Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Поскольку предыдущая статья набрала 200+ лайков, размещаю продолжение.
Иногда, когда изучаешь историю появления того или иного произведения искусства, поражаешься невероятному стечению обстоятельств, необходимых для его создания в той форме, в которой мы его знаем и любим. Особенно это касается масштабных боевиков, стремящихся к культовому статусу – там, кажется, требуется идеальное выравнивание небесных тел.
Поэтому меня всегда восхищают истории создания фильмов, на которых выросло наше поколение. Сегодня мы обсудим одну из таких историй, а именно создание фильма "Робокоп" 1987 года, снятого Полом Верховеном (он же Пауль Верхувен).
"Суперполицейский?"
История создания "Робокопа" не обошлась без счастливого стечения обстоятельств. Всё началось с начинающего сценариста Эдварда Ноймайера, который в 1981 году трудился редактором сценариев на съёмках "Бегущего по лезвию". Наблюдая за полицейским в футуристическом городе, сражающимся с андроидами, Эдварда осенила идея создать нечто противоположное. Вдохновляясь не только фильмом Ридли Скотта, но и комиксами о Судье Дредде и Железном человеке, он начал работать над своей историей о роботе-полицейском.
Однако первая попытка оказалась неудачной. Студии не заинтересовались сценарием Ноймайера. За три года работы в одиночку он написал всего сорок страниц, что было лишь черновиком. Без опыта в подобных проектах дело дальше концепции не продвинулось. К счастью, вскоре он нашёл партнёра. В 1984 году, работая на студии Universal, Ноймайер просматривал студенческие работы и заметил талант Майкла Майнера, у которого был опыт создания клипов для рок-групп.
Под предлогом обсуждения работы в Universal, Эдвард встретился с Майнером, но больше хотел поговорить о своём сценарии. Оказалось, что Майнер параллельно разрабатывал нечто подобное под названием "Supercop" — историю о кибернетически улучшенном полицейском.
Они решили объединить усилия и принялись за работу над своим будущим шедевром. Работая без перерывов и сна, за три месяца они создали более проработанный черновик "Робокопа" и представили его крупным студиям. Только Orion Pictures, недавно выпустившая "Терминатора", проявила интерес.
Успех "Терминатора" мог быть ещё больше, если бы продюсеры поверили в проект изначально и увеличили маркетинговый бюджет. Осознав свою ошибку, Orion решила полностью довериться новому фильму о киборге.
"А ведь сценарий-то со смыслом!"
Сценарий "Робокопа" был готов, но возникла другая сложность: найти подходящего режиссёра оказалось непросто. Проект предлагали многим, включая Кеннета Джонсона, Алекса Кокса и, по слухам, даже Дэвида Кроненберга. Однако все они отклонили предложение — либо из-за чрезмерной жестокости сюжета, либо из-за отсутствия в нём чего-то интересного.
Ноймайер и Майнер, в свою очередь, мечтали видеть в режиссёрском кресле Пола Верховена, известного своим смелым и провокационным стилем. На родине, в Нидерландах, он заработал репутацию благодаря кровавым и эротичным работам, которые пользовались успехом у критиков и зрителей, но вызывали недовольство властей. 1985 год стал для Верховена идеальным моментом для покорения Голливуда. В том же году он выпустил свой первый англоязычный фильм "Плоть и кровь" с Рутгером Хауэром в главной роли.
Первое впечатление Верховена от сценария "Робокопа" было не самым лучшим. Не будучи знаком с американской действительностью, он не увидел в нём сатиры на капитализм, упадок городов вроде Детройта и политику того времени. В порыве эмоций он отложил сценарий, прочитав всего несколько страниц.
Ситуацию исправила жена Верховена, Мартин, которая увидела в тексте скрытый смысл и глубину, заложенные Ноймайером и Майнером. Она убедила Пола в том, что он упускает важные темы, особенно тему потери и поиска идентичности. Кроме того, после переезда в Голливуд у них были финансовые трудности, и успешный фильм был им крайне необходим.
Верховен прислушался к жене и начал читать сценарий более внимательно, используя словарь для лучшего понимания. Со второго раза он сумел оценить философскую глубину "Робокопа". Особенно его тронула сцена возвращения Алекса Мёрфи домой, где его настигают воспоминания о семье и прошлой жизни. В итоге Верховен согласился стать режиссёром фильма.
"А как же дружба?"
Сценарий готов, режиссёр ожидает, пришло время подобрать актёров. Но уже на этапе выбора исполнителя главной роли возникли трудности. Верховен долго настаивал на кандидатуре своего давнего приятеля и талисмана, актёра Рутгера Хауэра. Их сотрудничество началось ещё в 1969 году, и они постоянно обменивались самыми смелыми идеями. Этот творческий союз был очень плодотворным и помог Хауэру получить признание в Голливуде.
Уже в 1981 году Рутгер сыграл отрицательного персонажа в фильме "Ночные ястребы" с Сильвестром Сталлоне. Несмотря на то, что Хауэру не нравилось играть только злодеев, на свой первый гонорар он приобрёл виллу в Лос-Анджелесе, поэтому жаловаться было бы глупо.
Старые друзья вновь объединились на съёмках фильма "Плоть и кровь" – истории о любовном треугольнике между дворянином, разбойником и девушкой, в которую они оба влюблены. Действие разворачивается на фоне жестоких войн XVI века и эпидемии чумы. Сюжет оказался слишком откровенным и жестоким, что вызвало недовольство голливудских продюсеров. Верховен всеми силами пытался сохранить оригинальную версию фильма, но неожиданно столкнулся с предательством.
Рутгер поддержал продюсеров, так как боялся рисковать своей карьерой в американской киноиндустрии. Он даже сомневался, стоит ли ему сниматься в этом фильме, опасаясь, что это негативно скажется на его репутации. Видимо, личные амбиции оказались важнее дружбы.
Верховен и Хауэр постоянно конфликтовали. Актёр чувствовал себя некомфортно, отказывался следовать указаниям режиссёра и играл по-своему. В итоге Верховен не выдержал и сказал: "Забирай свой контракт, мы найдём другого актёра. Нет проблем".
Однако спустя годы Верховен всё равно хотел видеть Хауэра в "Робокопе", веря в его талант. Рутгер, напротив, продолжал демонстрировать неприязнь к режиссёру. В итоге они так и не сняли ничего вместе, хотя со временем и помирились.
На роль Алекса Мёрфи рассматривался и известный актёр Майкл Айронсайд. У него были все необходимые качества – и волевой подбородок, и харизма. Но Майкл был слишком высоким и крепким, поэтому в костюме Робокопа он смотрелся бы неуклюже и громоздко. По этой же причине отказались от идеи пригласить Арнольда Шварценеггера, хотя такое предложение тоже было.
В итоге выбор пал на Питера Уэллера. Он был свободен и идеально подходил по двум параметрам. Во-первых, у него был выразительный подбородок, что придавало ему солидности в шлеме. Во-вторых, Уэллер обладал гибким и спортивным телосложением, что позволяло не беспокоиться о внешнем виде и движениях Робокопа.
Подбор актёров на остальные роли тоже заслуживает внимания. Верховен любил нарушать стереотипы, поэтому он выбирал актёров, которых трудно было представить в подобном амплуа. Например, роль зловещего бизнесмена Дика Джонса исполнил Ронни Кокс, который до этого играл только добрых отцов.
Противником Робокопа стал Кёртвуд Смит в роли главного злодея Боддикера. От его положительной репутации не осталось и следа – получился жестокий и беспринципный бандит. Яркой деталью образа стали очки без оправы, которые придавали Боддикеру эпатажности и интеллектуальности. К тому же в таких очках Смит напоминал Генриха Гиммлера, что добавляло ему зловещего вида.
На роль напарницы главного героя, Энн Льюис, претендовали и более известные актрисы, в том числе Мерил Стрип. Однако молодая и дерзкая Нэнси Аллен покорила Пола Верховена своей крутостью и характером, и он видел в образе женщины-полицейского только её. Но актрису ждал неприятный сюрприз – режиссёр попросил её остричь красивые волосы, так как женщина-полицейский "должна выглядеть строго".
"А где прорезь для вентиляции?"
Параллельно с кастингом шла напряжённая работа над броней Робокопа, превратившаяся из обычной задачи в настоящую эмоциональную драму. Но давайте обо всём по порядку.
Студия выделила миллион долларов на создание впечатляющего костюма. Для реализации этой цели был приглашён знаменитый Роб Боттин, некоторое время назад завершивший работу над фильмом "Нечто" Джона Карпентера и впоследствии участвовавший в создании таких картин, как "Вспомнить всё", "Семь", "Миссия невыполнима", и многих других. Легендарная фигура в своём деле.
Первоначально Боттин хотел создать нечто, напоминающее рыцарские доспехи, пробуя варианты, схожие с образом Судьи Дредда или Железного человека. Однако продюсеры настаивали на воплощении духа Детройта, отражающего индустриальную сущность города.
В результате получился скорее мужественный вариант робота Марии из фильма "Метрополис" 1927 года. Но этот вариант категорически не устраивал ни Пола Верховена, ни Эдварда Ноймайера. По их мнению, Робокоп должен был быть более гибким и подвижным, как роботы из японской манги.
Боттин пытался соответствовать этим требованиям, но его прототипы оказывались неудачными. Режиссёр постоянно отклонял дизайны, затянув процесс создания костюма до такой степени, что к началу съёмок броня так и не была готова. В итоге руководство потребовало вернуться к первоначальным разработкам, посчитав их единственным выходом. Боттин во время съёмок проклинал Пола Верховена и поклялся больше с ним не работать. Позже Пол искренне извинился за то, что поставил перед Робом столь трудную задачу.
К удивлению, результат оказался впечатляющим — тяжёлый и неповоротливый Робокоп не только идеально соответствовал "духу машины", но и внушал страх, больше напоминая ходячий танк, чем человека.
Эти трудности с облачением не прошли бесследно и для самого Питера Уэллера. Воодушевлённый идеями Пола Верховена, он заранее настраивался на высокотехнологичный облик. Совместно с тренером Мони Якимом они разрабатывали "змеиные" движения, чтобы персонаж молниеносно прорывался сквозь ряды противников.
Однако, в начале съёмочного процесса Питер Уэллер ощутил горькое разочарование. Костюм оказался гораздо тяжелее и неудобнее, чем он предполагал. Он едва мог двигаться, что вызывало у него раздражение. Ведь броня весила целых 40 килограммов, что, безусловно, сказывалось на подвижности.
Поговаривают, что актёр даже вступил в конфликт со съёмочной группой из-за этого неприятного сюрприза и намеревался покинуть проект. Верховен даже рассматривал возможность замены, а именно Лэнса Хенриксена. Но тот был уже занят, поэтому сотрудничество не сложилось.
В конечном итоге пришлось потратить ещё три дня, чтобы Уэллер адаптировался к костюму. К тому же, из-за сильной жары, достигавшей порой +38 градусов Цельсия, актёр сильно потел. Пришлось прибегать к различным хитростям: в костюм установили вентиляторы, а в сценах внутри автомобиля Уэллер носил только верхнюю часть, оставаясь в одних трусах. Что не сделаешь ради искусства!
Ещё одной важной деталью облика Робокопа является его оружие – пистолет Auto-9 с магазином на 50 патронов. Изначально планировалось просто дать герою Desert Eagle. Но в итоге оружие показалось слишком маленьким в руках киборга. Поэтому оружейники решили взять Beretta 93R, которая стреляет очередями по три патрона. Визуально же пистолет значительно модифицировали, добавив удлинённый ствол, новую рукоять и прицел.
Аналогичным образом поступили со штурмовым оружием "Кобра", которое бандиты использовали против Робокопа. Его роль исполнила искусно замаскированная винтовка Barrett M82.
"Забавный ED-209”
Хотя действие фильма происходит в Детройте, основная часть съёмок велась в других местах. Первоначальный осмотр города режиссёром Полом Верховеном и продюсером Джоном Дэвисоном разочаровал их. Детройт, некогда известный как "город моторов", утратил свой футуристический индустриальный облик, и пейзажи выглядели устаревшими.
Поэтому съёмки в основном проходили в Далласе с августа по октябрь 1986 года. Этот период был не самым благоприятным из-за экстремальной жары, достигавшей +50 градусов Цельсия. По свидетельствам очевидцев, жара негативно сказывалась на съёмочной группе, вызывая плохое самочувствие, раздражительность и конфликты.
Далласу и его жителям также пришлось столкнуться с трудностями во время съёмок "Робокопа". Для создания эффектных сцен часто устраивались взрывы и пожары. Это настолько утомило местных пожарных, что они даже потребовали прекратить съёмки, но безуспешно.
Важным элементом фильма является грим, за который отвечал Роб Боттин. В финальной схватке один из злодеев попадает в кислоту, и зритель видит его ужасное, деформированное тело. Боттин вдохновлялся фильмом "Расплавленный" и работой Рика Бейкера, создавшего образы для "Американского оборотня в Лондоне", "Людей в чёрном", "Инопланетянина" и "Звёздных войн".
Интересно, что боевой робот ED-209, ставший символом франшизы, был создан на основе легендарного вертолёта Huye Bell, который можно увидеть в "Хищнике" и "Матрице", а также японских роботов.
Верховен придавал значение отсутствию визоров у робота, считая это отражением слепоты правосудия и безэмоциональной жестокости ED-209. Он видел в этом параллель с солдатами вермахта, беспрекословно выполнявшими приказы.
ED-209 — сатирическое отражение американской промышленности: он выглядит как грозная машина смерти, но на самом деле не функционирует должным образом.
Это отражает тенденцию того времени, когда важность внешнего вида автомобилей превалировала над функциональностью.
Сцены с роботом снимались с немалым трудом. В статичных сценах использовались декорации, с которыми актёры могли взаимодействовать. В динамичных сценах применялась стоп-моушн-анимация из-за отсутствия компьютерной графики. Кадр за кадром создавалась анимация движения с использованием куклы и миниатюрных декораций.
Несовершенство ED-209 стало источником забавных сцен. Эпизод с лестницей, где робот не может подняться, стал классикой. Для этой сцены была построена специальная лестница в масштабе куклы. Алекс Мёрфи и ED-209 встречаются в кадре лишь дважды: когда Робокоп направляет пушку робота на другого, и когда Мёрфи идёт в здание OCP, а ноги взорванного ED-209 падают, словно у пьяного.
"Скрытые детали в фильме"
Важно учитывать, что Верховен изначально не планировал создавать рядовой боевик. Поэтому воспринимать "Робокопа" в таком ключе, мягко говоря, ошибочно. Пусть это и не артхаусное кино, но подход к повествованию был вполне в стиле авторского кино с его многослойностью.
Первым пластом закономерно выделить политическую сатиру. Через комедийные новостные вставки авторы высмеивают не события в фильме, а окружающую действительность. Военные конфликты в далёких странах, колоссальные траты впустую, предвзятость СМИ, продвигающих рекламу даже в серьёзных темах, – всё это находило отражение в реальности, окружающей сценаристов. Вспоминается внешняя политика США и программа "Звёздные войны" времён президента Рейгана.
Второй, более мрачный пласт — образ Детройта будущего. В нём проглядывают элементы киберпанка, где капиталистическая тирания поработила всё. Простые люди ничем не владеют и прозябают в нищете. Корпорация OCP процветает и строит планы на идеальный Дельта-Сити, который хотят возвести на руинах старого Детройта, который никто не собирается спасать. Это мир победившего цинизма.
В таких обстоятельствах о борьбе за справедливость не может быть и речи. Добра, за которое стоило бы бороться, в Детройте не осталось. Поэтому главный герой, Алекс Мёрфи, не решает глобальные проблемы. У него свои: отомстить убийцам и тяжёлая борьба за самоопределение.
Робокоп и Алекс Мёрфи – части одного целого, но с разными мотивами. Механическая часть – машина правосудия с директивами: "Служить обществу", "Защищать невинных" и "Соблюдать закон". Алекс Мёрфи – человек с эмоциями: ностальгией, гневом, страхом, сочувствием. Его связь с человечностью – семья. Сцена, где Мёрфи возвращается домой и его накрывают воспоминания, – откровение и пробуждение героя, момент, когда машина оживает и становится самостоятельнее.
Этот эпизод можно сравнить с воскресением Христа. Религиозная тема важна для "Робокопа", и это не случайность, а позиция Верховена. Сцену жестокой смерти Мёрфи режиссёр сравнивает с распятием Христа.
В финале аллюзий предостаточно. Во время убийства злодея на заводе кровь окрашивает воду в красный цвет, словно превращая её в вино. Робокоп словно ходит по этой луже. Конечно, это не так, но ракурсы создают подобную иллюзию.
"Всего лишь 40 секунд..."
Когда работа над фильмом была закончена, казалось, что двери мирового кино открыты. Однако на пути Верховена встали цензоры, ставшие для него настоящим кошмаром. Рейтинговая комиссия MPAA присвоила фильму рейтинг X, обычно предназначенный для картин с откровенным сексуальным содержанием, что стало серьёзным ударом. Особенно их смущали сцены, такие как гибель Мёрфи и расправа робота ED-209 над офисным сотрудником.
Верховен настаивал, что демонстративная жестокость необходима для создания абсурдной атмосферы, усиливающей сатирический подтекст. В Нидерландах он не сталкивался с подобными ограничениями. Но для успешного проката "Робокопа" требовался рейтинг R, поэтому режиссёру пришлось пойти на компромисс. Он переделывал фильм целых 11 раз, хотя в итоге вырезал всего около 40 секунд.
Несмотря на недовольство Верховена, фильм оказался коммерчески успешным даже без избытка крови. При бюджете в 13 миллионов долларов "Робокоп" заработал 53 миллиона, что было впечатляющим результатом для того времени.
Случайное стечение обстоятельств и трудные месяцы работы съёмочной группы превратили "Робокопа" из обычного фантастического боевика в культовую картину американского кинематографа. Благодаря глубокому сюжету, острой сатире и эффектному насилию, выполненному без компьютерной графики, фильм Пола Верховена остаётся актуальным и сегодня.
Впоследствии Робокоп стал культовым персонажем, а франшиза разрослась до огромных масштабов, охватывая множество различных медиаформатов.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, как снимали фильм "Робокоп 3".
С другими статьями, посвящёнными франшизе "Робокоп", вы можете ознакомиться в этой подборке.
Больше статей, аналогичных этой, вы можете найти в разделе "Премиум", который я недавно запустил. Свежие материалы выходят практически каждый день. Темы: научная фантастика, космос, технологии будущего и фэнтези. Стоимость подписки — 100 рублей в месяц. Присоединяйтесь!