Найти в Дзене
Lara's Stories

Рыбий зонтик

Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

- Кажется, все, Мурзик? Осталось только наших мужчин дождаться. Мы с тобой молодцы! – Нина подмигнула коту, поставила на стол блюдо с пирогом и оглядела кухню.

Чисто, светло, уютно. Все, как всегда. У нее по-другому и не бывает. Воспитание не позволило бы. Ниночку к будущей семейной жизни готовили когда-то мама и обе бабушки.

- Нина! Ты должна быть примерной хозяйкой! Это основа основ! Если муж твой приходит домой и ему есть там нечего, он пойдет искать другой дом! Ему всегда должно быть тепло и уютно в твоем доме. Поняла?!

- Да, мама! – кивала маленькая Нина, помешивая супчик из одуванчиков в игрушечной кастрюльке на бабушкиной даче.

- Твой дом должен быть местом, в которое хочется возвращаться снова и снова. Сделай так, чтобы всем в нем было комфортно. Это твоя основная задача! Поняла?!

- Да, бабушка! – Ниночка-подросток училась мыть пол «как положено» - тремя водами и двумя разными тряпками.

- Женщина – это прежде всего мать и хозяйка! Для тебя не должно быть ничего невозможного в спальне, а на кухне и в детской должен быть идеальный порядок. Дети воспитаны, холодильник полон, муж в радости. И только так! Поняла?!

- Да! – девятнадцатилетняя Нина примеряла свадебное платье и думала о том, что совершенно не готова к семейной жизни.

Замуж ее родители выдали с радостью. Как же! Выросла девочка умницей и красавицей, судьбу свою встретила, жизнь наладила! Молоденькая? Ну что ж! И так бывает! Не доучилась? Ничего! Главное, что муж есть и дом полная чаша, а остальное приложится!

Не приложилось...

Университет, в который Нина поступила не без труда, пришлось бросить, когда она узнала, что ждет ребенка.

- Отпуск академический возьму, - сказала Нина мужу.

- Милая, зачем тебе это? Разве забота о нашем ребенке не важнее, чем твоя учеба? Ребенку мать нужна! А ты не о том думаешь.

Мама и бабушки вторили ему в унисон, и Нина решила, что они правы. Какая там учеба, если скоро на руках у нее будет малыш?!

Опять ошибалась! К ребенку ее почти не подпускали.

- Молодая ты еще! Ничего не знаешь! Лучше мы сделаем!

Мать и обе бабушки несли почетный караул у колыбели, а Нина драила полы по нескольку раз в день и сцеживала молоко.

- Зачем это, мама? Я же рядом с ребенком!

- Надо! – не желала вступать в дискуссии мать Нины. – Просто делай, что велят. Ты же хочешь, чтобы твой малыш был здоровым?!

Нина хотела. Сына она любила так, как не любила никого и никогда на свете. Ни родителей, ни мужа. Ей казалось, что до того момента, как ее первенец появился на свет, все, что было известно ей о любви, не стоило и выеденного яйца. Связь с сыном для Нины стала настоящим откровением. Внутри у нее что-то пело тихонько, томительно и очень нежно, а мир вокруг просто переставал существовать, когда она брала на руки малыша. И то, что ей не позволяли лишний раз этого делать, не просто раздражало. Нину это бесило. Но ничего поделать с тем напором и истовым фанатизмом, с которым мама и бабушки продолжали устраивать ее личную жизнь, она не могла. Маму слишком любила, бабушек уважала, и искренне считала, что они хотят ей только добра.

- Тебе нужно заняться собой! – советовала Нине мать. – Ты располнела после родов, а для мужа ты всегда должна быть в форме! Это важно для семейной жизни. Ты же не хочешь, чтобы он нашел себе любовницу?

- Мама!

- Ты, конечно, можешь меня не слушать, но я жизнь прожила и знаю, о чем говорю.

- Папа тебе изменял?!

- Господи, какая чушь! Что только у тебя в голове твориться?! Нет, разумеется! Я бы не позволила подобному случиться! И ты не позволяй!

Через год после рождения первенца Нина узнала, что вновь ждет ребенка и стало понятно, что ее путь – это путь матери и домохозяйки. Тем более, что муж на этом настаивал.

- Так будет лучше, Нинок! У меня карьера в гору. Сплошная головная боль на работе. Я хочу приходить домой и отдыхать от всего этого! Понимаешь? Хочу вкусно есть, видеть тебя и детей, и не думать о том, что в этом мире есть какие-то проблемы. Твоя задача ясна?

- Да, милый. Но я бы хотела…

- Давай, потом об этом. Я очень устал. Что у нас с ужином?

И снова Нина смирилась, приняв правила игры. Ее сфера ответственности – муж, дом и дети. А все прочее можно и нужно отдать на откуп мужчине. Пусть он заботиться о том, как им жить и на что.

Муж Нины, Анатолий, справлялся с этой задачей вполне успешно. Чиновник небольшого ранга, со временем он поднялся по карьерной лестнице и занял довольно солидную должность, которая позволила не думать Нине о том, где взять денег на хлеб и как спланировать отпуск, чтобы все были довольны. Разумеется, мама, а то и бабушки, отдыхали вместе с семьей Нины. Это даже не обсуждалось! С зятем у них были прекрасные отношения, и они искренне считали, что помогают Нине сохранить семью.

Единственное, что отвоевала Нина и не без труда, так это право заниматься детьми самостоятельно, привлекая помощь лишь по мере надобности. Эту битву она вела несколько лет и выиграла ее лишь потому, что бабушки начали сдавать, а мама жаловаться на здоровье.

Дети росли, муж Нины шагал по карьерной лестнице, родные были при деле, и только она, словно белка в колесе кружа по извечному кругу – магазины-кухня-детская, порой замирала на минутку, пытаясь понять, где ее место во всей этой суете.

Подруг у Нины не было. Те, с кем она дружила в школе, потерялись со временем, а в университете обзавестись друзьями она не успела. Приятельницы, с которыми Нина «выгуливала» на детской площадке сыновей, тоже исчезли, когда мальчишки пошли в школу. И как-то так получилось, что Нине даже поговорить было попросту не с кем. Некому было поплакаться по-бабьи в жилетку, чтобы в череде будней просто выдохнуть и набраться сил, чтобы идти дальше. Маме или бабушкам Нина давно уже перестала доверять свои чувства и мысли, так как знала, что все это будет сведено к разговору о том, что порядочной женщине и матери не следует думать о том, что порой нужен отдых от семейных обязанностей. Ее бы просто не поняли.

Судьба, которая лениво позевывала, разматывая ниточку жизни Нины, в какой-то момент рассердилась, глядя на то, как эта женщина тихо гаснет, не имея ни амбиций, ни желания что-то менять.

Что за дела творятся?! Молодая, умная, красивая и… сидит в башне своей, не желая даже носа высунуть наружу, чтобы увидеть мир за крепкими каменными стенами!

Почесав в затылке, судьба ухмыльнулась, и хлопнула в ладошки, предвкушая, как попляшет Ниночка, когда на ее ниточке, слишком уж гладкой и идеально скрученной, появится пара-тройка узелков.

И первым таким узелком стала Люся.

Как-то, возвращаясь с рынка, куда Нина ездила за парной телятиной и свежим творогом для детей, примерная мать и жена отвлеклась, в голос подпевая звучащей в машине песне, и сбила человека.

В тот день лил дождь. Обычный летний ливень, которого никто не ждал, шалил над городом, который тут же встал в пробках, кое-где пуская машины по улицам, будто кораблики, и Нина попросту не увидела выскочившую из-за автобуса женщину.

- Господи! Меня посадят…

Нина, у которой тряслись руки, даже не сразу смогла выбраться из машины. А когда все-таки ей это удалось, она с удивлением обнаружила, что на дороге перед ее машиной пусто, а та, которая должна была стать причиной того, что дети Нины будут расти сиротами при живой матери, стоит на тротуаре и, отчаянно чертыхаясь, пытается отчистить светлый плащ от грязи.

- Простите, ради Бога! Я не хотела! – кинулась к ней Нина.

- Правила нарушать не надо! – глубокомысленно заметила незнакомка и тут же рассмеялась, глядя на растерянное лицо Нины. – Да я не вам это, а себе! Надо же быть настолько странной, чтобы придумать обойти автобус спереди, да еще в такую погоду! Сама и виновата! Эй, что с вами?!

Женщина едва успела подхватить побелевшую Нину.

- Нехорошо мне что-то…

- Давление? Сердце? Давайте-ка, я вам помогу!

Так в жизни Нины появилась Люся. Медсестра, простая и очень открытая, мать двух шустрых, умненьких девчонок, которые были чуть младше Нининых мальчиков.

- Нинка, что ты суетишься вечно, как подорванная?! – говорила Люся подруге, глядя, как та выбирает мясо на рынке. – Если мужики твои вчерашний борщ поедят, мир рухнет?!

- Что ты, Люся! Нельзя так! Мальчики растут, а муж привык питаться правильно. Чтобы все свежее и из качественных продуктов.

- Ясно. А ты?

- Что я?

- Ты к чему привыкла?

- Да мне как-то все равно. Я вообще не ем почти днем. Только вечером, когда все вместе за стол садимся.

- Почему?

- Пока готовлю, так напробуюсь, что есть уже не хочется, а вечером нужно. Дети же за столом. К тому же, я и так вес набрала после вторых родов. Стараюсь держать себя в рамках. Мало ли…

- Мало ли что, Нин?

- Ну, понимаешь… Мужчины же красивых и ухоженных женщин любят...

- Ух, ты! Какая интересная мысль! – хохотала Люся в голос, совершенно не стесняясь людей вокруг. – Нина, посмотри на меня! Я похожа на тот идеал, который ты описала?

- Люся, ты ставишь меня в неловкое положение, - Нина краснела и прятала глаза, ловя на себе косые взгляды прохожих. – Давай, выйдем из павильона и поговорим на улице.

- Да не вопрос! – вытирала слезы, выступившие от смеха, Люся. – Надо моим мужьям бывшим рассказать, что они ничего в женщинах не понимали!

Люся хохотала так искренне и заразительно, что и Нина, и прохожие вокруг невольно начинали улыбаться.

Эта невысокая, немного нескладная женщина, и впрямь не была красивой. Неправильные, даже немного резкие черты лица, большой нос, и коротковатые ноги, никогда не позволили бы назвать Люсю красавицей. Но было в ней что-то такое, что удивляло Нину. Где бы они не появлялись вместе, взгляды мужчин через какое-то время неизменно обращались к Люсе, хотя рядом была Нина – ухоженная, прекрасно одетая, с хорошей стрижкой и свежим маникюром.

- Ох, Нинка, какая же ты все-таки глупенькая! Разве это в женщине интересно?!

- А что же? – пожимала плечами Нина. – Мама говорила, что внешность – это важно.

- Да кто ж спорит! Но ты никогда не задумывалась о том, почему столько красивых и даже умных, а одиноких. Вроде все при ней – и ноги, и фигура, и лицо. А рядом нет мужика. И детей у нее нет. И жизнь личная не складывается.

- А почему так происходит по-твоему?

- Изюму маловато! – смеялась Люся. – Кому, Нин, интересны только ноги? Вот, ты мужа своего за что любишь?

- Люся! Что за вопросы?! Просто люблю и все!

- Нет, не все! Если ты у него спросишь, за что он тебя любит, то услышишь много интересного!

- Не выдумывай!

- А ты попробуй!

Нина, конечно, от Люсиных доводов отмахнулась, но разговор этот почему-то запомнила. И как-то вечером, слоняясь по квартире и раскладывая выстиранные и отглаженные вещи по шкафам, спросила у мужа:

- А за что ты меня любишь?

Вопрос повис в воздухе, и Нина невольно насторожилась.

- Ну… - уставился в потолок муж. – Ты – хозяйственная.

- А еще?

Пауза была настолько долгой, что Нина невольно напряглась.

- И все?!

- Слушай, что за разговоры на ночь глядя? Ты – моя жена! Чего тебе еще?!

Развивать тему Нина, конечно, не стала. В раздражение муж срывался легко, а вот вернуть его из этого состояния задачка была со звездочкой. Поэтому, она просто принесла ему поднос с чашкой любимого чая и домашним печеньем, поцеловала мужа в лысину, и примирительно шепнула:

- И я тебя люблю!

Инцидент был исчерпан, но Нина задумалась.

- Люсь, чего во мне не хватает? – спросила она подругу при случае.

- А что в тебе есть, Нин? – вопросом на вопрос ответила подруга. – Мы с тобой уже без малого год, как знакомы, а я от тебя еще ни разу твоего чего-то не услышала.

- Как это? – удивленно ахнула Нина.

- А вот так! То мама сказала, то бабушка, то муж. А твои мысли где, Ниночка?! Никак я разгадать не могу, что у тебя на душе творится. То, что человек ты хороший – спору нет. Иначе бы я с тобой не общалась. А вот чем живешь ты, чем дышишь – тайна. Знаю, знаю! Ты сейчас скажешь, что детьми и семьей. Но это же не все, Нин! Ты-то где?! Ты сама?

Нина растерялась.

Что ответить? Вроде и крутятся мысли в голове, а все не то, все не к месту. Как объяснить подруге, что она давно растворилась в семейных хлопотах настолько, что давно перестала понимать, где граница между ее желаниями и стремлениями и словом «надо»?

Пока Нина размышляла, судьба решила, что одного узелка на ниточке было мало. И завязала такой, сложный да затейливый, что Нина поначалу даже растерялась, не зная, как реагировать на случившееся.

- Нина, мы разводимся.

Муж, ковыряясь в тарелке, даже глаза на нее не поднял. Просто бросил походя эту фразу, даже не думая о том, как Нина может отреагировать.

- Прости, я что-то не поняла. Что ты сказал?!

- Я сказал, что мы разводимся. У меня другая. И мы ждем ребенка. На тебе это никак не скажется. Квартира эта останется за тобой. Мальчишек я обеспечу. Еще вопросы?

Хрупкий фарфоровый чайничек, который Нина привезла из последней поездки с мужем заграницу, выпал из ее рук.

- Посуду-то колотить зачем? – усмехнулся муж. – Держи себя в руках, Нина!

И вот тут ее сорвало. Нина выхватила у мужа тарелку и грохнула ее об пол так, что осколки разлетелись по всей кухне.

- Истеричка! – муж поднялся из-за стола и покрутил пальцем у виска. – Хорошо, что дети в лагере! Теперь я еще подумаю, отдавать ли их тебе!

Нину трясло.

- Вещи мне собери. Я утром заеду.

Муж вышел в коридор, накинул легкую ветровку и пошарил по карманам.

- Ключи от моей машины где?

- На полке.

Нина обрела голос, но не разум. Кружка с чаем, которую она запустила вслед мужу, разбилась о дверь, а Нина достала веник.

В доме должно быть чисто…

Люся примчалась сразу, как только Нина догадалась позвонить ей.

- У меня дежурство завтра. Давай коротко и по делу! – обняла она подругу. – Ушел?

- Да! – выла Нина. – Люсь, я ничего не понимаю! Чего ему не хватало?!

- Ничего! Не в тебе дело! Просто… - Люся подумала, но все-таки врезала правду-матку, решив, что ситуация того стоит. – Ты, Нин, уж прости, рыбий зонтик для него!

- Кто?! – Нина от удивления даже плакать перестала.

- Нечто, живущее рядом. Это терпят, даже иногда жалеют, но по факту, нужно это нечто человеку, как рыбе зонтик. Понимаешь? Да, ты рожала ему детей, держала дом, помогала с карьерой, как могла, устраивая застолья и принимая дома нужных гостей. Но это все считалось само-собой разумеющимся. Тебя во всем этом попросту не было.

- Как это?

- А вот так! Ты была просто приложением к своей счастливой семейной жизни. Никому дела не было, что на тебе все держится. Теперь же никто не поймет, что твоей вины в случившемся попросту не было. И ты получишь по полной.

- О чем ты, Люсь?! – Нина совершенно перестала что-либо понимать.

- Так, от родственниц своих прекрасных. Когда они узнают, что вы с мужем разошлись, тут же прибегут, и тебе мало не покажется. Будешь виновата со всех сторон! И в том, что жена плохая, раз мужа удержать не смогла, и в том, что мать никудышная, ведь дети теперь без отца останутся. И никому, Нинок, дела не будет до того, что это тебя бросили.

- Что мне делать, Люсь? – Нина растерянно смотрела на подругу. – Как жить теперь?

- А, с удовольствием, Нин! Считай, что это твоя удача!

- Что удача?! Что муж ушел?!

- Именно! Если бы он не подался куда подальше, то ты так и просидела бы в своем болотце до старости. Тепло, сытно, комары не кусают. Что еще надо, да? А теперь придется пошевеливаться. Если ты хочешь, чтобы мальчишки с тобой остались, то тебе нужна работа.

- Да где же я ее найду?! Кто меня возьмет, без образования и опыта?!

- А ты сразу в директора метишь?! Чего попроще тебе не сгодится?

Нина глядя на улыбку Люси, словно очнулась.

А и правда! Что это с нею?! Хотя бы полы мыть она уж точно умеет лучше, чем кто-либо еще. А это уже полдела.

- Думай, Ниночка! Твоя жизнь. И никто ее за тебя не проживет. А если не хочешь, чтобы родня тебе концерт устроила, поезжай на недельку в санаторий, пока мальчишек дома нет. Отдохнешь, развеешься, и в кучку себя соберешь. Тебе это нужно. А я на связи, если что.

К совету подруги Нина прислушалась. Собралась, упаковала два чемодана для мужа, и рано утром уехала, боясь новой встречи с ним. Не уверена была, что выдержит.

Санаторий оказался тихим местом, где шумели только по вечерам, на традиционной дискотеке. Нина туда не заглядывала. Бродила по темному парку или сидела в номере, пытаясь понять, как жить дальше. К концу недели, которую она отвела себе на раздумья, у нее созрел план. Пусть не до конца оформленный и немного странный, но Нина впервые решала все сама и это придавало ей сил.

- Люся, я все придумала, - голос Нины уже не был тихим.

- Молодец! Расскажешь, когда встретимся! Помощь нужна?

- Да!

Муж, с которым Нина все-таки решилась поговорить, поднял ее идею на смех.

- Клининг?! Ну, естественно! Чем тебе еще заниматься?! Ты же, кроме как полы мыть, ничего и не умела никогда! Нин, если бы у тебя хотя бы какие-то желания были, кроме этого! Если бы ты хоть немного перестала быть похожа на клушу, я бы двадцать раз подумал, нужно ли мне искать чего-то еще!

- Знаешь, а я благодарна тебе за эти поиски! – не сдержалась Нина. – Если бы ты не ушел, я так и осталась бы клушей. Рыбьим зонтиком…

- Что-что?

- Не вникай! Лучше скажи, имущество будем делить? Или все-таки просто поможешь мне свой бизнес открыть?

- Помогу. Только, не тебе. Сыновьям.

- Хорошо. Больше я ни о чем тебя просить не буду.

- Не зарекайся! Мало ли.

- Нет, милый. Мне теперь не надо мало. Мне нужно много.

Фирму свою Нина откроет. И весьма преуспеет, к удивлению мужа и родственников. Даже ее мама в какой-то момент не сдержится:

- Не думала я, Ниночка, что ты у меня такая умненькая!

И никому даже в голову не придет, что фирму, которая через десять лет разрастется так, что будет включать в себя и химчистку, и прачечную, и даже пару магазинов с хозяйственными товарами, Нина вынянчит бессонными ночами так же, как когда-то своих сыновей. Она окончит бухгалтерские курсы, а потом поступит на заочное в вуз, ни у кого не спрашивая ни разрешения, ни совета.

И только один человек будет поддерживать ее все это время.

- Нинка, ты – звезда! Ты превращаешься в золотую рыбку!

- А как же зонтик? – усмехнется Нина.

- Был, да сплыл, рыбонька моя! Так держать! Мужичка бы тебе еще хорошего!

- Еще не вечер, Люсь. Может, позже? Пока у меня дел по горло! – улыбнется Нина, тая от подруги, что личная жизнь у нее тоже налаживается.

И пусть замуж она выйдет только после того, как проводит сыновей на учебу в столицу, Нина больше не будет сомневаться в том, что она кому-то нужна и интересна.

- Рыбий зонтик… - рассмеется она как-то, выбирая себе зонт вместе с мужем.

Яркий зонт с интересным рисунком сразу привлечет ее внимание.

– Вот этот хочу! С рыбками! – обратится она к продавцу. – А есть еще такой же? Давайте! Есть у меня подруга, которой такой зонт точно понравится!©

Автор: Людмила Лаврова

©Лаврова Л.Л. 2025

✅ Подписаться на канал в Телеграм

Все текстовые материалы канала Lara's Stories являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

Поддержать автора и канал можно здесь. Спасибо!😊