Найти в Дзене
Иван Смоловский

Большой политический театр.

Все не то чем кажется. Речь пойдет не о России, а обо всем мире – считающем себя цивилизованным. В современных странах население не задумывается, что является зрителем эпического театрального действия под названием «большая политика». Каждый, сколь-нибудь публичный функционер – от регионального совета до президентов и премьер-министров крупнейших стран, имеет яркий и запоминающийся имидж, сходный с имиджем киноактера. Да, современная политика – похожа на кино. С той лишь разницей, что киноактер может сыграть много ролей, а политический актер – одну. Политическому актеру создают образ, личную жизнь с выдуманными атрибутами. Спичрайтеры пишут сценарии выступлений, оттачивая роль и вовлекая в «представления», которые подходят для амплуа. Говорящие головы разыгрывают сценки заботы, давят на прекрасное – «замыливая» неприглядное. Политические эксперты перекраивают смыслы, пользуясь монополией на внимание, а СМИ создают эффект средневековой площади с одобрительно вопящей толпой. Многочисленн

Все не то чем кажется.

Речь пойдет не о России, а обо всем мире – считающем себя цивилизованным. В современных странах население не задумывается, что является зрителем эпического театрального действия под названием «большая политика». Каждый, сколь-нибудь публичный функционер – от регионального совета до президентов и премьер-министров крупнейших стран, имеет яркий и запоминающийся имидж, сходный с имиджем киноактера.

Да, современная политика – похожа на кино. С той лишь разницей, что киноактер может сыграть много ролей, а политический актер – одну. Политическому актеру создают образ, личную жизнь с выдуманными атрибутами. Спичрайтеры пишут сценарии выступлений, оттачивая роль и вовлекая в «представления», которые подходят для амплуа. Говорящие головы разыгрывают сценки заботы, давят на прекрасное – «замыливая» неприглядное. Политические эксперты перекраивают смыслы, пользуясь монополией на внимание, а СМИ создают эффект средневековой площади с одобрительно вопящей толпой.

Многочисленные ток-шоу сводятся к бесконечному обмену мнениями политологов – опирающихся, как и обыватель, на информацию из публичных СМИ. В лучшем случае лишь разыгрывающих собственное амплуа для своего сектора электората. К сожалению, в отличие от талантливых киноактеров, способных через правдивые образы чему-то научить зрителя, актеры политические – ничему не учат. Они создают шоу, несуществующий мир иллюзий, за ширмой которого акулы рвут добычу.

Здесь есть актеры на любой вкус и цвет: за коммунистов и за капиталистов, за войну и за мир, отмороженные и оголтелые, импозантные и немногословные, добрые и злые. Политическое поле расчерчено и канализировано, на каждый срез свой пастырь. Профессия реального политика в конструкции политической системы, влияющего на события, – уходит в небытие. Рулят и за нити дергают те, – кто в тени, кого обыватель и в дурном сне бы побоялся.

Реальный истеблишмент – это недоступный обывателю параллельный мир влиятельных тузов, о происходящем на «кухне» которого можно будет узнать лишь через многие годы. По свершившимся событиям, либо еще позже – по совокупности противоречивых сведений от мемуаристов.

Находясь в нем за ширмой «кривых зеркал», реальное самодержавие живет в мире «неоаристократии» и игре миллионами человеческих судеб. Вы никогда не узнаете о том, кто такой в реальной жизни Байден, Кеннеди, Путин, Трамп, Макрон и т. д. Вы никогда не узнаете ничего о том, что действительно обсуждалось на переговорах – даже если там стороны пообещали друг другу полное уничтожение, в котором придется массово гибнуть гражданам их стран. Нарративы и инсинуации – вот удел.

Не знаю, такого ли рода демократию желает для себя электорат, но в условиях иллюзорного цивилизованного мира – формат реальности более всего напоминает фильм «Матрица». Обычный человек в нем просто "батарейка". Или герой «шоу Трумена», заблудившийся в декорациях.

Система удобна тем, что в ней можно реализовать любую «дичь», устраивать средневековые «охоты на ведьм», богатеть – лопаясь словно клоп. Все это ведет к тому, что потерявшие все органы, кроме ротового отверстия, паразиты становятся полностью непригодными к нормальной конкуренции.

Противоречия ведут к бойне, потому что для других способов решения конфликтов нет рассудка и воли. Обывателя несложно убедить в неотвратимости происходящего – ведь существуют выпуски новостей и игра на струнах национализма и эгоизма. Из зрителя нужно сделать напыщенного идиота, понимающего разницу на уровне эмоций сюжета про империю добра и зла.

Но пузыри в реальном, а не вымышленном мире нежизнеспособны. Это не будет красивый город-мегаполис в котором просыпается Нео. Реальная «Матрица» ведет к пещере с наскальными рисунками.

Иван Смоловский.