре I Россия только начинала приспосабливаться к европейскому уровню развития, и такие далёкие экспедиции ей были ещё не по силам. Империи не хватало средств, современного флота, опытных кадров для столь масштабных экспедиций.
2) Противодействие Европы. Англия и Голландия, опасаясь конкурента в числе торговых и колониальных конкурентов в Индии и на мировом океане в лице России, активно препятствовали планам русских. Потому англичане и блокировали продвижение Кошелева в Персии.
3) Смерть Петра. Пётр I умер, не успев помочь Кошелеву в Персии и организовать новые экспедиции к Мадагаскару. Его кончина похоронила проект – ведь приемникам императора остров был неинтересен.
Заключение
Но давайте представим себе: Россия достигла Мадагаскара, взяла тамошних пиратов под своё покровительство и обзавелась своими торговыми путями, которые помогли ей поднять экономику и международный авторитет. Однако в то время на Мадагаскар начали прибывать французские солдаты, которые истребляли враждебных пиратов. Естественно, Россия вступилась бы за своих союзников. Тогда бы война между Францией (мощной колониальной державой, любившей отстаивать свои интересы) и Российской империей (только начавшей вставать на путь европейской страны, не располагавшей большим флотом и вряд ли способной защитить остров) стала неизбежна.
Великобритания и Голландия, не желавшие усиления нового конкурента, вероятно, поддержали бы Францию, стремясь извлечь для себя выгоду. Были бы тогда у России шансы на победу?
Но всего этого не произошло – Россия не стала тратиться на клочок земли посреди океана. Вместо этого страна сосредоточилась на исследовании Дальнего Востока и Аляски, на земли которых никто не претендовал, и выгода с которых была намного очевиднее.
Таким образом, отношения с Мадагаскаром вряд ли принесли бы Российской империи много пользы, скорее, больше неприятностей (хотя идея выглядела заманчивой). Не добравшись до него, страна потеряла не столько, сколько получила в будущем.
Спасибо за прочтение статьи! Если было интересно, не забудьте поставить лайк и подписаться)