У Льюиса Кэрролла была Страна Чудес, где Алиса всё время удивлялась абсурду. У Джанни Родари был летающий торт и телефон, который мог разговаривать с кем угодно. А у словацкого карикатуриста Любомира Котры есть своя вселенная — абсурдная, но совершенно узнаваемая.
В мире Любомира нет летающих котов или оживших пирогов, зато есть начальники, бюрократы, политики и простые люди, которые выглядят иногда смешнее, чем любой фантастический персонаж.
Стилистика и смысловое наполение
Карикатуры Любомира Котры — это картинки с двойным дном. С первого взгляда кажется, что всё просто: пара штрихов, минимум деталей, почти нет подписей. Но затем доходит смысл, и появляется улыбка — иногда слегка грустная, иногда искренне весёлая.
Его рисунки никогда не скатываются в пошлость или бессмысленный сарказм, напротив — это тонкие наблюдения за нашей жизнью, превращённые в остроумные и меткие зарисовки.
Котра не гонится за дешёвыми приёмами. Он не пытается рассмешить зрителя прямолинейно. Вместо этого он предлагает остановиться и задуматься, заглянув за привычные шаблоны.
Его юмор — универсален, как песни Beatles или фильмы Чаплина. Он не нуждается в переводе, потому что понятен всем и везде. Именно поэтому карикатуры Любомира Котры так часто выставляются за рубежом и печатаются в международных журналах.
Его стиль трудно перепутать с другим. Чёткие, лаконичные линии, минимум текста и максимум смысла — вот формула рисунков Котры.
Он мастер метафоры и символизма, при этом художник тонко чувствует границу между юмором и сатирой, и никогда её не переходит. Герои его карикатур — чиновники, политики, врачи, простые люди, попадающие в типичные и одновременно абсурдные ситуации.
Котра не рисует героев, в контексте того, на кого стоит ровняться. Нет, он изображает типажи, которые можно встретить где угодно — в очереди к врачу, в кабинете чиновника или просто на улице.
Немного об авторе
Родился Любомир Котра 5 апреля 1950 года в словацком городе Тренчине. Рисовать начал ещё ребёнком, когда на тетрадных листах появились первые смешные человечки.
Уже тогда он умел подмечать детали, которые заставляли улыбаться даже строгих учителей. Правда, после школы он решил поступить на архитектурный факультет Словацкого технического университета в Братиславе.
Казалось, его ждёт серьёзная и стабильная профессия архитектора, но судьба распорядилась иначе. Любомир понял, что чертить здания ему не хочется, зато хочется высмеивать глупости и абсурдность жизни. Он бросил университет, чем немало удивил и огорчил родителей, но выбор оказался правильным.
Уже в 1967 году, в семнадцать лет, его первую карикатуру опубликовали в местной газете, а затем рисунки молодого автора стали печатать во многих популярных словацких и чешских журналах. Любомир Котра выбрал путь свободного художника и никогда об этом не пожалел.
Его карьера карикатуриста быстро набирала обороты. За свою жизнь он создал более 50 тысяч рисунков. С 1980-х годов его карикатуры начали появляться за пределами Чехословакии — в Австрии, Германии, Швейцарии, Франции и даже в США.
Он стал участником множества международных выставок и престижных конкурсов карикатуры, на которых получил более ста различных наград и дипломов.
Котра — мастер на все руки. Он не только карикатурист, но и иллюстратор книг, автор сценариев, юмористических пьес, стихов и даже песен. Например, его последняя большая работа — оформление «Золотой книги словацкого юмора». А ещё он работал над серией телевизионных мультфильмов «Dada and Dodo», которые получили большой успех на словацком телевидении.
Сегодня Любомир Котра живёт и работает в родном Тренчине. Он — счастливый муж, отец и дедушка. Несмотря на солидный возраст, он активно публикуется и сотрудничает с международными изданиями, находя новых заказчиков через интернет.
Современные технологии не стали для него помехой, напротив — только упростили его работу. Минимальный гонорар за один чёрно-белый рисунок составляет около 20 долларов, и спрос на его творчество остаётся стабильно высоким.
Что мне особенно нравится в Котре? Пожалуй, его способность быть глубоким и лёгким одновременно. Он шутит без цинизма и злобы, подшучивает над жизнью, но не унижает своих персонажей. Каждый его рисунок — это маленькая история, понятная в любой стране, на любом языке.
Такие художники, как Любомир Котра, на мой взгляд, делают этот мир лучше. Они не только смешат и развлекают, но и заставляют задуматься над важными вещами — свободой, справедливостью, абсурдом повседневности. В его карикатурах нравоучений, но есть тонкий, умный взгляд, за которым скрывается искренняя любовь к людям и жизни во всех её странных проявлениях. И это, на мой взгляд, важнее любых наград и признаний.