Этот вопрос удручал меня со школьной скамьи, когда в 5 классе нам задавали написать сочинение по картине «Всадница» или в 10-м — «Автор “Последнего дня Помпеи” — выдающийся мастер исторической живописи».
Отправляясь в Новую Третьяковку на недавно открывшуюся выставку «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург», я надеялась найти на него ответ. И — нашла!
Экспозиция, размещённая в Третьяковской галерее на Крымском Валу, открылась 10 июня. И она поистине масштабна!
Посвящённая 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799–1852), она состоит из более чем 170 произведений. В ней представлены живопись, графика и скульптура из российских музеев, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы, а также из Национальной галереи Армении.
Здесь, в частности, можно увидеть тот самый «Последний день Помпеи» (1833) —знаменитое полотно из коллекции санкт-петербургского Государственного Русского музея, прибывшее в Москву впервые за 25 лет.
И ту самую «Всадницу» (1832) — слёзы и тайную мечту многих советских школьниц второй половины прошлого века.
И потрясающую собирательницу винограда с картины «Итальянский полдень» (1827), которую критики — современники художника — сочли «неизящной» и «не соответствующей классическим идеалам красоты». Ясное дело, ведь моделью Брюллова была простая итальянка, а «целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».
И наипафоснейший, как сказали бы сегодня, «Портрет Е. П. Салтыковой» (1841) — светлейшей княгини Елизаветы Павловны (урождённой графини Строгановой), дочери генерал-адъютанта графа П. А. Строганова и С. В. Строгановой (урождённой Голицыной).
Просто обратите внимание на детали, подчёркивающие состоятельность и статус изображённой на полотне персоны. Ну, и на раму, выбранную для этого портрета.
И портреты самого художника — его собственной кисти и рук скульптора Ивана Витали. Здесь интересно то, что Брюллов был очень придирчив к своей внешности, очень беспокоился о том, как он выглядит и каким его могут изобразить другие художники. И поэтому крайне редко соглашался позировать.
Но ещё более интересным на выставке мне показалось то, что её организаторы предложили зрителям взглянуть на наследие Брюллова по-новому — через призму влияния «гения места» на его творчество.
Дело в том, что художник большую часть своей творческой жизни — 12 лет (1823–1835) — прожил в Италии. В этой стране он сформировался как художник (поскольку уехал туда 24-летним выпускником петербургской Императорской Академии художеств). В ней он завоевал мировую известность и звание «великого» ещё при жизни. В ней он и умер, вернувшись в Италию в 1849-м для лечения.
Промежуточные 13 лет (1836–1849) Брюллов провёл в Петербурге. Работая, в основном, в роли модного портретиста.
Латинское выражение genius loci («гений места») означает особую атмосферу, присущую конкретной местности. В социологии и культурологии данный концепт используется давно для описания того, как уникальные особенности пространства влияют на внутренний мир человека.
Так вот, экспозицию выставки её авторы сформировали так, чтобы проследить не только за биографией художника. Но и за тем, как географическое положение, климат и среда трёх мегаполисов — Рима, Москвы и Петербурга — повлияли на творчество Брюллова.
Не спорю, Карл Павлович — художник, без сомнения, выдающийся. Крупнейший из мастеров русского искусства первой половины XIX века. Но…
Его монументальные живописные полотна, повторюсь, никогда не вызывали во мне какого-то особого трепета. А большинство портретов казались мне одинаковыми и какими-то слегка небрежными.
Не задели они меня и на этой выставке (хоть я — честно — очень старалась их понять и почувствовать). Это заметно даже на фото (см. в галерее выше), случайно сделанных коллегой, — лёгкий скепсис читается в позе, жестах и других элементах невербальной коммуникации.
Однако, всё изменилось в зале акварелей и графики Брюллова. Вот где мне почувствовались и горячий жар вдохновения, и неудержимый полёт фантазии. Где меня по-настоящему поразили лёгкость кисти, прозрачность красок, точность линий.
Одним словом, именно здесь ощущались подлинная творческая страсть и непревзойдённое художественное мастерство автора. Настолько явственные, что мне просто не хотелось уходить из этого пространства…
Причём, здесь были и акварельные варианты некоторых «больших» портретов, размещённых в главном зале. Почему же, перенесённые на холст и написанные маслом, они утрачивают часть своей экспрессии, не переставая, думала я, вглядываясь в эти нежные, одухотворённые, будто живые лица с тонкими, изящными, аристократическими чертами. Сотворённые, порой, одним лишь графитовым карандашом.
И вот, поднявшись на второй этаж выставки, на большом информационном стенде я вдруг читаю о художнике то, что мне… всё объясняет:
«В одной беседе Карл Брюллов признавался: “Для меня скучен процесс писания красками”. Действительно, взрывной, эмоциональный человек, он обладал “пламенным воображением” и особым творческим темпераментом. Будучи художником-виртуозом, Брюллов… как мгновенно загорался, так же быстро и перегорал».
Это был раздел «Мастер неоконченной картины», где демонстрировались этюды, эскизы и ряд незавершённых произведений художника. Причём, этот «ряд» оказался весьма длинным.
«Ни одно из исторических полотен после “Последнего дня Помпеи” и “Смерти Инессы де Кастро” не было закончено…», — возвещалось на стенде.
«После триумфального успеха “Последнего дня Помпеи” Брюллов испытал творческий кризис. Художник одновременно начинал несколько произведений, но ни одно из них, даже самое многообещающее, не смог завершить».
«Брюллов не выполнил ни одного императорского заказа…»
В то же время, «изображения добрых знакомых и людей, к которым художник питал особое расположение, он мог специально оставить незавершёнными. Все они продолжают традицию non finito, изобретённого Тицианом».
В завершение этого содержательного пояснения его авторы подчеркнули, что «независимо от степени законченности, все эти произведения обладают невероятной силой воздействия». Что я, со своей стороны, однозначно свидетельствую.
Однако, при этом они признались, что ответа на вопрос, «являются ли незавершённые работы Брюллова случайностью или их неоконченность — преднамеренный приём», они не знают. Чему я, честно говоря, даже обрадовалась. Поскольку отсутствие ответа побуждает к поиску собственного.
Вы тоже можете попробовать найти свой. Выставка будет работать до 18 января 2026 года. Адрес: Москва, Крымский Вал, 10, залы 60–62.
Только приготовьтесь к тому, что стоимость одного билета — 900 рублей. И даже льготный обойдётся лишь на половину дешевле — 450.
Ну, а чтобы не заканчивать на этой печальной ноте, вот вам забавная: портрет Павла Васильевича Кукольника, реинкарнацией которого, по всей видимости, является один наш с вами, известный и даже очень популярный, современник.
Узнали? Пишите в комментариях, кого напомнил вам герой этой картины.
Вероника Маанди
Фото автора и Инны Шевченко
P. S. Не многим художникам посчастливилось при жизни обрести славу. И даже просто получить официальное признание. Большинство так и оставались непонятыми, а то и гонимыми, создавая своё «Искусство за закрытыми дверями».