Найти в Дзене
Кухонные посиделки2

Рецессия, сэр! Или доигрались со своими ставками

Вместо эпиграфа анекдот: С каждым днем разница между обычными 1000 рублями и 1000 рублями из банка приколов становится все меньше. Ну вот и все. Доигрался Центробанк со своими ставками. Экономика России находится «на грани перехода в рецессию», заявил в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) министр экономического развития Максим Решетников. «По цифрам у нас охлаждение, но все наши цифры — это зеркало заднего вида. По текущим ощущениям бизнеса и по индикаторам мы в общем уже, мне кажется, на грани перехода в рецессию», — заявил министр, выступая на сессии «Экономика предложения — стратегия роста в условиях современных вызовов» (слова главы Минэкономразвития передает корреспондент РБК) А ведь предупреждали, ведь говорили, что так и будет. Решетникову вторит Российская газета: Эксперты отмечают усиливающееся торможение продаж продовольственных товаров в России. Мы не стали меньше есть, но теперь покупаем продукты более сдержанно, избирательно, экономно.

Вместо эпиграфа анекдот:

С каждым днем разница между обычными 1000 рублями и 1000 рублями из банка приколов становится все меньше.

Ну вот и все. Доигрался Центробанк со своими ставками.

Экономика России находится «на грани перехода в рецессию», заявил в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) министр экономического развития Максим Решетников.

«По цифрам у нас охлаждение, но все наши цифры — это зеркало заднего вида. По текущим ощущениям бизнеса и по индикаторам мы в общем уже, мне кажется, на грани перехода в рецессию», — заявил министр, выступая на сессии «Экономика предложения — стратегия роста в условиях современных вызовов» (слова главы Минэкономразвития передает корреспондент РБК)

А ведь предупреждали, ведь говорили, что так и будет.

Для иллюстрации
Для иллюстрации

Решетникову вторит Российская газета:

Эксперты отмечают усиливающееся торможение продаж продовольственных товаров в России. Мы не стали меньше есть, но теперь покупаем продукты более сдержанно, избирательно, экономно.

Весь розничный рынок в этом году растет медленнее: по данным Росстата, в январе-апреле оборот розничной торговли вырос на 2,4%, год назад динамика была вчетверо выше — 10,9% в сопоставимых ценах, приводит данные председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов.

Турфирмы ревмя ревут:

Туроператоры фиксируют снижение спроса на путевки из-за ослабления рубля. Однако в профильной ассоциации говорят о незначительных изменениях, до 12% у отдельных компаний. Игроки рынка в беседе с «Ъ FM» отмечают скорее замирание спроса.

Что происходит-то? Довели страну?

В целом — нет. Снижение спроса на продукты говорит не о том, что мы стали есть меньше. И даже не о том, что люди стали себе отказывать в необходимом. А всего лишь о том, что люди стали меньше выбрасывать еду. Плохо это или хорошо? С точки зрения экономики, которая про деньги, это очень плохо. А вот с точки зрения экономики, которая про народное хозяйство, это хорошо.

Я вот коренная петербурженка. Обе мои бабушки пережили блокаду. Поэтому к еде у меня отношение особенное. Не люблю я ее выбрасывать. Да и выброшенная еда означает перепроизводство. Которое, в целом, не слишком-то и хорошо.

Снижение турпотока, на первый взгляд, выглядит ужасно. У людей нет денег, чтобы достойно отдохнуть. Но что значит «достойно отдохнуть» в сознании среднего россиянина. Это Турция all inclusive. Ну или Египет.

А то, что люди рассматривают более дешевые туры, означает только одно — люди больше стали ездить по стране. Не только потому что дешевле. А еще и потому что активное просвещение происходит в последние годы.

Вот моя приятельница, которая всегда предпочитала умотать к морю, лучше в Турцию, а на крайняк в Сочи, летит в Тюмень. Не потому что денег нет. А потому что интересно там побывать и посмотреть тамошние источники. Она не просто про них узнала. За последние несколько лет произошло некоторое изменение сознания. И отдых в России перестал быть позором, а стал интересным.

Да и с рецессией, которую объявляет Решетников, все не так просто.

Последние годы происходит активное переустройство нашей хозяйственной деятельности. Это не только ВПК. Мы все — и люди, и бизнес — начинаем учиться жить без кредитов. Начинаем развиваться на свои. Многие из-за высокой ставки даже копить начали учиться.

Снижение роста в цифрах при этом является закономерным. Но вот только рецессии не будет. Тот же Решетников в конце года с разочарованием обнаружит, что просто мы меняемся. И рост, кстати, будет по итогам года не меньше 3%. В одних местах убывает, в других прибывает.

То, что мы смотрим на акции в магазине и более обдуманно покупаем продукты — это означает, что население становится более осознанным.

И кстати, не надо кивать на Запад. Там привычка покупать продукты питания осознанно и не выкидывать их достаточно распространена. Это норма.

Ну а рецессия... Сейчас рубль крепнет, и при этом нефть растет. Значит, у правительства будет возможность стимулировать производство в тех сферах, которые по-настоящему нужны нашей стране. Так что даже не надейтесь.

Ну вот как-то так. Всем информационной гигиены.