- Никогда не подумал бы, что у тебя такой отец. - Сказал в перерыве между парами Даше Дима.
- Какой такой? Нерусский? - Спросила она.
- Нуууу. - Дима замялся.
- Что нуууу? Говори, как есть. - Ответила она.
- Он же мусульманин, а ты на мусульманку совсем не похожа.
- Так я и не мусульманка. А если бы была ею, то что?
- Ничего. Просто удивился. Жених твой тоже мусульманин, как и твой отец? - Спросил Дима.
- А ты с какой целью интересуешься? Дим, я же сказала, что не нужно пытаться ко мне подкатывать. - Ответила Даша.
- Я и не подкатываю. Просто спросил.
- Любопытной Варваре на базаре что-то оторвали. - Ответила ему Даша, а из аудитории вышла Вика и подошла к ним.
- Ну что, пойдём воздухом подышим? - Спросила она у Даши.
- Да, идём. - Даша взяла её под руку и они неспеша пошли к выходу. Дима проводил их взглядом и пошёл в сторону буфета, решив не напрашиваться вместе с ними на эту прогулку.
- Димка к тебе неровно дышит. - Сказала Даше Вика.
- Я ему уже сказала, что не свободна. - Ответила ей Даша. Кроме Димы и другие парни поглядывали на неё, но все они Даше были неинтересны, ведь лучше Халида никого нет.
- Вчера его распирало от любопытства, кто же твой отец.
- Разве я не похожа на арабку? - Спросила у неё с улыбкой Даша. Распространяться о том, что в ней течёт кровь королевской семьи Катара, она не хотела.
- Не очень. У тебя и глаза голубые. - Ответила Вика.
- Мамины. Удивительно, но мне передался её цвет глаз.
- Сегодня тоже за тобой папа приедет? - Спросила Вика.
- Да. Сегодня мы с ним идём на выставку, ну и пообедаем вместе. - Ответила Даша и они стали обсуждать культурные мероприятия, которые сейчас проходили в Санкт-Петербурге.
Рашид, как и вчера, ждал Дашу возле лимузина, когда она вышла из института. Она простилась с сокурсниками и поспешила к нему. Сначала они поехали на обед, но в этот раз в ресторан, не принадлежащий Валерии, а потом отправились на выставку картин русских и российских художников.
Войдя в зал, Даша ощутила особую атмосферу. Здесь царила тишина, нарушаемая лишь приглушенным шепотом посетителей и тихим классическим музыкальным фоном.
Выставка охватывала широкий период времени, от икон и парсун XVII века до современных авангардных работ, что позволяло проследить эволюцию русского искусства, увидеть, как менялись стили, техники и темы, которые волновали художников на протяжении столетий. Первая часть экспозиции была посвящена религиозной живописи и портретам. Здесь можно было увидеть древние иконы, написанные с использованием канонических приемов, но при этом несущие в себе неповторимую индивидуальность мастера. Лики святых, строгие и отрешенные, смотрели на зрителя с мудростью и состраданием. Рядом с иконами были представлены парсуны - ранние портреты, изображающие царей и знатных вельмож. Эти работы очень хорошо передавали дух эпохи и характер изображенных людей.
Вторая часть выставки была посвящена XIX веку – золотому веку русской живописи. Здесь были представлены работы таких выдающихся художников, как Карл Брюллов, Александр Иванов, Иван Айвазовский, Илья Репин и многих других. Пейзажи XIX века поражали своей красотой и реализмом. Иван Шишкин переносил зрителя в сосновый бор, наполненный светом и воздухом. Архип Куинджи завораживал своими лунными ночами, полными мистики и тайны. Иван Айвазовский восхищал своим мастерством в изображении морской стихии, ее силы и красоты. Портреты XIX века - это галерея лиц, отражающих разные слои русского общества. Карл Брюллов писал роскошные портреты аристократов, подчеркивая их богатство и элегантность. Илья Репин создавал психологически глубокие портреты простых людей, раскрывая их внутренний мир. Жанровые сцены XIX века рассказывали о повседневной жизни России. Василий Перов изображал тяжелую участь крестьян. Павел Федотов высмеивал пороки общества. Василий Суриков писал исторические картины, воссоздавая события прошлого.
Искусство Даша любила и досконально изучала каждую картину, обсуждая её с отцом.
- Ты наверное не обратила внимания на картины, которые висят у меня в доме. - Сказал ей Рашид. Он тоже очень любил живопись, да и другие предметы искусства. Кроме картин у него имелись старинные вазы и шкатулки, купленные на разных аукционах.
- Ну почему же? Мне конечно было не до этого, но всё же картины я видела. Красивые. - Ответила ему Даша.
- Ещё сердишься на меня? - Спросил у неё Рашид.
- Нет. Я тебя уже простила... Остался последний зал. Как ты относишься к авангарду? - Поинтересовалась у него Даша и она действительно больше не сердилась. Сейчас ведь он вполне адекватен, а кто старое помянет, тому глаз вон.
- Такое искусство я не понимаю, но взглянуть на него можно. - Ответил Рашид.
- Я тоже. - Сказала Даша и они отправились в последний зал.
Третья часть выставки была посвящена русскому авангарду - революционному направлению в искусстве, возникшему в начале XX века. Здесь были представлены работы таких новаторов, как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал и многие другие.
Даша и Рашид остановились возле "Чёрного квадрата" Малевича.
- Вот как ты думаешь, что хотел передать художник этой картиной? - Спросила Даша у отца.
- Честно? Не знаю. - Сказал тот, а его губы расплылись в улыбке.
- И я тоже. - Прошептала Даша, внимательно вглядываясь в картину.
- Это только на первый взгляд всё просто - черный квадрат, написанный на белом фоне. Но вы присмотритесь внимательно и увидите, что это не идеальный квадрат. Его стороны не параллельны друг другу, а углы не прямые. Черный цвет не однороден, он состоит из разных оттенков, создающих эффект глубины и мерцания. Белый фон также не идеально чистый, он имеет легкий оттенок серого. - Тихо сказал невысокий пожилой мужчина в клетчатом костюме, стоявший рядом с ними и невольно услышавший их разговор.
- И что же это значит? - Спросила у него Даша.
- Вижу вам ничего не известно об этом удивительном произведении искусства. Если вам интересно я расскажу. - Ответил незнакомец.
- Очень интересно. Да ведь, папа? - Даша посмотрела на Рашида.
- Конечно. - Ответил тот.
- Картина была написана в 1915 году и впервые представлена на выставке «0,10» в Петрограде. Малевич поместил «Черный квадрат» в «красном углу», где обычно располагались иконы. Этот жест был воспринят как вызов традиционному искусству и религии. Малевич считал «Черный квадрат» началом нового направления в искусстве - супрематизма. Суть супрематизма в отказе от изображения реальных объектов и переходе к чистым формам и цветам, выражающим высшую реальность. «Черный квадрат» - это попытка освободить искусство от изображения окружающего мира. Малевич считал, что искусство должно выражать не внешний мир, а внутренний мир художника, его чувства и эмоции, а так же верил, что за пределами видимого мира существует высшая реальность, которую можно постичь только с помощью чистого искусства. «Черный квадрат» – это окно в эту реальность.
- Понятно. Спасибо за рассказ. - Ответила мужчине Даша, хоть и не увидела того, о чём он говорил, и вместе со своим отцом пошла к следующей картине, потом к следующей. В этом зале они надолго не задержались.
- Даша, давай я довезу тебя до дома. - Предложил ей Рашид.
- Спасибо, но меня уже ждёт мой водитель. - Ответила она.
- Надеюсь тебе понравилось, как мы провели сегодня время? - Спросил Рашид.
- Очень. И окультурилась и просветилась. - Даша улыбалась своему отцу, а у того на душе стало тепло от её улыбки.
Вернувшись домой Даша очень эмоционально стала рассказывать матери о выставке.
- Значит вторая встреча с отцом тоже прошла хорошо. Я рада. - Сказала Валерия, когда она закончила.
- Очень хорошо. Надеюсь и дальше наше общение будет таким. - Ответила ей Даша.
- Я тоже. Пойду звонить Халиду. - Даша отправилась в свою комнату, а Валерия пошла немного отдохнуть в свою, думая о предстоящем ужине с Рашидом и желая, чтобы он уже поскорее прошёл.
Вечер следующего дня.
Самира надела длинную, струящуюся абаю из тончайшего итальянского шелка глубокого сапфирового цвета. Этот насыщенный оттенок идеально гармонировал с ее темными волосами и подчеркивал глубину ее карих глаз. Шелк, легкий как дуновение ветерка, нежно обнимал ее фигуру, скрывая ее очертания, как того требуют мусульманские традиции, но при этом не лишая ее женственности и изящества.
Абайя была искусно расшита золотыми нитями. Узоры, выполненные в технике филиграни, представляли собой сложные геометрические орнаменты, традиционные для исламской культуры, и выглядела в ней Самира, как настоящая королева, а её руки украшали золотые браслеты и кольца, в ушах красовались длинные висячие серьги... А еще Самира уделила не мало времени макияжу. Тот получился ярким, вечерним, подчеркивающим красоту её лица. Любуясь на себя в зеркало, Самира была довольна результатом и у неё не было сомнений в том, что она затмит своей красотой мать Даши.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ;