Найти в Дзене
МИРОСТОЛКНОВЕНИЕ

Как в Луганске захваченные самолёты освобождали

Советский сериал «Противостояние», снятый по одноимённой книге Юлиана Семёнова, завершается сценой освобождения пассажирского самолёта, захваченного преступником Кротовым. Когда автор в своём далёком детстве впервые познакомился с этим сериалом, финальная сцена смотрелась, как говорится, на «ура». Однако в 2024 году на экраны вышел ремейк «Противостояния», после чего захотелось пересмотреть советскую версию, заново пересмотренный финальный эпизод которой уже вызвал определённые вопросы. Дело в том, что в период с 1992 по 2004 год автор работал в луганском «Беркуте». В интернетах можно найти информацию о том, что такая военизированная организация как ОМОН впервые была создана адмиралом Колчаком в 1919 году для борьбы с «красными» партизанами. Автор не склонен доверять этой информации. Автор более склонен доверять информации о том, что отряды милиции особого назначения (ОМОН) начали формироваться в конце 1987 года в наиболее крупных городах Советского Союза. Этот период являлся по сути (
Оглавление

Советский сериал «Противостояние», снятый по одноимённой книге Юлиана Семёнова, завершается сценой освобождения пассажирского самолёта, захваченного преступником Кротовым.

Когда автор в своём далёком детстве впервые познакомился с этим сериалом, финальная сцена смотрелась, как говорится, на «ура».

Однако в 2024 году на экраны вышел ремейк «Противостояния», после чего захотелось пересмотреть советскую версию, заново пересмотренный финальный эпизод которой уже вызвал определённые вопросы.

Дело в том, что в период с 1992 по 2004 год автор работал в луганском «Беркуте».

Незаконная организация

В интернетах можно найти информацию о том, что такая военизированная организация как ОМОН впервые была создана адмиралом Колчаком в 1919 году для борьбы с «красными» партизанами.

Автор не склонен доверять этой информации.

Автор более склонен доверять информации о том, что отряды милиции особого назначения (ОМОН) начали формироваться в конце 1987 года в наиболее крупных городах Советского Союза.

Этот период являлся по сути (искусственно вызванной) агонией СССР, что отчасти проявилось и в истории ОМОНа: у очевидно и действительно существовавшей государственной военизированной организации на самом деле изначально не было никаких юридических обоснований.

Поясняю: несмотря на ложный стереотип об «отсутствии в России правово́го государства», на самом деле ещё с имперских времён в России существовала традиция нормирования устойчивых (часто повторяющихся) процессов общественной жизни.

Подобные нормирующие документы (нормативные акты) у нас назывались Положениями.

Обратим внимание, что сказано об этом в энциклопедии Брокгауза и Эфрона (1890-1907):

Положение — в нашем законодательстве понятие довольно неопределенное; этим термином означается как совокупность правил, относящихся к устройству и способам деятельности правительственных установлений, так и совокупность правил о том или другом сословном или общественном учреждении, или о какой-либо отрасли управления, или о какой-либо стороне хозяйственной жизни.
Наиболее важные Положения: о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (1861), об усиленной и чрезвычайной охране (1881), городовое (1892), о земских учреждениях (1890), о земских участковых начальниках (1889).
Существуют еще Положения о видах на жительство, об управлении Туркестанским краем, об особых преимуществах службы в отдаленных местностях, о пошлинах за право торговли и др. промыслов, о казенных подрядах и поставках, о подъездных путях к железным дорогам, о взаимном страховании от огня, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о нотариальной части, о государственном квартирном налоге и др.

Так вот, с особенной тщательностью в России регулировались устойчивые процессы, происходящие конкретно за счёт средств государственной казны.

Отряды милиции особого назначения (ОМОН) организовывались и существовали в дальнейшем на средства государственной казны.

Если бы ОМОН был создан в Российской империи, то его возникновению и деятельности обязательно предшествовало бы соответствующее Положение.

Однако в то время, когда страна сознательно и целенаправленно разрушалась собственным же правительством, на подобные тонкости уже не обращали внимания.

ОМОНы с юридической точки зрения являлись представительствами МВД на местах и согласно Гражданского кодекса (часть 3 статьи 55):

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Как уже говорилось, ни в конце 1987 года, ни позже не существовало никакого «Положения об отрядах милиции особого назначения».

Знаменитые рижские омоновцы. Фото: С. Русанов
Знаменитые рижские омоновцы. Фото: С. Русанов

По сути советские ОМОНы являлись, мягко говоря, незаконными вооружёнными формированиями.

Что такое луганский «Беркут»

После крушения СССР на месте одного из его обломков образовалась Украина.

Что характерно, инерция разрушаемого государства стала основой генезиса этого нового государства.

Во всяком случае, когда в 1992 году в украинских областных центрах начали формировать собственные аналоги советского ОМОНа, у этих новообразований точно также не имелось никаких основополагающих нормативных актов.

Был всего лишь приказ министра внутренних дел Украины №1 (обратили внимание на номер?) от 16 января 1992 года «О реорганизации отрядов милиции особого назначения и создания подразделений милиции быстрого реагирования "Беркут"».

Кстати говоря, на тот момент бывшие советские ОМОНы имелись только в пяти украинских областных центрах: Днепропетровске, Донецке, Киеве, Львове и Одессе.

Соответственно, в Луганске подразделение милиции быстрого реагирования ПМБР «Беркут» пришлось формировать практически с нуля.

Открытие памятника «Непокорённый Беркут» в Луганске
Открытие памятника «Непокорённый Беркут» в Луганске

Когда в ноябре 1992 года автор устроился на работу в эту организацию, всё её имущество составляло лишь два кабинета в здании областного УМВД и арендованный зал в спорткомплексе «Динамо».

Спецназ МВД

Разумеется, при отсутствии Положения не было никакой возможности определить цели и задачи ПМБР «Беркут».

Поэтому своё дальнейшее развитие каждый из украинских ПМБР «Беркут» проходил по своему собственному разумению, то есть — по разумению и, что более важно, по инициативе своих собственных командиров.

В 1993 году командиром луганского ПМБР «Беркут» стал ветеран Афганистана майор ВДВ Владимир Иванович Соколов.

Первые командиры Луганского «Беркута»
Первые командиры Луганского «Беркута»

По его мнению, луганский «Беркут» должен был способным решить абсолютно все боевые задачи.

Поэтому те, кто служил в луганском «Беркуте» в начале 90-х, в обязательном порядке прыгали с парашютом (минимум 3 прыжка), прошли водолазную и снайперскую подготовку, а некоторые — ещё и курсы подрывника.

Разумеется, вся эта подготовка происходила на фоне основных задач: обеспечением общественного порядка, борьбой с организованной преступностью и предотвращением массовых беспорядков.

Поэтому обычный сотрудник луганского «Беркута» образца начала 90-х по сути был универсальным солдатом: он задерживал пьяниц на улице, захватывал вооружённых бандитов, разгонял бастующих шахтёров, а при этом мог быть заброшен куда-либо на парашюте или приплыть под водой и взорвать какой-либо объект.

Со временем

Со временем многое изменилось, и в 1997 году «Беркут» был выведен из подчинения Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) и передан Управлению общественной безопасности.

Соответственно изменилось и направление специальной подготовки: парашюты и акваланги остались лишь приятными воспоминаниями.

Однако несмотря ни на что, в планах тактических занятий луганского «Беркута» был сохранён такой пункт, как освобождение заложников на самолётах.

По идее, освобождением захваченных пассажирских самолётов должны были бы заниматься луганские аналоги «Альфы», то есть сотрудники отдела «А» управления СБУ в Луганской области.

Однако даже в совместных с СБУ показательных учениях в Луганске конкретно штурм захваченного террористами самолёта осуществлял именно «Беркут».

По всей видимости, отдел «А» СБУ готовили к каким-то более серьёзным заданиям(⸮).

У луганского «Беркута» со временем появилось своё противостояние. На снимке: начальник штаба подполковник Д.В. Коротков после Майдана даёт интервью украинскому телеканалу в Киеве, 2014 г.
У луганского «Беркута» со временем появилось своё противостояние. На снимке: начальник штаба подполковник Д.В. Коротков после Майдана даёт интервью украинскому телеканалу в Киеве, 2014 г.

Первым делом самолёты

Тактические занятия «Беркута» в Луганском аэропорту проводились не так чтобы регулярно, и в основном в летнее время.

Отводился на это один день в неделю, а собственно занятия продолжались пару-тройку часов.

Разумеется, не имелось никаких методических указаний, учебников и прочих руководств: вся подготовка происходила методом тыка.

Иногда этот метод тыка приводил к курьёзам.

Например, однажды мы решили попробовать штурмовать самолёт Ан-24 при включённых двигателях.

Присутствовавший при этом лётчик ничтоже сумняшеся залез в кабину и произвёл запуск.

Автор находился в группе, которая должна была входить в самолёт через передний грузовой люк, и автор на всю жизнь запомнил впечатление от нахождения на расстоянии около одного метра ПЕРЕД работающим самолётным пропеллером.

Впрочем, этот опыт остался эксклюзивным и неповторимым, так как к самолёту очень быстро прибежал какой-то более адекватный сотрудник аэропорта (по-моему, при этом даже не поседевший) и бурно потребовал прекратить тактические занятия при включённых самолётных двигателях.

Ан-24
Ан-24

Так вот, что было определено методом тыка: во-первых, при освобождении захваченного террористами пассажирского самолёта никакая теория не имеет никакого значения — только практика; во-вторых, знание террористами определённых технических особенностей каждого конкретного самолёта может сделать практически невозможным проникновение в этот самолёт снаружи.

Автор лично видел, что именно можно сделать, чтобы никто снаружи не попал в салон, например, Ан-24 или Ту-154.

Точнее сказать: быстро не попал, потому что снаружи всегда можно банально пробить дыру в обшивке самолёта, на что разумеется потребуется некоторое время.

Кстати, конкретно на Ан-24 такое действие даже предусмотрено конструктивно, и в определённом месте на фюзеляже имеются отметки, куда нужно рубить, чтобы получилось свободное для прохода человека отверстие.

Так вот, насчёт практики: именно в ходе тактических занятий было обнаружено, что во время движения группы захвата к самолёту одну руку необходимо постоянно держать над головой.

Потому что в противном случае каска на голове рано или поздно обязательно стукнется об обшивку самолёта, и этот довольно таки громкий металлический стук мгновенно выдаст террористам факт подготовки к штурму.

Кстати, поэтому невозможно штурмовать при выключенных двигателях захваченный террористами Ту-154: чтобы проникнуть в пассажирский салон, прежде необходимо проникнуть в находящийся под ним грузовой отсек, а всякое перемещение экипированного и вооружённого человека на четвереньках по металлическому полу этого отсека также вызывает вполне заметный шум.

Ту-154
Ту-154

И ещё раз по поводу практики и времени: в ходе многочисленных многочасовых тренировок сотрудниками луганского «Беркута» был определён метод мгновенного проникновения снаружи в салон самолёта Ан-24.

И это слово «мгновенно» отнюдь не фигура речи — после сигнала к штурму требовалось менее одной секунды на то, чтобы как минимум трое сотрудников оказывались внутри салона самолёта с трёх разных точек, а с четвёртой точки остальные подтягивались по завершении этой секунды.

Разумеется, это «ноу хау» работает только в случае с Ан-24.

Противостояние в вопросах

В советской телеверсии юлиансемёновского «Противостояния» преступник Кротов захватил пассажирский Як-40.

Что тут можно сказать?

Ну, во-первых, к сожалению автор не знаком с этим самолётом наощупь, то есть не учился его штурмовать в луганском аэропорту, а потому какой-либо любопытный инсайд рассказать о нём не получится.

Во-вторых, в одиночку захватывать пассажирский самолёт вообще кажется гиблым делом — если только ты не знаешь, как технически обезопасить себя от непрошенных гостей снаружи (смотри выше).

Впрочем, впятером (как в сериале) освобождать захваченный самолёт тоже не очень грамотная идея.

Пять человек — это максимум две точки входа, а на любом магистральном пассажирском самолёте таких точек имеется гораздо больше.

Хотя, с другой стороны, на одного Кротова хватило бы и одной точки (чего собственно и хватило).

Несколько развеселило перемещение группы захвата к самолёту: по двое с падением на землю и перекатыванием, как если бы имелась угроза встречного огня противника.

Ещё одним нонсенсом было вооружение группы захвата автоматами Калашникова, что и для проникновения в самолёт, и внутри самолёта не то что бесполезно, но даже и вредно.

Однако перейдём к самому главному вопросу: как вообще возможно незаметно подобраться к Як-40?

Ведь утверждение автора о том, что группе захвата для проникновения в салон конкретно Ан-24 требуется менее секунды базируется на том, что группа захвата предварительно оказалась возле самолёта, а точнее — под ним.

А незаметно приблизиться к Ан-24, как и большинству прочих пассажирских самолётов, совершенно не трудно, если воспользоваться «слепой зоной» в хвосте — ведь на пассажирских самолётах нет зеркал заднего вида.

Однако с Як-40 всё очевидно сложнее: у него пассажирский люк как раз в хвосте-то и находится, так что у вероятных террористов при захвате Як-40 обзор получился бы на 360 градусов.

В общем, на самом деле очень интересно было бы в своё время попрактиковаться в аэропорту Луганска штурмовать захваченный Як-40.

Такая вот история.

___________________________________________

Рекомендую прочитать также о том, как Россия победила в Крымской войне.