Здесь проходило первое в истории описанное вооруженное столкновение. 20 городов стоят здесь друг на друге слоями: этот холм смотрит на поля в ожидании Последней битвы уже 9 тысяч лет. И здесь я водил детей в туалет по пути в баню, извините. Что нас всех так тянуло на холм Мегидо, он же Х’ар Мегиддо, он же Армагеддон? Отвечают уникальные археологические находки.
Мы бодро неслись по шоссе 65 «Кейсария-Афула», когда Илюше захотелось... Я глянул в карту — тут Армагеддон за поворотом. Должен ведь быть общественный туалет в центральной точке грядущего Апокалипсиса? И мы бодро свернули к точке.
Шёл эректус по шоссе, поедая сушки
Мы с вами в Левантийском коридоре, детки — объяснял я попутно. Эта полоска суши между морем и горами, соединяющая Африку с Евразией — главная дорога нашей цивилизации. География определяет историю: конкретно по этому шоссе прото-человечество вышло из колыбели кенийских саванн в большой мир. Лично мой пращур здесь шел, как и пращуры всех ныне живущих людей.
Вот прямо здесь, где мы едва увернулись от осла с погонщиком, телегой и связкой лопухов, свернувших в поток с обочины.
Многие прото-человеки тут и селились. На горе Кармель у моря, у нас за спиной — пещеры Нахаль Меарот, первый многоквартирный дом в истории. 500 тысяч лет эволюции здесь уложены аккуратно и слой за слоем, без единого перерыва. А слои неандертальцев и людей современного типа подозрительно смешиваются: жили то ли вместе, то ли попеременно.
Я лично думаю — они бесконечно воевали за эту жилплощадь у ручья, обмениваясь залпами из метательных палок новейшей конструкции.
Потом здесь была «Дорога Хора», стратегический маршрут между Египтом, Месопотамией и Анатолией. А в Библии это — Via Maris, «Путь приморский», по которому туда-сюда брели пророки. Чуть дальше Виа Марис пересекалась с Дорогой специй, неимоверно древним каналом поставки товаров с Индостана и Молуккских островов.
В 1981 году на стоянке людей вида Homo erectus у озера Рам — это в сотне км на север от Мегиддо — нашли фигурку высотой в 3,5 см и возрастом в 233 тысячи лет.
«Микроскопическое исследование показывает, что она была сформирована человеческими руками, это делает ее самым древним произведением искусства, найденным на сегодня. Канавки на ней были вырезаны кремневым инструментом, который также использовался для формирования головы, рук и большой груди», — сообщает иерусалимский Музей Рокфеллера.
Звучит непротиворечиво: где человек впервые поселился — там он впервые и намусорил. Здесь, в этом «путепроводе цивилизаций», нашли много предметов с характеристикой «первый». Вот, например, самая старая корона из нам известных.
Возраст 5500-6500 лет, черненая медь. Сверху — птицы, изображения ворот (порталов!) и рукоять меча. Драгоценный венец лежал в соломенной циновке под камнем в пещере рядом с ручьем Нахаль Мишмар — это здесь направо и чуть на юг. В комплекте шли еще свыше 400 предметов из меди, бронзы и слоновой кости. Сплошь булавы и жезлы, символы власти и религиозная атрибутика.
И все эти пути и потоки стекались к узкому проходу через горную гряду Кармель. Проход легко контролируется из долины Изреель (Мардж ибн Амер). Лучшая точка для обзора долины — холм у ручья на ее западной границе.
Это самый важный перекресток в истории, может быть. Один пулеметчик в хорошо укрепленном ДОТе здесь смог бы остановить цивилизацию навсегда. И, слава 21 веку, сейчас здесь есть туалет за 5 шекелей.
Выйду на холм — ствол поправлю
Продолжим, пока Илюша мучает водопровод. Легендарный «Армагеддон», на полях которого воинство Господа сойдется с ордой Сатаны — греческая транслитерация «х’ар Мегиддо» (др. иврит, «Гора Мегиддо»). Эти 60 метров над уровнем поля — в основном, рукотворные. В начале времен, видимо, был легкий пригорок.
Девять тысяч лет назад, по данным Археологической экспедиции Мегиддо, здесь впервые наследили какие-то люди. А семь тысячелетий назад на холме утвердилась Великая мать всего живого, первая богиня этих мест. Да, от нас скрывали: до Отца здесь была Мать.
Потом она получила имя Ашера и много веков подряд была очень влиятельна.
А в поддержку Ашере из мрака святилища смотрели вот такие личины, установила наука. И это были что? Правильно, первые в истории маски.
«Отверстия по бокам могли использоваться для подвешивания их на стену, священный столб или статую. Вверху, судя по микроследам, крепилась составная часть: волосы или сложный головной убор», — комментирует Музей Рокфеллера.
А защищали холм тогда, по всей видимости, головы великих предков. Такие находили по всему Израилю: черепа покрыты гипсом и раскрашены, глазами служат раковины или красивые камушки. Эти прообразы будущих египетских мумий то ставили на пьедесталы, то хоронили под полом жилищ — по ситуации.
Семитский народ, который тогда контролировал холм, называют «ханаанцами» или «хананеями» (сейчас это палестинцы, ливанцы, иорданцы и многих сирийцы). Блистал Бронзовый век — та самая позапрошлая эпоха человечества, которую мы видим, но почти не помним. Все тогда было впервые и вновь.
Место, где придумали битвы
Уже пять тысяч лет назад на холме Мегиддо стоял каменный храм — «самое монументальное отдельно стоящее сооружение, до сих пор обнаруженное в Леванте раннего бронзового века и одно из крупнейших сооружений того времени на Ближнем Востоке» (описание ЮНЕСКО).
На его гигантском круглом алтаре приносили в жертву сотни ягнят: костями бедняг забиты все подземелья Мегиддо.
Все богатства тогдашнего мира проходили через Мегиддо: керамика с Крита, медь с Кипра, стекло из Финикии, слоновая кость и золото из Африки. Могучий город-государство со всего взимал пошлины, а кое-что оставлял себе.
Конечно, многие хотели взять под контроль местную таможню. Ровная как стол долина у холма будто приглашала поставить на ней войска и начать осаду. В 1457 году до н.э. молодой и амбициозный фараон Тутмос III, только что вышедший из тени своей властной мачехи Хатшепсут (в основном потому что та умерла), сразился здесь за власть над Ханааном.
То была первая в истории масштабная и подробно описанная в документах битва. Ополчение выставили 300 князей Леванта (оцените местную плотность поселений!), но у них не было шансов. Тутмос проповедовал новую тактику блицкрига на боевых колесницах: Левант был повержен.
Мегиддо перенаправил налоговые платежи в Мемфис, и все пошло плюс-минус по-старому.
Ну разве что местную знать теперь хоронили вот в таких чудесных керамических оссуариях, так сказалось египетское влияние. В каждом дружелюбном сосуде обычно размещали костные останки нескольких людей, уточняет музей: «А если семья была богата, в гроб клали дорогие украшения, каменную и бронзовую утварь. В могиле, у головы саркофага, ставили кувшины с едой».
А еще, конечно, в местном мусоре замелькали скарабеи.
И мебель теперь украшали сфинксами, причем явно выраженного женского пола. Смотрите, какие у сфинксы пухлые губы.
Чья это земля
Илюша сделал дело и мы вновь двинули на север. Холм Мегиддо штурмовали столько раз, что туристу почти нечего смотреть: там каменная каша. Да и рассуждать, чья это земля — все равно, что спрашивать, кому принадлежит небо.
После Катастрофы Бронзового века, подкосившей Египет, холм попал в руки нового национально-религиозного объединения, овладевшего железом — они называли себя народом Израиля. Свежие исследования говорят, что евреи были конгломератом все тех же местных кочевых семитов и беженцев из Египта и Вавилона, селившихся компактными группами в Иудейских горах.
Потом Египет воспрял и выбил евреев с горы. Потом здесь правили ассирийцы, персы, македонцы, римляне, греки-византийцы, крестоносцы со всей Европы, турки, англичане, опять евреи. Наполеон разгромил османов при Мегиддо в 1799 году и то была громкая победа.
«И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле...» — так было сказано в «Откровении Иоанна Богослова» в конце 1 века.
В Мегиддо в 1 веке стоял ненавистный VI Железный легион Древнего Рима. Очевидно, что последняя битва Добра со Злом должна быть здесь, уверен автор «Апокалипсиса». И звучит это, увы, непротиворечиво до сих пор. Остаток того дня мы провели в термальных источниках Хамат-Гадера на Голанах, которые были популярны еще среди римлян. Теперь там спорная территория и прямо над бассейном стоит вышка с автоматчиком в круглой каске. От этого зрелища даже в воде с температурой 42 градуса становится зябко.
Славно, правильно и почетно умереть, защищая родную землю. А эта земля — родная для всех сапиенсов без исключения. Вот все и защищают ее друг от друга, и будьте уверены — защитят до последней капли крови. Здесь Железный век до сих пор бьется с Бронзовым, хотя на дворе уже давно Ракетный — и как бы вновь не наступил Каменный. Удачи всем мирным жителям Ближнего Востока и Персии, везения и здоровья в эти мрачные дни. Все проходит и это пройдет.