Найти в Дзене
Дом Смодора

Фотограф Владимир Краснухин – участник обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Архив Владимира Краснухина – большая ценность нашей коллекции. Сундук с фотопластинами фотографа Екатерина Соловьева нашла в селе Кужбал Нейского района, в брошенном доме, где когда-то жила семья Краснухина. Материал про Владимира Краснухина есть и на нашем сайте. В социальных сетях мы публиковали записи о нем, но сейчас, в дни когда вспоминается начало Великой Отечественной войны, хочется еще раз рассказать об истории этого фотографа и об обстоятельствах его трагической гибели в блокадном Ленинграде. Владимир Краснухин оказался в Ленинграде в апреле 1941 года. Туда он отправился от Ивановского химико-технологического института на защиту диплома. В открытке от 23 июля Володя Краснухин сообщает: «Окончил институт и 16 июля вступил в добровольцы в истребительный отряд г. Ленинграда». А в открытке от 21 августа 1941 года пишет: «…сегодня по радио зачитали призыв Ворошилова и Жданова о защите Ленинграда. Будем его защищать. Я пулеметчик, имею ручной пулемет. Ну, пока! До свидания!». 1 д
Оглавление

Архив Владимира Краснухина – большая ценность нашей коллекции. Сундук с фотопластинами фотографа Екатерина Соловьева нашла в селе Кужбал Нейского района, в брошенном доме, где когда-то жила семья Краснухина.

Владимир Краснухин
Владимир Краснухин

Материал про Владимира Краснухина есть и на нашем сайте. В социальных сетях мы публиковали записи о нем, но сейчас, в дни когда вспоминается начало Великой Отечественной войны, хочется еще раз рассказать об истории этого фотографа и об обстоятельствах его трагической гибели в блокадном Ленинграде.

«О начале войны мы услышали в Петергофе»...

Владимир Краснухин оказался в Ленинграде в апреле 1941 года. Туда он отправился от Ивановского химико-технологического института на защиту диплома.

В открытке от 23 июля Володя Краснухин сообщает: «Окончил институт и 16 июля вступил в добровольцы в истребительный отряд г. Ленинграда». А в открытке от 21 августа 1941 года пишет: «…сегодня по радио зачитали призыв Ворошилова и Жданова о защите Ленинграда. Будем его защищать. Я пулеметчик, имею ручной пулемет. Ну, пока! До свидания!».

1 декабря 1941 года Владимир отправил свое последнее письмо из блокадного Ленинграда. А через год семья получила извещение, что «Краснухин Владимир Сергеевич, 1911 года рождения, стрелок истребительного батальона, проявив геройство и мужество в боях за Советскую Родину, умер 14 декабря 1941 года».

Уже после войны стало известно, что Владимир Краснухин воевал под Ленинградом в составе 19-й погранзаставы четвертой отдельной погранкомендатуры по защите города Колпина под Ленинградом. В середине декабря подразделение было вывезено в Ленинград поездом. После чего начался пеший ночной переход до места размещения.

Последний путь Владимира Краснухина на карте.
Последний путь Владимира Краснухина на карте.

Один из его сослуживцев вспоминает:

...Вероятно, Володя во время перехода с Финляндского вокзала на улицу Марата отстал от строя, решил передохнуть, выбившись из последних сил, — остановился, сел на ступеньки у какого-либо дома предельно уставший, впал в дремоту и при сильном морозе мог замерзнуть… Город ночью пуст от пешеходов — поднять его было некому. Утром, очевидно, нашли его безжизненным.

Последнее письмо из блокадного Ленинграда

1 декабря 1941 года Владимир Краснухин писал семье в Кужбал:

Вчера проходил медицинскую комиссию; проходили ее все. Признали годным и в примечании указали, что подлежит аттестации, в связи с тем, что окончил институт и имею высшее специальное образование. Уже скоро месяц, как живу на одном месте. Без всяких изменений. Несу службу. До сих пор ничем не болел, но вчера заболел очень сильно живот, были сильные рези. Плохо спал ночь. С больным животом был и на медицинской комиссии. Там и оказали соответствующую медпомощь. На сутки освободили от несения службы. Сегодня весь день и ночь был в помещении.

Очень часто думаю о вас. Сегодня под утро приснилось, что я нахожусь и сплю дома с такой отчетливой ясностью, что не мог предположить противного. Буду надеяться, что рано или поздно этот сон будет наяву и никакого разочарования кроме радости не будет.
Однокурсники Владимира в общежитии
Фото: Владимир Краснухин / из личного архива Екатерины Соловьевой
Однокурсники Владимира в общежитии Фото: Владимир Краснухин / из личного архива Екатерины Соловьевой
Стоя часами на посту, много думая, я пришел к мысли устроиться по окончании войны преподавателем химии и жить в Кужбале вместе с вами, мои дорогие папочка и мамочка, чтобы не оставлять вас одних и оказывать вам и материальную, и физическую помощь. Эта помощь вам крайне необходима в ваши годы. Да и мне почему-то сельская жизнь стала больше нравиться.

По-видимому, я стал стареть, и городской шум мне начинает надоедать.

Милые и дорогие, будьте здоровы и благополучны! Берегите всеми мерами свое здоровье: не простужайтесь, одевайтесь теплее, питайтесь по возможности лучше, не экономьте ни в чем, старайтесь больше отдыхать, не переутомляйтесь.

От Саши после ее отъезда писем еще не получал, от Ляли тоже. В последнем письме она писала, что, наверное, вскоре выедет.

Посылки от вас с теплыми вещами так и не получил. Желаю вам, мои милые и дорогие папочка и мамочка, здоровья и благополучия.

Горячо любящий вас, ваш Володя».

Таким было последнее письмо Владимира Краснухина на родину. Благодаря тому, что удалось найти снимки Краснухина, письма семьи, память о нем и о его родных продолжает жить. В селе Кужбал усилиями местных жителей и энтузиастов сохранилась история этой семьи. В 2024 году там появился дом-музей семьи Краснухиных.

Дом-музей Краснухиных в Кужбале

Село Кужбал находится в 23 километрах от районного центра – города Нея. В селе было два храма – деревянный и каменный. Деревянную церковь сейчас реставрируют силами организации "Общее дело" при участии местных жителей. Каменный храм еще ждет восстановление.

Дом Красноухиных в селе Кужбал, 1930-е.
Дом Красноухиных в селе Кужбал, 1930-е.

Зимой 2024 года в селе Кужбал состоялось торжественное открытие дома-музея Краснухиных. Неравнодушные жители организовались и провели ремонтные работы при поддержке Фонда президентских грантов. До этого дом постепенно разрушался, крыша прогнила, окна были заколочены или вовсе отсутствовали.

Была отремонтирована половина дома. Жители привели в порядок экспонаты. Сейчас экспозиция музея состоит из личных вещей, мебели Краснухиных и фотографий. В холодное время года часть экспонатов приходится увозить, так как дом не отапливается.

В планах – ремонт второй половины дома, расширение экспозиции и создание круглогодичного музея семьи Краснухиных. Еще предстоит проделать большую работу, но начало уже положено.

Для посещения музея нужно заранее позвонить главе администрации Кужбала.

Сестры Владимира — Ася и Ляля (Евлалия) — провожают в город Михаила, мужа Аси. Кужбал, 1930-е. Фото: Владимир Краснухин.
Сестры Владимира — Ася и Ляля (Евлалия) — провожают в город Михаила, мужа Аси. Кужбал, 1930-е. Фото: Владимир Краснухин.

Команда "Дома Смодора" находится в постоянном контакте с инициативной группой по созданию дома-музея Краснухиных в Кужбале. Будем надеяться, что в будущем нас ждут совместные проекты и сотрудничество по разным направлениям.

Читайте другие материалы: