Найти в Дзене

Забытая советская эпоха: 11 редких и малоизвестных фотографий СССР от Сталина до Горбачева

Оглавление

Новая подборка непарадных фотоснимков, сделанных в разные годы советской власти. От эпохи сталинских репрессий до горбачевской перестройки страны и всей общественной жизни.

Мы не просто показываем старые фотографии, найденные на просторах сети. А ищем необычные, редкие и малоизвестные снимки, объясняем, что на них происходит и что осталось за кадром, какие приметы советского времени они отражают.

Сегодня в подборке 11 мгновений советской эпохи и 11 забытых историй к ним.

Типовые новостройки

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Новосибирская область, город Новосибирск

Первая половина 1980-х гг.

Жилой массив «Челюскинский» в Железнодорожном районе в центральной исторической части города. Здесь долгое время сохранялись частные, преимущественно деревянные дома, но в 1978 году началась массовая застройка девяти- и двенадцатиэтажными «панельками».

Примета советского времени – незастекленные балконы.

Дворовая жизнь

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Свердловская область, город Свердловск (с 1991 – Екатеринбург)

1986 год

Двор на улице Восстания в микрорайоне Уралмаш.

Та самая безумная карусель, что стояла во многих советских дворах и из которой, при хорошем разгоне, можно было вылететь «на раз-два».

А еще обратите внимание на лоджии. На предыдущем фото мы видели абсолютно «голые» балконы в Новосибирске начала 80-х, а здесь уже появились первые, пока еще самопальные и не особо эстетические рамы со стеклами. В СССР, напомню, стеклить балконы и лоджии законодательно запрещали, за это грозила административная ответственность.

В гости в Северную Корею

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Где-то на территории СССР

1957 год

Пассажиры поезда Москва-Пхеньян вышли подышать свежим воздухом на каком-то полустанке. Автор фотографии – венгерский турист не указал локацию.

Если быть точным, в те годы поезд ходил два раза в неделю по маршруту Москва-Пекин, а до столицы КНДР цеплялись дополнительные вагоны. Время всей поездки составляло более 10 суток.

Недавно РЖД запустили современный маршрут поезда Москва-Пхеньян без заезда на территорию Китая, но зато через Владивосток. По сути это также прицепные вагоны к основному составу Москва-Владивосток.

Отправление – 2 раза в месяц. Время в пути – 8 дней 15 часов. Стоимость обещают в районе 45 тыс. рублей.

Ну что погнали?

Мирный ракетоносец

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Где-то в Мировом океане

Конец 1960-х гг.

Запуск ракеты с советского научно-исследовательского судна «Профессор Визе». Вот только ракета эта не боевая…

«Профессор Визе» и однотипное с ним судно «Профессор Зубов» были построены по советскому заказу в ГДР в 1965-1966 гг. и изначально предназначались для исследования Мирового океана, Арктики и Антарктики, земной атмосферы и погодных явлений. Экипаж 125-метрового корабля всего 80 человек, еще 200 ученых и лаборантов можно было взять на борт.

Оба судна стали первыми научными ракетоносцами отечественного флота. С них в верхние слои атмосферы запускались специальные метеорологические ракеты, которые регистрировали и передавали на борт информацию о температуре, давлении, плотности и составе воздуха, скорости и направлении ветров и т.д. В СССР такие ракеты стали выпускать с 1951 года.

Ну а ниже совершенно новое научно-исследовательское судно во всей красе в 1967 году Корабль только что прибыл с восточногерманской верфи в порт приписки – Ленинград:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

За годы эксплуатации в советском флоте «Профессор Визе» совершил 57 научных рейсов, в том числе 2 кругосветных плавания. В 1993 году корабль переоборудовали под круизное судно на Балтике, а еще через 6 лет продали за границу на металлолом.

Сестрички

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Карело-Финская СССР (была и такая, 16-я республика Союза), Выборгский район (в 1944 передан в Ленинградскую область), поселок Тервайоки (с 1948 – Большое Поле)

1941 год

Военфельдшеры и медицинские сестры 168-го медико-санитарного батальона фотографируются на память в первые дни войны.

Медсанбат входил в прославленную 123-ю ордена Ленина стрелковую дивизию, которая отличились в советско-финской войне 1939-1940 гг. Соединение осталось на только что завоеванных землях в районе Выборга и после начала Великой Отечественной войны оказывало сопротивление финским войскам, наступающим совместно с немецко-фашистскими армиями. Дивизия понесла огромные потери и была вынуждена отступить к Ленинграду.

123-я стрелковая участвовала в оборонительных и наступательных боях под Ленинградом, освобождала город Лугу, за что получила почетное наименование Лужская, и закончила свой боевой путь на территории Латвии.

Кто из этих девчонок дошел до Победы? На фото они еще не понимают, что ждет их всех впереди…

Советские компьютеры

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Москва, сегодня Центральный административный округ, район Хамовники

Конец 1980-х гг.

Обычный день в Учебной лаборатории Московского института тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова. Студенты, лаборанты, аспиранты и преподаватели используют в работе новейшие, на тот момент, советские ЭВМ серии ДВК (Диалоговый вычислительный комплекс).

МИТХТ – один из главных вузов России и СССР в плане подготовке специалистов-химиков для народного хозяйства и для нужд обороны страны. С 2015 года институт перестал быть самостоятельным и присоединен к Московскому технологическому университету.

Модницы

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ростовская область, город Ростов-на-Дону

Вторая половина 1930-х гг.

Советская женская мода в эпоху сталинской индустриализации и сталинских репрессий. Девушки явно фотографируются на память в ателье, а потому надели самые лучшие наряды.

К сожалению, нижний край фотографии оборван…

Где делали картон

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Архангельская область, город Новодвинск

1971 год

Подготовительные работы перед пуском новой (второй по счету) картоноделательной машины на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате. До выпуска первой продукции еще осталось пару лет.

Построенное в 1935-1940 гг. предприятие, сегодня является крупнейшим производителем в РФ (и одним из крупнейших в Европе) тарного упаковочного картона. Также комбинат один из отечественных лидеров в производстве офсетной бумаги и целлюлозы. До 2021 года существовало направление по выпуску тетрадей и писчебумажной продукции, но его закрыли из-за нерентабельности.

В 1997 году советский промышленный гигант был приватизирован, а в 2003-м куплен инвесторами из Австрии. Они продолжают управлять Архангельским ЦБК и сегодня, невзирая на санкции.

Несмотря на солидные финансовые вливания австрийцев в обновление производственных мощностей и в технологические инновации, основа современного благополучия комбината была заложена еще в эпоху СССР. Так запущенные картоноделательные машины КДМ-1 (в 1968 году) и КДМ-2 (в 1973 году), пройдя модернизацию в наше время, до сих пор выпускают продукцию.

Кто-то скажет, потому что это оборудование финского производства (действительно так, СССР закупал его за валюту), а кто-то напомнит, что ничто не вечно под луной. Благодаря правильной эксплуатации и рачительному подходу всё в нашей стране можно было сохранить.

Двойной магазин

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Саратовская область, город Саратов

1966 год

Стеклянная витрина на весь первый этаж по улице Советской – одной из центральных в городе. Типичное расположение для СССР – магазины «Аптека» и «Оптика» сдвоены.

Городской пляж

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Украинская ССР, город Киев

1970-е гг.

Отдыхающие на пляжах Гидропарка – главного места летнего отдыха в украинской столице. Практически в центральной ее части.

Гидропарк был построен в середине 1960-х гг. и раскинулся на двух островах на Днепре – Венецианском (сюда проведена даже станция метро) и Долобецком. Соединяющий их пешеходный мост, который хорошо виден на фото, носит название Венецианский мост.

Кроме собственно тюленьего отдыха на днепровских пляжах, парк предлагал посетить всевозможные аттракционы, лодочные станции, спортивные площадки, летние эстрады, точки общепита и т.д.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: