Найти в Дзене

«Облака опять поставили паруса свои...». 15 «облачных» картин и стихотворений в День наблюдения за облаками

Замечательный праздник придумали отмечать 19 июня – День наблюдения за облаками. Это прекрасное напоминание о том, что наш мир удивительно красив и загадочен. Надо просто остановиться, поднять глаза к небу и восхититься. А наблюдать за облаками придумал журналист Гэвин Претор-Пинней. Вернее, он в 2004 году основал Общество любителей облаков, и спустя три года написал с книгу «Занимательное облаковедение. Учебник любителя облаков». Его начинание поддержали тысячи людей по всему миру: поэты, художники, фотографы, метеорологи и просто мечтатели.
Ведь манифест Общества любителей облаков содержит такие строки: «Мы считаем, что облака созданы для мечтателей и что созерцание облаков благотворно влияет на душу. Мы думаем, что облака – сама поэзия Природы, что из всех ее форм облака являются наиболее яркими выразителями идеи равенства: любоваться их фантастическим видом может каждый» Конечно, и до этого праздника художники и поэты вдохновлялись небом и облаками, отражая в своих произведениях их

Замечательный праздник придумали отмечать 19 июня – День наблюдения за облаками. Это прекрасное напоминание о том, что наш мир удивительно красив и загадочен. Надо просто остановиться, поднять глаза к небу и восхититься.

А наблюдать за облаками придумал журналист Гэвин Претор-Пинней. Вернее, он в 2004 году основал Общество любителей облаков, и спустя три года написал с книгу «Занимательное облаковедение. Учебник любителя облаков». Его начинание поддержали тысячи людей по всему миру: поэты, художники, фотографы, метеорологи и просто мечтатели.
Ведь манифест Общества любителей облаков содержит такие строки:
«Мы считаем, что облака созданы для мечтателей и что созерцание облаков благотворно влияет на душу. Мы думаем, что облака – сама поэзия Природы, что из всех ее форм облака являются наиболее яркими выразителями идеи равенства: любоваться их фантастическим видом может каждый»

Конечно, и до этого праздника художники и поэты вдохновлялись небом и облаками, отражая в своих произведениях их красоту, а также те чувства и размышления, которые они порождали.
Поэтому я предлагаю вам сегодня прежде, чем отправиться на улицу любоваться на облака, посмотреть несколько «облачных» картин в поэтическом сопровождении. И поскольку их огромное количество, я выбрала лишь те, в которых облака упоминаются в названии. Картины, созданные в девятнадцатом – начале двадцатого века, я расположила в хронологическом порядке.
Итак, вдохновляемся
«белогривыми лошадками».

Двести лет назад русский живописец Пётр Васильевич Басин (1793-1877) любовался вечерними облаками в окрестностях Рима. В Италии художник прожил одиннадцать лет, это была его заграничная стажировка после окончания Академии художеств с золотой медалью, Здесь он копировал работы старых мастеров, создавал полотна на мифологические сюжеты по заданию Академии, а для души – небольшие пейзажи. Один из них – «Вечерние облака. Окрестности Рима».

Пётр Басин. Вечерние облака. Окрестности Рима. 1820-е. Бумага на холсте, масло. 24 х 32. Государственная Третьяковская галерея
Пётр Басин. Вечерние облака. Окрестности Рима. 1820-е. Бумага на холсте, масло. 24 х 32. Государственная Третьяковская галерея

У поэтов облака вызывают разные ассоциации и причудливые образы. Вот Иннокентий Фёдорович Анненский (1855-1909) увидел, как «под вечер в облаке розовом будто девичье сердце забрезжится…»:

Иннокентий Анненский
Облака

Пережиты ли тяжкие проводы,
Иль в глаза мне глядят, неизбежные,
Как тогда вы мне кажетесь молоды,
Облака, мои лебеди нежные!
Те не снятся ушедшие грозы вам,
Все бы в небе вам плавать да нежиться,
Только под вечер в облаке розовом
Будто девичье сердце забрезжится…
Но не дружны вы с песнями звонкими,
Разойдусь я, так вы затуманитесь,
Безнадежно, полосками тонкими,
Расплываясь, друг к другу все тянетесь…
Улетели и песни пугливые,
В сердце радость сменилась раскаяньем,
А вы все надо мною, ревнивые,
Будто плачете дымчатым таяньем…
1907


Гениальный молодой пейзажист
Фёдор Александрович Васильев (1850-1873) в 1871 году заболел туберкулезом. И его покровитель граф Павел Сергеевич Строганов предложил художнику пожить в его имении в Харьковской губернии, надеясь, что смена Санкт-Петербурга на более мягкий климат и работа на природе помогут юноше выздороветь.
Тема неба и его переменчивость всегда интересовала Васильева. В усадьбе Строганова он написал картину
«Грозовые облака».

Фёдор Васильев. Грозовые облака. 1871. Холст на картоне, масло, 39 х 47,5. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Фёдор Васильев. Грозовые облака. 1871. Холст на картоне, масло, 39 х 47,5. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

О взаимоотношениях грозы и солнца сложила свои поэтические строки Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010):

Белла Ахмадулина
Облака

Грозы и солнца перемирие,
и облака несут утрату
дождя –
над всем:
над пирамидами,
над Хеттой,
Мидией,
Урарту.
И радуга –
грозы напарница-
встает,
и пенится Кура.
Куда теперь они направятся?
Куда? Не ведаю.
Куда?


Руфин Гаврилович Судковский (1850-1885)
тоже прожил очень короткую жизнь – в 35 лет он умер от сыпного тифа. Также на карьеру талантливого мариниста повлиял скандал, связанный с обвинением в плагиате. Но те картины, которые он успел написать, – великолепны. И в работе «Облака (Вечер)» столько легкости и воздуха, что кажется будто художник написал её на одном дыхании.

Руфин Судковский. Облака (Вечер). Тамбовская областная картинная галерея
Руфин Судковский. Облака (Вечер). Тамбовская областная картинная галерея

Про такой причудливый «облаков летучий мир» сложил стихотворение поэт девятнадцатого века Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807-1873):

Владимир Бенедиктов
Облака (отрывок)

Ветра прихотям послушной,
Разряженный, как на пир,
Как пригож в стране воздушной
Облаков летучий мир!
Клубятся дымчатые груды,
Восходят, стелются, растут,
И, женской полные причуды,
Роскошно тёмны кудри вьют.
Привольно в очерках их странных
Играть мечтами. Там взор найдёт
Эфирной армии полёт
На грозный бой в нарядах бранных,
Или, в венках, красот туманных
Неуловимый хоровод.
Вот, облаков покинув круг волнистой,
Нахмурилось одно – и отошло;
В его груди черно и тяжело,
А верх горит в опушке золотистой;
Как царь оно глядит на лик земной:
Чело в венце, а грудь полна тоской.
Вот – ширится и крыльями густыми
Объемлет дол, – и слёзы потекли
В обитель слёз, на яблоко земли,
А между тем кудрями золотыми
С его хребта воздушно понеслись
Янтарные, живые кольца в высь.
1836


Пейзажи
Андрея Николаевича Шильдера, (1861-1919) выполнены с такой фотографической точностью (ученик Шишкина!), что порой трудно поверить, что это живопись. Для картины «Облака» художник выбрал вертикальный формат, чтобы подчеркнуть высоту неба, бескрайние родные просторы и заполнить пейзаж воздухом. А облака – просто изумительные.

Андрей Шильдер. Облака. 1885. Холст, масло, 187 х 106,5. Тамбовская областная картинная галерея
Андрей Шильдер. Облака. 1885. Холст, масло, 187 х 106,5. Тамбовская областная картинная галерея

А знаменитый поэт серебряного века Игорь Васильевич Северяни (Лотарёв, 1887-1941) наполняет своё «облачное» стихотворение красивыми образами-символами:

Игорь Северянин
Синь неба облачного матова…

Синь неба облачного матова.
Как клочья ваты, облака.
В сопровожденьи пса лохматого
Иду к реке, – шумит река.
Шумит река, пьет дождь, как сок, она;
Ждут тучи в вышнем далеке.
Все в беспорядке. Вроде локона,
Волна завилась на реке.
1909


И каким-то совершенно невероятным светом наполнена картина
Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900) «Облака над морем. Штиль». Спокойная морская гладь и медленно плывущие над ней облака составляют очень гармоничный единый мир. Произведение написано в Крыму, где художник провел бОльшую часть своей жизни. Работа демонстрировалась в 1891 году на персональной выставке мариниста в Петербурге и называлась «Группа облаков».

Иван Айвазовский. Облака над морем. Штиль. 1889. Холст, масло. 112 х 146. Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. Облака над морем. Штиль. 1889. Холст, масло. 112 х 146. Государственный Русский музей

У поэта-символиста Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) небо превращается в море и по нему «свой бег направили белые ладьи» – облака:

Валерий Брюсов
Облака

Облака опять поставили
Паруса свои.
В зыбь небес свой бег направили,
Белые ладьи.
Тихо, плавно, без усилия,
В даль без берегов
Вышла дружная флотилия
Сказочных пловцов.
И, пленяясь теми сферами,
Смотрим мы с полей,
Как скользят рядами серыми
Кили кораблей.
Hо и нас ведь должен с палубы
Видит кто-нибудь,
Чье желанье сознавало бы
Этот водный путь!
21 августа 1903, Старое Село


И совсем другое настроение мы чувствуем в пейзаже
Николая Никаноровичяа Дубовского (1859-1918). На фоне темного тревожного неба спешит куда-то маленькое белое облачко. Надо сказать, что практически во всех пейзажах художника небо и облака играют очень важную роль. А в этой работе мастер прямо указывает нам на главного героя картины, назвав её «Облачко».

Николай Дубовской. Облачко. 1890. Холст, масло. 69 х 90. Новочеркасский музей истории донского казачества
Николай Дубовской. Облачко. 1890. Холст, масло. 69 х 90. Новочеркасский музей истории донского казачества

А то, как катится это облачко «клубком», уникальным ритмом стиха подчеркнул ещё один поэт «серебряного века» – Георгий Владимирович Иванов (1894-1958):

Георгий Иванов
Облако свернулось клубком...

Облако свернулось клубком,
Катится блаженный клубок,
И за голубым голубком
Розовый летит голубок.
Это угасает эфир…
Ты не позабудешь, дитя,
В солнечный, сияющий мир
Крылья, что простерты, летя?
– Именем любовь назови!
– Именем назвать не могу.
Имя моей вечной любви
Тает на февральском снегу.


Мастер цветовых эффектов
Архип Иванович Куинджи (1842-1910) создал потрясающий по красоте пейзаж «Облако над степью». На степной простор он смотрит с высоты птичьего полета, показывая нам и бескрайний простор, и движение неба, и нежный струящийся солнечный свет. Всё это складывается в величественный образ светлого мира природы. «Иногда облачко, которое не можешь сразу схватить, причиняет столько мук, что теряешь голову. И работаешь, добиваешься месяцами», – рассказывал художник. По-моему, талант улавливать тончайшие цветовые оттенки заставлял живописца очень требовательно относиться к своей работе.

Архип Куинджи. Облако над степью. 1890-е. Холст, масло. 39,5 x 54,3. Государственный Русский музей
Архип Куинджи. Облако над степью. 1890-е. Холст, масло. 39,5 x 54,3. Государственный Русский музей

О таком красивом, только осеннем, «прозрачных облаков спокойном движенье» написал замечательный лирик девятнадцатого века Алексей Константинович Толстой (1817-1875):

Алексей Толстой
Прозрачных облаков спокойное движенье…

Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечный перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний;
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Еще вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
Опутывает сеть дрожащей паутины;
Кружася медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом;
Невольно я слежу за ними взором думным,
И слышится мне в их падении бесшумном:
– Всему настал покой, прими ж его и ты,
Певец, державший стяг во имя красоты;
Проверь, усердно ли ее святое семя
Ты в борозды бросал, оставленные всеми,
По совести ль тобой задача свершена
И жатва дней твоих обильна иль скудна?
1874


Часто этюды для картин становятся самостоятельными картинами. Так произошло и с небольшой
работой Исаака Ильича Левитана (1860-1900) «Облако (Перед грозой)». Художник изобразил легкое облако, повисшее над землей, и возможно, только ветру известно, что случится дальше: прольется оно дождем или улетит прочь. Мастер пейзажа настроения умел создавать не только грустные произведения, но и такие светлые, полные надежды картины.

Исаак Левитан. Облако (Перед грозой). 1890-е. Холст, масло. 27 х 36,7. Смоленский государственный музей-заповедник
Исаак Левитан. Облако (Перед грозой). 1890-е. Холст, масло. 27 х 36,7. Смоленский государственный музей-заповедник

Декабрист Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1937) тоже размышляет над судьбой такого «облачка, скитальца поднебесной», сравнивая её с человеческой «долей»:

Александр Бестужев-Марлинский
К облаку

Куда столь быстро и легко,
И гордо, и прелестно,
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесной?
Земли бездомное дитя,
Игралище погоды,
Напрасно, радугой блестя,
Ты, радостью природы!
Завоет вихрь, взметая прах –
И ты из лона звездна
Дождем растаешь на степях
Бесславно, бесполезно!..
Блести, лети на ветерке,
Подобно нашей доле –
И я погибну вдалеке
От родины и воли!
1829, Якутск


Николай Александрович Ярошенко (1846–1898)
в 1885 году купил дом в Кисловодске. На этой «Белой вилле» он проводил с семьей летние месяцы, а с 1892 года поселился там постоянно. К нему в гости приезжали его друзья-художники, с которыми они вместе ездили на этюды. Критик Владимир Стасов называл Ярошенко «портретистом гор». На картине «Эльбрус в облаках» художник показывает насколько мал человек перед величием природы.

Николай Ярошенко. Эльбрус в облаках. 1894. Холст, масло. 90,5 х 134. Государственный Русский музей
Николай Ярошенко. Эльбрус в облаках. 1894. Холст, масло. 90,5 х 134. Государственный Русский музей

Надо признать, что Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) написал стихотворение о том, как «блистая, пробегают облака по голубому небу», задолго до того, как стал певцом Кавказских гор. Эти строки у шестнадцатилетнего поэта родились в подмосковной усадьбе, но уже в них слышатся те мотивы, что и в картине Яршенко:

Михаил Лермонтов
Блистая, пробегают облака... (отрывок)

Блистая, пробегают облака
По голубому небу. Холм крутой
Осенним солнцем озарен. Река
Бежит внизу по камням с быстротой.
И на холме пришелец молодой,
Завернут в плащ, недвижимо сидит
Под старою березой. Он молчит,
Но грудь его подъемлется порой;
Но бледный лик меняет часто цвет;
Чего он ищет здесь? – спокойствия? – о нет!
7 августа 1831


«Мир облаков, бесконечно разнообразных по форме и краскам – вечно движущихся, постоянно изменяющихся воздушных существ поистине может считаться одним из прекраснейших явлений природ»
, – написал Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) в работе «Облака. Впечатления и наблюдения художника». Художник не только создал несколько десятков живописных изображений облаков, но и попытался изложить на бумаге свои научные наблюдения за небом. Этюд «Облака» – один из замечательной серии, создававшейся живописцем на протяжении двух десятилетий.

Аполлинарий Васнецов. Облака. 1890-1900-е. Холст, на картоне. 11,8 x 19. Государственная Третьяковская галерея
Аполлинарий Васнецов. Облака. 1890-1900-е. Холст, на картоне. 11,8 x 19. Государственная Третьяковская галерея

И глядя на такое солнечное облако, «тихой радостью сменилася тоска», как в стихотворении Алексея Николаевича Плещеева (1825-1893):

Алексей Плещеев
Облака

Г. А. Ларошу
Вот и гроза прошла, и небо просветлело;
Приветно солнышко на божий мир глядит,
Вся степь, как раннею весной, зазеленела;
И воздух свеж и чист, и птичка в нем звенит.
И на сердце давно так ясно не бывало;
В нем тихой радостью сменилася тоска;
Всё, чем оно томилось и страдало,
Как будто унесли с собою облака.
Но отчего ж порой, боязнью тайной мучим,
Всё устремляю вдаль я свой несмелый взгляд
И думаю, следя за облаком летучим,
Что старую печаль несет оно назад?
1861


В начале двадцатого века художники продолжили разрабатывать тему неба, облаков и их влияния на освещенность пейзажа. Таким истинным продолжателем русской школы пейзажной живописи
был Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944). В картине «Облачный день. На озере» он показал, как затянутое облаками небо отражается в озере, придавая ему серые оттенки. И лишь яркая осенняя листва украшает хмурый день.
Произведение создано в Тверской губернии, где художник любил работать с ранней весны и до поздней осени.

Станислав Жуковский. Облачный день. На озере. 1910. Холст, масло. 62,8 х 80,8. Государственный Русский музей
Станислав Жуковский. Облачный день. На озере. 1910. Холст, масло. 62,8 х 80,8. Государственный Русский музей

Прекрасное поэтическое настроение осеннего дня передал в своем стихотворении Иван Алексеевич Бунин (1870-1953):

Иван Бунин
В окно я вижу груды облаков... (отрывок)

В окно я вижу груды облаков,
Холодных, белоснежных, как зимою,
И яркость неба влажно-голубого.
Осенний полдень светел, и на север
Уходят тучи. Клены золотые
И белые березки у балкона
Сквозят на небе редкою листвой,
И хрусталем на них сверкают льдинки.
Они, качаясь, тают, а за домом
Бушует ветер… Двери на балконе
Уже давно заклеены к зиме,
Двойные рамы, топленные печи –
Все охраняет ветхий дом от стужи,
А по саду пустому кружит ветер
И, листья подметая по аллеям,
Гудит в березах старых… Светел день,
Но холодно, – до снега недалеко.
Я часто вспоминаю осень юга…
1901


Чудесному миру облаков посвятил небольшую работу
и Иосиф Евстафьевич Крачковский (1854-1914). Художник много произведений написал в Крыму, но ему прекрасно удавалось передать и красоту природы Средней полосы России. Работа «Облака» относится к серии этюдов, в которых художник разрабатывал тему переменчивого состояния облачного неба.

Иосиф Крачковский Облака. 1910. Холст на картоне, масло. 25,7 х 33,4. Частное собрание
Иосиф Крачковский Облака. 1910. Холст на картоне, масло. 25,7 х 33,4. Частное собрание

Наблюдения за облаками Александра Александровича Блока (1880-1921) сопровождаются философскими размышлениями о жизненном пути и тех трудностях, которые приходится преодолевать в этой непростой дороге:

Александр Блок
Лениво и тяжко плывут облака...

Лениво и тяжко плывут облака
По синему зною небес.
Дорога моя тяжела, далека,
В недвижном томлении лес.
Мой конь утомился, храпит подо мной,
Когда-то родимый приют?.
А там, далеко, из-за чащи лесной
Какую-то песню поют.
И кажется: если бы голос молчал,
Мне было бы трудно дышать,
И конь бы, храпя, на дороге упал,
И я бы не мог доскакать!
Лениво и тяжко плывут облака,
И лес истомленный вокруг.
Дорога моя тяжела, далека,
Но песня – мой спутник и друг.
27 февраля 1900


Николай Васильевич Мещерин (1864-1916)
последние годы своей жизни практически не покидал своего любимого имения Дугино. В его окрестностях он находил всё для вдохновения. Надо сказать, что Мешерин был очень внимательным художником. В своем альбоме он не только делал зарисовки, но и делал пометки, очень тщательно описывая все изменения цвета и света, происходящие в природе. В том числе, большое внимание он уделял и облакам: «Облака книзу сиреневые, выше полосы гуще и серее. Небо у облаков палево-бирюзовое, мутное, выше – голубо-зелёное, бирюзовое. Ещё выше – голубее, слева всё светлее и теплее…». А в работе «Весенние облака. Вид на Дугино» он отвел им ведущую роль.

Николай Мещерин. Весенние облака. Вид на Дугино. 1914. Холст дублированный, масло. Собрание И.П. Машкова
Николай Мещерин. Весенние облака. Вид на Дугино. 1914. Холст дублированный, масло. Собрание И.П. Машкова

Про весенние облака поведала нам и молодая поэтесса Юлия Валериановна Жадовская (1824–1883):

Юлия Жадовская
Облака

Смотрю на облака без мысли и без цели.
Опять вы, легкие, с весною прилетели!
Опять вы, вольные, по выси голубой
Воздушной, светлою гуляете грядой;
Опять гляжу на вас печальными очами, –
И как желала б я помчаться вслед за вами!
1847-1856


Основоположника армянского национального пейзажа
Геворка Захаровича Башинджагяна (1857-1925) называли «поэтом Кавказа, певцом Арарата, Казбека и Севана». После окончания Академии художеств в Петербурге и путешествия по Европе художник вернулся на Кавказ, чтобы посвятить свое творчество родным местам. А любимое озеро Севан он изображал в любую погоду и в различных его состояниях. Так, в картине «Облака над Севаном» запечатлен переходный момент, когда в ясный день небо уже начали затягивать предгрозовые облака.

Геворк Башинджагян. Облака над Севаном. 1916. Холст, масло. 67 х 119,5. Частное собрание
Геворк Башинджагян. Облака над Севаном. 1916. Холст, масло. 67 х 119,5. Частное собрание

Словно про одинокий парусник с картины написала свои строки София Яковлевна Парнок (Парнох, 1885-1933):

София Парнок
Летят, пылая, облака...

Летят, пылая, облака,
Разрушился небесный город.
Упряма поступь и легка,
Раскинут ветром вольный ворот.
Кто мне промолвил «добрый путь»,
Перекрестил – кто на дорогу?
Пусть не устанут ветры дуть,
От твоего стремить порога.
Былое – груз мой роковой –
Бросаю черту на потребу.
Над бесприютной головой
Пылай, кочующее небо!
31 июля 1915, Святые Горы


И в завершение нашего наблюдения за облаками – работа, созданная ровно сто лет назад художником и поэтом
Максимилианом Александровичем Волошиным (1877-1932). Он часто на своих фантастических акварелях оставлял надписи, которые помогают понять, что художник не стремился показать реальный пейзаж, а хотел выразить те чувства, которые он испытывал при виде любимой «Киммерии», как он именовал восточный берег Крыма. Часто его работам и дают названия по этим подписям. Например, «Хоровод кисейных облаков».

Максимилиан Волошин. Хоровод кисейных облаков. 1925. Бумага, акварель, графитный карандаш. 26,5 x 35,5. Государственная Третьяковская галерея
Максимилиан Волошин. Хоровод кисейных облаков. 1925. Бумага, акварель, графитный карандаш. 26,5 x 35,5. Государственная Третьяковская галерея

Конечно, образ облаков нашел отражение и в поэзии Максимилиана Волошина:

Максимилиан Волошин
Облака клубятся в безднах зелёных (Из цикла «Киммерийская весна»)

Облака клубятся в безднах зелёных
Лучезарных пустынь восхода,
И сбегают тени с гор обнажённых
Цвета роз и мёда.
И звенит и блещет белый стеклярус
За Киик-Атламой костистой,
Плещет в синем ветре дымчатый парус,
Млеет след струистый.
Отливают волны розовым глянцем,
Влажные выгибая гребни,
Индевеет берег солью и сланцем,
И алеют щебни.
Скрыты горы синью пятен и линий –
Переливами перламутра…
Точно кисть лиловых бледных глициний,
Расцветает утро.
1910


А теперь самое время взглянуть на небо. Что там: всё затянуто облаками, нет ни облачка или
«белогривые лошадки к нам спешат и опять бегут куда-то»?
Вдохновляющих вам наблюдений!

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где я каждый день выкладываю картины и есть ещё много всего интересного

Света В Литературе и Искусстве

Ещё больше статей с картинами и стихами в рубрике «Живопись в поэтическом сопровождении»

Живопись в поэтическом сопровождении | Света В Литературе и Искусстве | Дзен

Публикации с пейзажами и стихами о разных временах года и месяцах можно посмотреть в подборке «Пусть падают листки календаря»

Пусть падают листки календаря | Света В Литературе и Искусстве | Дзен