Она – легенда сцены и экрана, актриса, чьи образы врезались в память нескольким поколениям зрителей. Но для многих она навсегда останется Лидой, той самой озорной студенткой из бессмертной гайдаевской комедии. Сама же Наталья Селезнёва, с присущей ей самоиронией, называла себя "гламурной дивой ушедшей эпохи". Судьба не щадила её: почти пять лет назад она осиротела, потеряв человека, с которым рука об руку прошла более полувека. Спустя два года после этой невосполнимой утраты , актриса словно растворилась в воздухе, исчезнув с радаров прессы и поклонников. Её возвращение случилось незадолго до юбилея, который она, вопреки ожиданиям, встретила в тишине и уединении.
Роковое предчувствие
Наталья появилась на свет 19 июня 1945 года в творческой семье: отец – талантливый фотограф, мать – художница по тканям. Любовь и взаимопонимание царили в их доме, но особая, неразрывная связь существовала между Наташей и её матерью, Нелли Полинковской. Они чувствовали друг друга на каком-то подсознательном уровне, понимали с полувзгляда. Возможно, именно поэтому страшная болезнь матери, когда Наташе едва исполнилось три года , стала для неё первым по-настоящему травмирующим опытом. Бабушка, в отчаянии, призвала внучку молиться о спасении мамы, заболевшей тифом. Болезнь отступала и возвращалась вновь, надежды почти не оставалось, но произошло чудо – мать выжила. Это событие оставило неизгладимый след в душе маленькой Наташи, поселив в ней тревогу за близких. С тех пор любое недомогание родных вызывало в ней бурю переживаний, словно она утратила некий внутренний щит. Она не могла оставаться в стороне, когда кто-то из её семьи оказывался в больнице, и неотступно находилась рядом, пока болезнь не отступала.
Театр как судьба
Наталья росла впечатлительным и восприимчивым ребёнком. Яркие события настолько захватывали её, что она порой не могла уснуть. Одним из таких, перевернувших её жизнь, стал день, когда она познакомилась с театром. Их семья жила неподалёку от филиала МХАТа, и девочка часто играла во дворе. Однажды к ней подошли двое мужчин и попросили проводить их к маме. В те годы люди были более доверчивы, и никто не удивился, когда шестилетняя Наташа привела домой незнакомцев. Оказалось, что это сотрудники Театра Советской армии, искавшие девочку для новой постановки. Мама с энтузиазмом поддерживала дочь, посещая с ней все репетиции. Театральная атмосфера захватила Наташу целиком. Ей нравилось, когда в лёгком платье она сбегала по ступенькам прямо в объятия "сценического отца". Но незадолго до премьеры случилась беда: девочка неудачно скатилась с горки и сломала руку. Режиссёру пришлось лично объяснять зрителям появление юной актрисы с гипсом. Наташе казалось , что все осуждают её, и чувство вины было настолько сильным, что она навсегда запомнила этот урок. С тех пор она боялась подвести кого-либо, и это ощущение преследовало её всю жизнь, определяя её поведение на сцене и за её пределами.
Взлеты и падения
Спектакль "Тридцать сребреников" имел оглушительный успех и даже был показан по телевидению. Именно там его увидела Агния Барто, которая в тот момент работала над сценарием фильма "Алёша Птицын вырабатывает характер". Актёрский состав был утверждён, съёмки шли полным ходом, но Наталья Селезнёва произвела на поэтессу такое сильное впечатление, что она настояла на срочном вызове девочки в Ленинград. После кинопроб вопрос о замене актрисы был решён. Работа в кино приносила Наташе радость и удовлетворение, чего нельзя было сказать о школе. Учиться ей не нравилось, и её даже не хотели принимать в пионеры и комсомол из-за плохой успеваемости. В подростковом возрасте она сильно вытянулась , стала самой высокой в классе и очень переживала из-за своей угловатости. Вечерами она плакала в подушку, и однажды призналась матери, что больше не может так жить. Мама, испугавшись за дочь, стала внимательно следить за ней и предложила заняться баскетболом, чтобы превратить высокий рост в преимущество. Этот совет оказался полезным: в компании высоких девушек Наталья перестала чувствовать себя чужой. Однако спорт не стал её настоящим увлечением, а вот театр привлекал её всё больше и больше.
Любовь длиною в жизнь
К старшим классам стало очевидно, что сцена манит её сильнее, чем баскетбольная площадка. Вместе с мамой они часто посещали Вахтанговский театр, пересматривая спектакли по несколько раз. Кажется, после одного из таких визитов Наталья Селезнёва окончательно решила стать актрисой. Она с лёгкостью поступила в Щукинское училище и уже в студенческие годы получила свою звёздную роль в комедии Леонида Гайдая. Затем последовали другие интересные проекты, в частности "Иван Васильевич меняет профессию" и "Кабачок «13 стульев»". Последний, кстати, стал причиной того, что актриса не могла участвовать в других картинах – из-за плотного графика съёмок приходилось отказываться от заманчивых предложений. Сама Наталья позже признавалась, что упустила немало возможностей, но, оглядываясь назад, не считала свою карьеру неудачной. К тому же кино подарило ей встречу с любимым мужем. В детском фильме-сказке "Калиф-Аист" Наталье Селезнёвой предложили сыграть восточную принцессу. Роль калифа досталась Владимиру Андрееву, который уже тогда был известен своим талантом и интеллигентностью. Перед началом съёмок она увидела его у рояля, где Георгий Гаранян наигрывал мелодию из будущего фильма , а Андреев задумчиво слушал музыку. В тот момент юная актриса подумала, что быть женой такого человека – настоящее счастье. Он же, встретив её взгляд, понял, что это судьба. Между ними вспыхнули чувства, которые невозможно было сдержать. Но вокруг будто сговорились: никто не поддерживал их роман. Даже близкие друзья Андреева пытались остановить его, предостерегали, уговаривали, называли его влюблённость глупостью. Валентин Гафт был особенно резок, убеждая актёра не разрушать семью, не менять мудрую и красивую супругу на "пигалицу".
Исповедь сердца
Но он уже принял решение. Он развёлся с Натальей Архангельской, которая впоследствии вышла замуж за французского журналиста и была счастлива. А Наталья Селезнёва никогда не жалела о своём выборе. Она верила, что встреча с Андреевым была предначертана судьбой. Ещё во время съёмок он сделал ей предложение, а через год они стали родителями. Мальчика назвали Егором. Молодые супруги жили в бешеном ритме: съёмки, недосып, новые роли. Но трудности не сломили, а только сплотили семью. Бабушка взяла на себя заботы о быте и воспитании внука, оградив его от гастрольной жизни родителей. Муж и жена были разными по характеру и темпераменту. Он – любитель тишины и дачи, она – человек, которому необходимо море. Она с юмором хвасталась своими кулинарными способностями, а он больше всего ценил её верность, преданность и готовность идти до конца , особенно когда дело касалось близких. Они могли спорить, не соглашаться, горячиться, но всегда оставались командой, особенно в трудные моменты. Наталья Селезнёва откровенно признавала, что переживала из-за распада первой семьи Владимира Андреева. Она молилась и просила прощения, понимая, какую боль это причинило другим людям. Но жизнь сполна испытывала её на прочность болезнями сына, собственными проблемами со здоровьем, отсутствием ролей в кино. И несмотря ни на что, она была счастлива рядом с любимым человеком. Когда в 2020 году Владимира Андреева не стало, Наталья Селезнёва потеряла опору в жизни.
Уход в тень
После похорон мужа актриса замкнулась в себе, перестала появляться на публике и участвовать в светских мероприятиях. Какое-то время она ещё выходила на сцену Театра сатиры, но в 2023 году окончательно простилась и с ним. Более двух лет Наталья Игоревна не давала интервью и не показывалась на публике. Даже когда уходили её близкие друзья, такие как модельер Вячеслав Зайцев, с которым её связывали годы сотрудничества, Селезнёва не находила в себе сил прийти на церемонию прощания. Она не поехала и на похороны Александра Ширвиндта, которого называла просто Шурой и с которым их связывали десятилетия служения Театру Сатиры. Когда актриса всё же дала первое интервью спустя два с половиной года, она призналась, что после смерти Владимира Андреева не могла дышать , у неё не было сил даже говорить, и она просто ушла в тень. В 2023 году Наталья Селезнёва в последний раз появилась перед публикой, после чего приняла решение уйти в тень. Так ей было проще справляться с одиночеством и болью от потерь. Она продолжала слышать голос Ширвиндта, вспоминала его реплики, представляла, как он машет рукой из гримёрки и укоряет за опоздание.
Крепость души
В последние годы здоровье актрисы ухудшилось. Она перенесла коронавирус в лёгкой форме, но его последствия оказались тяжёлыми. Начались боли в суставах, стали выпадать волосы, ухудшилась память. Даже "Евгения Онегина", которого Наталья Селезнёва знала наизусть, пришлось учить заново. К слову, Пушкин всегда был её любимым поэтом, ещё в юности она потратила всю стипендию на его собрание сочинений, а потом весь месяц экономила. Теперь Наталья Селезнёва почти не выходит из дома. Квартира на Тверской с видом на Кремль стала её личной крепостью. Актрисе помогают домработницы, которые следят за порядком, готовят еду и покупают всё необходимое. Важную роль в её жизни играет вера , в доме повсюду развешаны иконы. Одну из них Владимир Андреев передал в больницу при Сеченовском университете, и она стала символом их связи. Каждый раз, оказываясь рядом, она заходит в больницу, чтобы увидеть эту икону, и в эти мгновения её сердце начинает биться чаще. Театр сатиры, которому она отдала большую часть жизни, теперь кажется чужим. Почти все друзья ушли, труппа изменилась, атмосфера стала другой. Но любовь к профессии осталась. И если что-то потеряно, то многое сохранилось: память, любовь, благодарность и вера в то, что когда-нибудь всё снова сложится правильно. Пусть уже не на сцене, но в душе.
Наталья Селезнёва неконфликтный человек, но она много лет враждовала с Татьяной Пельтцер.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!