Девочка 9ти месяцев не умеет даже переворачиваться, а невролог и педиатр говорят, что спина слабая и нужно ещё ждать.
🤔 Мама, конечно, переживает и уже хочет начать какие-то результативные действия по стимуляции развития своей девочки.
Она кротко описала ситуацию и отправила описание в мою группу в ТГ с просьбой объяснить что происходит и как помочь ребёнку.
🤓 Эта ситуация показалась мне очень яркой и типичной для многих современных молодых родителей.
Поэтому я решила ответить Амине подробно и выложить этот ответ в виде статьи. Думаю, многим откликнется , и разбор будет полезен в развитии и других детей.
Ниже вы увидите пояснение к каждому пункту маминого описания.
Всё что со значком 👉 - это последовательно расположенные цитаты из описания.
Здравия, Амина!
Ситуация с ребёнком по Вашему описанию уже экстренная. Конечно, я не видела всей картины, а только опираюсь на небольшое описание.
Но есть очень "ярко-говорящие" моменты.
🤓 Ответ будет НЕ коротким, но чётко по написанному Вами.
Хочу, чтобы была понятна суть, т.к. без неё так и не станет понятно что делать.
👉 Девочка, ровно 9 мес.,
родилась в срок, КС, вес 10кг., рост 70
🤓 Рождение через КС имеет свои особенности:
- всегда смещает позвонки С0 (затыл/кость), С1 и С2 в дисфункциональное положение (т.е. травматизация той или иной степени)
- не даёт верно запуститься базовым рефлексам РППС и Моро, СШТР и АШТР, которые отвечают за самый старт моторного развития
- при лёгкой травматизации, ребёнку бывает удаётся компенсироваться нормально самостоятельно
🤔 Похоже, у Вашего малыша травматизация средней тяжести, и нервной системе скомпенсироваться самостоятельно не получилось и уже не получится – нужна помощь
🤔 Можно предположить, что какой-то из этих рефлексов будет работать не корректно и не сможет создать осознанного движения, что в вашем случаем и происходит (видим дальше)
👉Не ползает (даже по-пластунски)
🤓 Причина, дальше увидим, что гиперактивен СШТР
(симметричный шейный тонический рефлекс),
который блокирует осевой орган от необходимой ротации с уровня, скорее всего С1-С2 (нужно смотреть на ребёнка для уточнения)
❓Вопрос - есть ли поза фехтовальщика или препозиция ползания по-пластунски – это покажет:
- рефлекторную готовность оси (С0 -позвоночник-таз) к ротации, без которой невозможны пластуны и потом нормальный шаг и нормальная постановка стоп
- адекватность включения в работу мышц-ротаторов тела и асимметричного подключения конечностей в работу
👉 НЕ садится, но сидеть хочет
(на коленях, в коляске садится сама за счет пресса)
🤓 Это не желание сеть, а срабатывание патологически активного СШТР на сгибание головы в направлении заинтересованного взгляда ребёнка.
Садится ребёнок и потом взрослый в норме через косые мышечные цепи, а не прямые, как в этом рефлексе.
🤔 Можно предположить из этого и уже вышеописанного, что мышцы-ротаторы в работу не включились.
👉 Педиатр, невролог отклонений не видят:
🤓 Педиатр и невролог не специалисты в области развития движения, эта область знаний не входит в зону компетенции данных специалистов, и их этому не обучают:
- почему они не отправляют вас к специалистам в области моторного развития ребёнка – я не знаю, скорее всего потому, что в нашей стране эта сфера долгое время не развивалась, и мало кто пока владеет знаниями в этой области
- невролог отвечает за то что нервная система сигналы продуцирует и нормально выдаёт, получается обратную связь от органов и идёт процесс обработки, а интерпретировать ситуацию именно с моторным развитием – не его область компетенции
- здесь работа двигательных /физических терапевтов, Войта-терапевтов, кинезиологов
👉 "ребенок крупный, спина слабая, ждите",
хотя я уже с 7 мес. задавала им эти вопросы
🤓 У ребёнка с любым весом рефлексы инициируют развитие осознанного движения совершенно одинакового.
Если остаются и не могут создать осознанное движение, то что-то им мешает «достучаться» с уровня спинного мозга на вышележащие структуры центральной нервной системы – явно не вес.
🤔 Если говорят про слабую спину, то почему не выясняю причину, почему нервная система не включает нормально в работу мышцы спины?
🥲 Хотя это утверждение просто безграмотная попытка хоть как-то объяснить ситуацию – и не более того (далее увидите почему).
👉 Наши "умелки":
- лежа на животе опора на локти (иногда на прямые руки),
- поднимает попу, поджимая обе коленки, но упирается носом в пол, т.к. руки на локтях
🤓 Здесь Вы описали классическую ситуацию гиперактивного патологического ЛТР (лабиринтно-тонического рефлекса) на животе, когда в положении на животе автоматически срабатывает стимуляция общего тонуса всех сгибателей
- ребёнок на базе этого рефлекса, идущего с уровня шейных сегментов, д.б. сформировать определённую осознанную позицию под управлением уже с уровня среднего мозга и коры ещё к 3-4 месяцам
- о том, что ребёнок очень жёстко находится под действием этого рефлекса говорит положение головы носом вниз, т.е. у малыша нет даже возможности включить ротаторы шеи и повернуть голову на бок
⚠️ Это очень опасная ситуация для дальнейшего и моторного, и психо-эмоционального и когнитивного развития, и осанки в целом – срочно нужна работа в этом направлении!!!
🥲 Под действием на столько жёстко гиперактивных ЛТР и СШТР у ребёнка к этому возрасту уже сформировалось:
- устойчивое перенапряжение по мышцам оси, поясничного региона и верхней доли трапеции
- в работу на удержание осанки не включились мышцы брюшного пресса и ромбовидные (глубокие мышцы, приводящие лопатки к позвоночнику), т.е. СПИНА малыша в жёстком ГИПЕРТОНУСЕ
Да, к сожалению, невролог и педиатр этого не видят, т.к. куда смотреть им в институте не рассказывали, т.к. этот большой пласт знаний не входит в зону их компетенции.
👉 Вообщем живот от пола никак не отрывается🤦🏻😁
🤓 Логично, что при этой ситуации центр тяжести остался в области грудины, как у новорожденного и его им тянет к опоре
- ещё туловище напряженная спина выгибает кпереди
- ещё у не подключенных к удержанию корпуса мышц брюшного пресса нет возможности оторвать живот от опоры (качать их бесполезно: они не слабые, а не подключены в управлению с уровня среднего мозга и коры, здесь нужна другая работа)
👉 С сидением тоже беда:
ни "русалочки", ни каких-то других предпосылок не вижу.
🤓 ❓Вопрос - что с поворотами?
Для русалочки, косого седа тоже необходимо поэтапной включение в работу мышц боковой ленты и всех косых цепей
+ обязательно мышц брюшины
+ и тонус по спине мешает
👉 Сейчас ходим на массаж и ЛФК (фитбол)
🤓 Если это до сих пор не дало результат, а привело или оставляет рефлекторную активность на таком высоком уровне, то с ребёнком делают что-то не то...
Если массажист тоже не понимает в развитии моторки (что чаще всего и бывает, т.к. это не его прямая сфера деятельности и объём информации слишком велик) и выполняет рекомендации невролога по укреплению спинки, то он вводит ребёнка в ещё большую тонизацию и блокирует переход управления моторикой ребёнка с рефлекторного уровня спинного мозга на уровни вышестоящих структур ЦНС
С гимнастикой на ФБ та же история.
🤓 Я уже 10 лет преподаю её от "Международной ассоциации грудничкового плавания", как курс повышения квалификации для специалистов и знаю как «печальные чудеса» могут творить в ней в ней с ребёнком малограмотные специалисты...
🥲 Здесь искажается и формирование всех остальных психических, вегетативных и когнитивных функций, связанных с разбитием моторики
❓Вопрос – что делаете вы - родители дома с целью физ/развития, как обращаетесь с ребёнком в быту, какие позы для ношения создаёте и т.п.
👉 Понимаю, что где-то что-то упущено, какой-то навык не отработан..
🤓 Видно, что качественно не отработано всё, начиная со сбалансированного подъема головы и осознанной опоры на локти.
👉❓На что обратить сейчас внимание в первую очередь?
🤓 На снятие напряжения и смещений с области С0-С2 и уже появившихся к этому возрасту других компенсаторных напряжений по оси телу (остеопатия, кинезиология)
👉 Чем я как мама (не специалист) могу помочь ребенку?
- ✅ Как можно более срочным обращением за помощью к остеопату или кинезиологу, двигательному терапевту (НЕ массажисту), Бобат-терапевту, Войта-терапевту.
- ✅ Прекращением патологической стимуляции нервной системы и мышц не подходящими ребёнку массажными техниками, упражнениями, ношениями, укладками и положениями в быту.
- ✅ Введением в жизнь ребёнка верных оптических и двигательных стимуляций, ежедневных реабилитационных положений и упражнений.
- - -
🤓 Вот такой получился длинный, но чёткий и, как мне кажется по делу ответ-разбор ситуации по запросу от моей подписчицы в группе ТГ
❓Есть ВОПРОСЫ по психомоторному развитию детей?
✅ ПИШИТЕ в БЕСЕДКУ О ДЕТЯХ моей группы в ТГ