Найти в Дзене

Референсы в сведении: как правильно использовать, а когда они мешают?

Референсы – это мощный инструмент в руках звукорежиссёра, который помогает держать ориентир на качественный звук. Однако неправильное использование может привести к тому, что микс потеряет индивидуальность или даже начнёт звучать хуже. Референсный трек – это аудиофайл, который служит эталоном качества звучания. Он помогает:
▶️Оценить баланс частот. Если ваш микс кажется слишком гулким, тонким, резким или пустым референс поможет выявить проблему.
▶️Проверить ширину. Очень ярко бросается в уши разница, если ваш трек тощий, а референс суперширокий.
▶️Настроить пространственное расположение инструментов. Вы поймёте, где в референсном треке находятся ударные, вокал, эффекты и сравните со своим миксом.
▶️Контролировать громкость. Важно, чтобы ваш трек соответствовал трендам по громкости, особенно для стриминговых сервисов. 1. Выбирайте референсы в вашем жанре
Если вы сводите инди-рок, не стоит ориентироваться на EDM-референсы – у этих стилей разные подачи, динамика и принципы сведения. Най
Оглавление

Референсы – это мощный инструмент в руках звукорежиссёра, который помогает держать ориентир на качественный звук. Однако неправильное использование может привести к тому, что микс потеряет индивидуальность или даже начнёт звучать хуже.

🎛Почему референсы важны?

Референсный трек – это аудиофайл, который служит эталоном качества звучания. Он помогает:
▶️Оценить баланс частот. Если ваш микс кажется слишком гулким, тонким, резким или пустым референс поможет выявить проблему.
▶️Проверить ширину. Очень ярко бросается в уши разница, если ваш трек тощий, а референс суперширокий.
▶️Настроить пространственное расположение инструментов. Вы поймёте, где в референсном треке находятся ударные, вокал, эффекты и сравните со своим миксом.
▶️Контролировать громкость. Важно, чтобы ваш трек соответствовал трендам по громкости, особенно для стриминговых сервисов.

🎛Как правильно использовать референсы?

1. Выбирайте референсы в вашем жанре
Если вы сводите инди-рок, не стоит ориентироваться на EDM-референсы – у этих стилей разные подачи, динамика и принципы сведения. Найдите треки, которые близки по звучанию к вашей музыке.

2. Выравнивайте громкость
Громкие треки всегда кажутся лучше. Прежде чем сравнивать свой микс с референсом, выровняйте их уровни по громкости, иначе вас может ввести в заблуждение эффект восприятия "громче – значит лучше".

3. Используйте несколько референсов
Один референс – это хорошо, но несколько – лучше (но это не точно). Например, один трек может быть эталоном по низам, другой – по вокалу, а третий – по общей динамике.

4. Используйте специализированные инструменты
Программы типа Reference от Mastering The Mix или Magic A/B позволяют легко переключаться между референсом и миксом, анализировать разницу в частотах и громкости.

🎛Когда референсы могут навредить?

1. Если вы пытаетесь повторить референс 1 в 1
Референс – это ориентир, а не шаблон. Если пытаться полностью скопировать звучание, можно навредить.

2. Если вы пытаетесь повторить референс 1 в 1
Неужели это уже было? Спойлер - повторить сведение невозможно, если вы сводите другой мультитрек. Пытаться сделать 1 в 1 - это сизифов труд.

3. Когда начинаете сомневаться в каждом решении
Иногда референс заставляет бесконечно менять микс, хотя изначально он уже был хорош. Доверяйте своему слуху и не сравнивайте слишком часто.

4. Если референс выбран не верно
У меня пару раз было такое, что приходилось пересводить трек с самого начала из-за того, что референс был не тот по моей ошибке или ошибке заказчика. То есть он подходил и по составу инструментов и по всему остальному, что нужно, но в итоге оказалось, что не тот немножко окрас или стиль.

✦ ✦ ✦

Ну и куда же без поучительных историй! Недавно у меня была интересная пара кейсов по референсам с моими клиентами. В первом случае я сводила трек, и когда микс был готов заказчик сказал, что по отношению к оригиналу микс сильно изменил свое настроение. Что прикольно - стал более позитивным. В итоге он решил, что это тоже подходит этому треку, и будет выпускать его именно в таком виде. А все ведь тут определяющим было не мое восприятие, а данный мне референс - Тейлор Свифт, которая звучит весьма позитивно.

А второй кейс вообще поучительный. Мы со студентом долго работали над треком по референсу. Задача была попасть на один из лейблов, в том числе откуда мы брали реф. В итоге трек крутой, трек готов, но ни один из этих лейблов его не взял по неизвестным причинам.
Мораль: даже если ваш трек опупенный и написан прям под лейбл, его все равно могут не взять, и вы никогда не узнаете, почему. Я миллион раз попадала в эту ловушку. Тут главное не расстраиваться и продолжать слать треки дальше другим лейблам. По-любому, если не прямо сейчас, то через время найдется лейбл, который возьмет трек (при условии, что вы гениальный продюсер и миксинг-инженер, разумеется🤭)

#референсы #сведение #музыкальноепроизводство #звукорежиссура #аудиопродакшн #музыкантам #миксинг #творческийпроцесс #референстрек #звук