Найти в Дзене

"Evil or live". Часть 3.

Могут ли быть добрыми и надежными людьми сексоты? Харизматичный трикстер и его двойное дно. Что ж, этот текст является, если не сердцевиной всего цикл об аниме "Согреши, чтобы выжить", то его резон д'этр (разумным основанием) точно. Во многом, чтобы написать его, я изначально и задумывала начать цикл. Посмотрела я это аниме вскоре после новогодних праздников, и задумала прочитать лекцию о природе героев-трикстеров, рассмотреть разнообразие образов таких героев и какими гранями они отсвечивают. Да, Шин из аниме "Зло или жизнь" является прекрасным образцом трикстера. Подобно тому, как образ Шина вдохновил меня на написание данного цикла, изначально он был первым примером трикстера, который изначально должен был стать частью галереи подобных образов. Трикстер как архетип известен уже не одно тысячелетие, и, разумеется, существуют и классификации трикстеров, и описание их сущностных характеристик. Однако, когда я к чему-то готовлюсь, я в равной степени изучаю разные источники, и пытаюсь
Могут ли быть добрыми и надежными людьми сексоты? Харизматичный трикстер и его двойное дно.

Что ж, этот текст является, если не сердцевиной всего цикл об аниме "Согреши, чтобы выжить", то его резон д'этр (разумным основанием) точно. Во многом, чтобы написать его, я изначально и задумывала начать цикл.

Посмотрела я это аниме вскоре после новогодних праздников, и задумала прочитать лекцию о природе героев-трикстеров, рассмотреть разнообразие образов таких героев и какими гранями они отсвечивают. Да, Шин из аниме "Зло или жизнь" является прекрасным образцом трикстера.

Подобно тому, как образ Шина вдохновил меня на написание данного цикла, изначально он был первым примером трикстера, который изначально должен был стать частью галереи подобных образов. Трикстер как архетип известен уже не одно тысячелетие, и, разумеется, существуют и классификации трикстеров, и описание их сущностных характеристик.

Предложенные мною черты характера трикстеров (любых, кем бы они не были в произведении)
Предложенные мною черты характера трикстеров (любых, кем бы они не были в произведении)

Однако, когда я к чему-то готовлюсь, я в равной степени изучаю разные источники, и пытаюсь на их основе сформулировать свои характеристики и концепции, и, как минимум, критически осмыслить то, что было сказано другими. И вот в результате подготовки своего спича о трикстерах я выдала следующие черты любого трикстерского персонажа.

Шину присуща каждая из этих черт. Но особенно в своем выступлении я делала акцент на том, что хоть с древности и принято считать трикстеров этакими джокерами, которые выламываются из устойчивых структур, нарушают правила, смеются над порядками, они далеко не всегда эти самые правила и порядки нарушают, а бывают и такие, которые вообще на протяжении своих сюжетов ничего не нарушают, но потенциально часто готовы нарушить. Именно у трикстеров, а даже не злодеев, проявлена вот эта потенциальная готовность проявить демарш, высмеять установленный порядок, показать и доказать на разных примерах (хоть бы и в теории), что другие живут слепо, а система не совершенна, и делают таких героев настолько неповторимыми.

Для меня наилучшими представителями архетипа "трикстер" в аниме являются эти три героя.
Для меня наилучшими представителями архетипа "трикстер" в аниме являются эти три героя.

Сам по себе трикстер может иметь любую позицию внутри отдельно взятого произведения (быть главным героем или его антагонистом, важнейшим из второстепенных, наставником, обезличенной высшей силой, провокатором и т.п.), но он всегда играет в свою игру. Имеет некую суперпозицию, специфические знания и навыки, которые позволяют ему ловко уклоняться от общих правил, соблюдать их в свою пользу, учить других делать также.

Каждая произнесённая Шином фраза имеет для Хибики значение, не зря на них несколько раз за аниме делается такой акцент. С первых кадров в школе-интернате мы видим сидящего на крыше Шина, он буквально парит над всей школьной системой, спускаясь к инструкторам и учащимся по своему желанию. Его даже не ищут инструкторы, потому что знают, что он пригрет директором, он не занимается вместе с другими учениками ни спортом, ни какими-то другими вещами, которыми занимаются остальные ученики. Но в столовой он регулярно питается, причем у него есть ресурсы на то, чтобы брать себе самое вкусное, и он не прочь подразнить Хибики, совершенно не стесняется своего статуса перед другими учениками и наставниками.

-4

В то же время он не может покинуть интернат по-своему усмотрению, потому как заперт старшим братом и некоторыми членами семьи, как нежелательный свидетель грязных дел со стороны родственников, тем более из-за своего статуса бастарда. Кстати, полукровки, незаконнорождённые, побочные дети, плоды союза разных кровей, культур и рас имеют особый шанс стать трикстером. Даже на этом уровне Шину прописали такой факт биографии.

Шин проживает в отдельных апартаментах, что шокирует Хибики, когда он впервые переступил порог его комнаты, однако первый замечает, что всего лишь сделал небольшую перестановку. Тут двоякий момент. С одной стороны, одна из ключевых черт трикстера их лукавство, ирония, склонность к обману, уход от прямого ответа, способность подавать информацию так, что становится трудно отличить правду от лжи. С другой - именно этот тип героев умеет с легкостью обустраивать уют на пепелище, прикладывать небольшие усилия к тому, чтобы вещи вокруг него и он сам выглядели блестяще.

Символизм фиолетового и сиренего цвета витает над Шином и вещами, которые его окружают. Цвета изящества, власти, влияния и мудрости.
Символизм фиолетового и сиренего цвета витает над Шином и вещами, которые его окружают. Цвета изящества, власти, влияния и мудрости.

В комнате мы видим картины, на них "камера" останавливает на несколько секунд, "беря крупный план". Однако эти картины не такие уж ценные, полки и столы можно добыть, наладив нужные связи, телевизор и компьютер самое ценное, что у Шина есть. Однако телевизор мы не разу не видим включенным, некоторые вещи нужны просто для статусности, чтобы пустить пыль в глаза.

Хороший трикстер, особенно если он выступает в роли опытного и вдохновляющего наставника, не может обойтись без лукового искушения. 🐍
Хороший трикстер, особенно если он выступает в роли опытного и вдохновляющего наставника, не может обойтись без лукового искушения. 🐍

Впервые Хибики видит Шина во время состояния, похожее на паническую атаку, готовясь спрыгнуть с крыши интерната, не выдерживая осознания того, в какое место его доставили, и что теперь он будет адски страдать. Хибики готовиться спрыгнуть, боится боли и смерти, сомневается, что вызывает смех у Шина, который стоит на более высоком выступе, стоит уверенно, в лучах солнечного света. Хибики и мы не можем разглядеть его наполовину. И этот кадр символичен с нескольких точек зрения. Здесь авторы аниме показывают, что он на принципиально ином уровне, по большей недосягаем, как буквально (преподы не ищут и не сумеют найти, если Шин захочет исчезнуть из поля их зрения, тогда как остальные учащиеся, доставленные на перевоспитание, на футболбном поле внизу выглядят крошечными точками, как на ладони). Так же и в переносном смысле: до самого конца мы с трудом понимаем его характер и природу, хотя вроде всё очевидно в его словах и поступках.

-7

Он высмеивает слабость Шина (в первую очередь моральную, о чем я говорила в предыдущей статье), предлагает спрыгнуть, и, чтобы не было мучительно больно за стремление убежать от ответственности за свою жизнь и прожитое полтора десятилетия в пустую, захватить с собой еще и инструктора, который его избил. В словах Шина присутствует черный юмор, и в них можно увидеть отсылку ко всем резонансные случаи самоубийств в школах в результате травли, разбирательств с руководством, освещаемые СМИ; а также высмеивание манипулятивных попыток свести счёты с жизнью из-за осознания того, что не вывозишь проблемы, с которыми столкнулся, а взрослые не только не вытирают сопли, но еще и пытаются согнуть в бараний рог.

Шин немного подталкивает Хибики к обрыву, но потом крепко хватает и оттягивает назад. Спасает его, воодушевляет сказанным после. Пусть слова, сказанные до этого, и были жестоки, но ведь по сути он прав, обычной смертью ничего не решить и не изменить, тем более такой глупой.

Затем, чтобы приободрить Хибики, предлагает свести того с любой очаровательной девушкой на выбор, разглядывает их в бинокль и говорит, что они все прекрасны и их природную красоту не в силах испортить даже однообразные тюремные униформы. В этих словах опять же можно обнаружить важный подтекст. Да, слова Шина выглядят цинично, несколько пугают, представляя его чуть ли не сутенёром. Но Шин обещает сделать из Хибики настоящего мужчину. Эти слова можно понимать в буквальном и в переносном смысле одновременно.

Каким бы угрожающим Шин не выглядел, и какие бы злые вещи не говорил, он из тех людей, кто выполняет обещанное, если другая сторона не идет в отказ, не врёт ему и проявляет силу. Хотя, если он понимает, что человек выполнил сказанное ему не до конца, он также идет на встречу и предоставляет обещанную услугу "не до конца".
Каким бы угрожающим Шин не выглядел, и какие бы злые вещи не говорил, он из тех людей, кто выполняет обещанное, если другая сторона не идет в отказ, не врёт ему и проявляет силу. Хотя, если он понимает, что человек выполнил сказанное ему не до конца, он также идет на встречу и предоставляет обещанную услугу "не до конца".

Потом он просит выбранную девушку Шиори и Шина вступить в интимную связь, но не наблюдает лично, предварительно закрыв в одной из комнат, дав им возможность проявить смекалку и обмануть его. Зная Шиори и видя мягкотелость Шина, прекрасно слыша отсутствие характерных звуков и стонов, он прекрасно понимал, что Хибики не будет пользоваться предоставленной возможностью и проявит себя как настоящий мужчина рядом с нравящейся ему девушкой, выберет другой путь.

А слова про красоту девушек показывают на самом деле не столько его циничный взгляд на межполовые отношения, сколько то, что он видит и ценит красоту молодости и живых существ, что потом и подтверждают кадры в его комнате и крупный план с картинами.

Или делай всё сам, или усмири гордость до поры до времени, будь готов согрешить и пресмыкаться до тех пор, пока не обретешь собственную мощь - то, что самыми разными способами внушает Шин своему незадачливому подопечному, а в конце, возможно, другу.
Или делай всё сам, или усмири гордость до поры до времени, будь готов согрешить и пресмыкаться до тех пор, пока не обретешь собственную мощь - то, что самыми разными способами внушает Шин своему незадачливому подопечному, а в конце, возможно, другу.

Потом Хибики пытается брыкаться от напоминаний Шина, что тот ему должен, когда называет его своей собачкой. Но у того нет еще сил, сноровки и смекалки, поэтому он вновь вынужден буквально умолять того о помощи. И Шин дает ему мастхэв того, что он должен выполнить, если хочет принципиально изменить отношение к себе среди своей группы, других групп и затем Шиори. И, когда Хибики в точности выполняет все его советы, дела у него становятся намного лучше.

Правда, потом Шин действительно совершает жестокие и отвратительные вещи, особенно по отношению к девушкам, но последнюю черту так и не переступает, его компанию вовремя прерывают инструктора. До сих пор сложно понять, пустил ли он Хибики по ложному следу, впоследствии подставив. Судя по тому, что его действия не были согласованы с инструкторами, а есть ученики, которые точат на Шина зуб и сотрудничают с молодым амбициозным инструктором Рё, можно предположить, что Хибики оказался между двух огней, и Шин его не предавал, по крайне мере сознательно.

-10

Однако как бы то ни было, Хибики к середине аниме уже не однократно показывал то, что в определённых ситуациях готов наступить себе на горло и на совесть, совершить подлые поступки если не сам, но позволить совершить их другому. Например, Хибики не мог не понимать, что значат слова Шина о том, что он сделает его настоящим мужчиной, но он даже не попытался возразить, что не будет спать с девушкой, которую заставят это сделать, и спокойно смотрел на то, как Шин наблюдает за девочками на футбольном поле и комментирует их внешность. То есть пока Хибики думает и фантазирует, Шину хватает смелости проговорит сальные мысли вслух и начать активно действовать для того, чтобы создать тому все условия.

В ситуации, где Шиори и ее новая подруга стали заложницами, Хибики не хватило яиц пойти против Шина и его компании, хоть он так и не сделал последнего шага (во многом потому, что просто их прервали инструкторы и всем вставили люлей). Но Шин, хоть и действовал, очевидно, неправильно, справедлив в том, что в очередной раз поставил перед Хибики вопрос ребром. Мол, решил слушаться меня, иди за мной до конца, не получится быть для всех хорошим и не запачкать рук, а Шиори все равно не оценит твоих полупопыток завоевать её расположение и стремление усидеть на нескольких стульях. Да и Шиори тоже своими поведением отчасти подтолкнула Хибики к сомнениям в том, "за чью же команду ему всё-таки играть". Хотя ее поведение во многом следствие пережитой травмы, и Хибики действительно в отдельных моментах не внушает доверия, и её, и ее можно по-своему понять.

В самом конце битвы, когда угроза отступила, изоляция интерната, наконец, рухнула, и забрезжила долгожданная свобода, рядом с другом можно позволить себе небольшую откровенность и слёзы.
В самом конце битвы, когда угроза отступила, изоляция интерната, наконец, рухнула, и забрезжила долгожданная свобода, рядом с другом можно позволить себе небольшую откровенность и слёзы.

Тот факт, что после того, как Хибики на две недели попал в подвальное помещение типа карцера, и за Шином пришел инструктор Рё, давно сдерживающий своё раздражение особым статусом парня, можно косвенно предположить, что и Шина тоже подставили, использовав оплошность Хибики в свою пользу. После этих событий его считали пропавшим. А дальнейшие факты из его биографии, попытки заставить молчать, поместив в этот интернат, а потом то ли убить, то ли запугать до смерти, заставляет переосмыслить то, что мы видели во второй части аниме.

Шин красивый, харизматичный, сдержанный, но решительный и яростный человек, не боящийся запачкать руки и привыкший доводить сказанное и сделанное до конца. Он многое потерял, тяжёло болен, хотя мастерски это скрывает. Возможно, что он даже при смерти, потому что в мире этого аниме много людей стали заражаться и впоследствии умирать в силу какого-то опасного вируса. Его мать, как он не без оснований считает, была убита, так как стала любовницей влиятельного человека, его отца, которого мы не видим, а старший брат и законный сын намерен избавиться от Шина и ускорить его уход от жизни.

Тень на верхней половине лица, скрытые глаза обычно символизируют тайну, боль, властность персонажа. В Шине это всё сошлось как нельзя лучше, и еще он дьявольски красив.
Тень на верхней половине лица, скрытые глаза обычно символизируют тайну, боль, властность персонажа. В Шине это всё сошлось как нельзя лучше, и еще он дьявольски красив.

Зная все эти факты его биографию, можно понять символизм кадров самой первой встречи его и Хибики. Шин выше практичнее выше всех в иерархии учебного заведения, отчасти даже вне её, но он также глубже всех находится в отчаянии, и стоит на волоске жизни и смерти (на краю самой высокой крыши). Он, как никто другой знает, что если ты сам себе не поможешь, не научишься выживать не только в таких интернатах, но и вообще в жизни, не будешь готов согрешить ради достижения цели, то и не выживешь. Притом, в отличие от Хибики, который первое время просто физически слаб и отвык нормально общаться и выполнять сыновнии и учебные обязательства из-за пристрастия к видеоиграм, то Шин вообще-то тяжело болен, и ему с каждым днем все тяжелее и тяжелее. Кстати, нередко выходцы из аристократических семей, образованные люди с высокой степенью внутреннего достоинства, не просто борются с тяготами жизни, но и не против маскировать их с особым лоском, делая это с изяществом. Шин мог бы пить свои лекарство вместе с обычной водой, но ему важно бросить вызов обстоятельствам, судьбе, продемонстрировать окружающим свою исключительность и неуязвимость, поэтому он добивается того, чтобы у него всегда был запас сладостей, которым он перебивает боль и вкус медикаментов.

Прекрасный малый, супер крутой трикстер из аниме последних лет.
Прекрасный малый, супер крутой трикстер из аниме последних лет.
-14

Красивый, цельный, независимый, самостоятельный, дальновидный и умный герой, за которым интересно и приятно наблюдать, и который служит отличным примером для тех, кто попал в жизни в тяжёлые обстоятельства.