Леонид Якобсон, выдающийся самобытный балетмейстер, чьи балеты и сегодня являются визитной карточкой Мариинского театра.
В 1926 году окончил Ленинградское хореографическое училище.
В 1926–1933 годах — танцовщик, в 1942–1950 и в 1955–1975 годах — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
Вместе с Петром Гусевым был инициатором создания ленинградской балетной труппы «Хореографические миниатюры». С 1969 года и до своей смерти был её балетмейстером и художественным руководителем.
В раннем творчестве Якобсон отрицал классический танец, позднее стал инициатором «реабилитации» танцевальной пластики, расширив её выразительные и жанровые возможности.
В балете «Спартак» (1956) Якобсон предложил пластическое решение, навеянное памятниками античного искусства, без использования пальцевой техники.
В 1958 году Якобсон обратился к жанру хореографической миниатюры, создав одноимённый спектакль, который был снят на плёнку. Этот жанр лёг в основу творческой концепции созданной в 1969 году труппы «Хореографические миниатюры» — первой в СССР, учреждённой отдельно от оперной труппы.
Леонид Якобсон вёл также большую просветительскую работу: писал статьи о балете, в 1962 году читал цикл лекций «Пути советской хореографии» в Доме актёра, преподавал в Ленинградской консерватории на хореографическом факультете.
В данной статье выделим самые знаковые произведения балетмейстера.
1. Шурале.
Балет «Шурале» Леонида Якобсона отличается сочетанием классических и народных элементов, а также сказочной атмосферой.
Либретто создано по мотивам татарских сказок. Основные события:
Стая птиц превращается в девушек, последней освобождается от крыльев красавица Сюимбике.
Злой владыка леса Шурале похищает крылья Сюимбике.
Девушка попадает в плен к Шурале, но её спасает юноша-охотник Али-Батыр.
В финале добро и любовь побеждают зло: Али-Батыр поджигает логово Шурале, и все его обитатели гибнут в огненной стихии.
Музыка написана татарским композитором Фаридом Яруллиным, она насыщенна этническими интонациями.
Хореография сочетает классические балетные па с характерными движениями национальных татарских танцев. Например, образы девушек-птиц созданы с помощью трансформации постановки рук: локоть вытянут, запястье свободно, кисть с крепко соединёнными пальцами трепетно подвижна, что напоминает птичье крыло.
Движения Шурале сочетает ползучую пластику с разнообразием прыжков, а для его образа использован гротеск: леший напоминает то деревянную корягу, то извивающегося ползучего гада.
Сцены в татарской деревне во втором и третьем актах поставлены на материале татарского танца, что не только передаёт национальный колорит, но и выступает в роли важного драматургического звена.
Зрители отмечают яркость и живость балета, а также колорит национальных костюмов. Однако есть и негативные отзывы: некоторые критики считают, что хореография местами напоминает подтанцовку «Тодеса».
Балет «Шурале» идёт в Мариинском театре в Санкт-Петербурге — 2 часа 45 минут, два антракта.
2. Спартак.
Балет «Спартак» Леонида Якобсона отличается новаторской хореографией
Премьера состоялась 27 декабря 1956 года в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинском).
Замысел балета возник у композитора Арама Хачатуряна, который написал музыку на основе произведений античных авторов и романа Рафаэлло Джованьоли «Спартак».
Якобсон получил поручение поставить спектакль и дал ему подзаголовок «Сцены из римской жизни».
В период подготовки хореограф сократил и изменил партитуру Хачатуряна, что вызвало разногласия между ними: по такой степени, что хореограф и композитор практически подрались прямо на улице Петербурга.
Хореография и пластический язык.
Отказ от пуантов и академических танцевальных канонов. Исполнители танцевали в античных туниках и сандалиях.
Элементы античного балета — мимической пластики и пантомимы.
Ключевые эпизоды сюжетного развития хореограф запечатлел в «живых картинах» — статичных положениях, в которых застывали герои во время симфонических антрактов.
Вдохновением Якобсон считал горельефы Пергамского алтаря, вазовую живопись, древнеримские изображения и скульптуру.
Каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический образ.
Успех постановки обеспечили необычность зрелища, отдельные яркие номера и многочисленные артистические удачи. Но критики отмечали, что балет поставлен «не на пальцах», а балерины танцуют «вполноги». Сейчас это уже смотрится очень привычно, на фоне массово ставящейся современной хореографии.
Якобсон отстаивал правоту своего метода, утверждая, что античность, поставленная на пуанты, станет искусственной.
Балет «Спартак» Леонида Якобсона до сих пор сохраняется в репертуаре Мариинского театра. Также спектакль можно увидеть в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона.
*Напомню, что ныне обоими этими труппами руководит А. Фадеев.
3. Хореографические миниатюры
Особенности хореографических миниатюр Леонида Якобсона заключались в разнообразии сюжетов, пластических форм и образов.
Первые миниатюры Якобсон создал в 1925 году, будучи учеником Ленинградского хореографического училища, для себя и своей одноклассницы Веры Каминской.
В 1958 году хореограф поставил спектакль «Хореографические миниатюры» в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Он объединил свыше 20 отдельных танцевальных номеров, которые критики сравнивали со сборником стихов или новелл.
Сюжеты для миниатюр Якобсон выбирал разные: от героики и лирики до бытовых историй. В качестве основы использовал картины и скульптуры великих художников, образы античных и современных героев, а также социальные и сатирические персонажи из популярных произведений литературы.
Стиль миниатюр характеризовался пластичностью движений, гротескностью образов и оригинальной тематикой. Якобсон развивал танец, свободный от канонов и правил, и называл свой танцевальный язык «хореопластикой».
Некоторые особенности миниатюр Леонида Якобсона:
Разноплановость. Трагические номера («Сильнее смерти», «Мать») оттенялись комедийными зарисовками («Влюблённые», «Кумушки»).
Сочетание разных элементов. В миниатюрах использовались мотивы классического и жанрового танца, пантомимы, гротеска.
Пластические заставки. Каждому отделению спектакля предшествовала пластическая заставка: герои замирали в выразительных позах, а затем танец как будто рождался из неподвижной скульптуры.
Что скажете? Видели ли балеты Леонида Якобсона? Спартак Якобсона или Григоровича?