Написал статью на Пикабу, решил и сюда перепост сделать, с небольшой редакцией
На днях вышла новость про списание долга Таджикистана перед Россией в размере 25,3 миллиарда рублей и блогеры взорвались возмущением. Причём везде какой-то сумбур из информации. Некоторые СМИ писали, что долги аннулировали, некоторые, что списали, находил и термин – погашали. В итоге я запутался, чьи долги, откуда они появились, что с ними в итоге сделали? Информации крайне мало, ничего не понятно, но у всех заголовки прям с надрывом, вот например Царьград
Так как нигде не нашёл полной информации пришлось разбираться самому.
Есть компания Росатом. Которая иногда использует следующую схему бизнеса, берёт кредит из российского бюджета или в российских банках, на эти деньги строит электростанцию за границей, потом продаёт с неё электричество местным потребителям и окупает строительство. Хотя чаще обязанность выплатить кредит ложится на страну, которая заказала электростанцию. Таким образом Россия, чаще всего из бюджета, вкладывается деньгами в российскую высокотехнологичную компанию, благодаря чему она крайне быстро развивается и при этом получает нового клиента, с которым теперь связана на ближайшие лет 50. Обычно речь идёт об атомных электростанциях, но волею судеб в собственности Росатома оказалась гидроэлектростанция в Таджикистане. Старый советский проект Сангтудинская ГЭС-1, строительством которого занималось РАО "ЕЭС России" ещё при Чубайсе и Медведеве.
В итоге:
60,1% принадлежит Росатому;
25% - правительству Таджикистана;
14,8% - ПАО «Интер РАО».
Единственный покупатель электроэнергии с неё – государственная энергокомпания Таджикистана ОАХК «Барки Точик» и вот из-за неё то все проблемы. Это своего рода монополист, мимо которого нельзя продавать электроэнергию. И при этом этот монополист крайне плохо платит. Дошло до того, что на каждой возможной странице про электростанцию пишется сколько на сегодня должна эта компания. Вот, например, выдержка из отчёта по динамике оплаты по годам. Для удобства выделил столбец, где указан процент оплаты за год. Там от 38% до 94%. Полностью оплаты не было ни одного года за указанный промежуток, по другим годам информацию не нашёл, но подозреваю не будет клеветой, если скажу, что они никогда за историю взаимоотношений не оплачивали 100% полученной электроэнергии.
Причину такой замечательной финансовой дисциплины сказать сложно. Страна бедная, там бардак и отсутствие дисциплины на всех уровнях и даже продажа электроэнергии ниже себестоимости. И вот последнее это интересно, как так получается? Как можно продавать что-то ниже себестоимости?
Проблема Росатома, который пытается окупить стоимость строительства электростанции в том, что электроэнергия это социально значимая статья во всех странах. Это с машинами можно, если построил завод, то выпущенные на нём машины можешь продавать по любой цене, хоть по космической, если покупателей найдёшь. А вот тарифы на электроэнергию устанавливаются правительством, их обязательно попытаются придержать, чтобы их повысить придётся ходить по высоким кабинетам и доказывать, что это экономически обосновано. И вот тут, при строительстве гидроэлектростанции с правительством Таджикистана было заключено соглашение, по которому тарифы рассчитаны таким образом, чтобы строительство окупилось за 20 лет. Причем прописаны по годам и в какой то момент времени, а именно в прошлом году, сложилась ситуация, что население покупало у ОАХК «Барки Точик» электроэнергию за 3,1 цента, которую тот покупал за 3,16 цента, то есть себе в убыток. Но ничего не поделаешь, тарифы установлены государством, причём и на покупку, и на продажу. Скорее всего так получилось из-за того, что тарифы, по которым продаёт электростанция, прописаны в долларах, а тарифы для населения – в таджикских сомони. Валюта обесценивается, стоимость электричества в долларах становится неподъёмной по цене. И это даже при условии, что тарифы для населения растут на 15% в год, гонку с долларом всё равно не выиграть.
Не сказать, чтобы вопрос задолженности не поднимался, это стало настолько важным вопросом, что поднималось всегда и везде, и уровень задолженности писался на любом документе. Вот у нас данные по объему выработки и сразу следующей строкой уровень задолженности. Владельцы очень хотели хоть какой-нибудь ясности в оплате, любого порядка, и чтобы оплата хотя бы минимально прогнозировалась, а не прыгала от 35% до 95%. Гидроэлектростанция в итоге перестала платить налоги. Уж не знаю, то ли денег не было, то ли понимали, что потом спишут. Правительство потом задолженность по налогам принимала в зачёт долга за электроэнергию. Более того, когда получилось выплачивать дивиденды, то правительство Таджикистана, имея долю в 25%, тоже отдавало их в зачёт долга. Но тем не менее основная проблема не решалась. Почему электричество продолжали продавать? Политика небось? Опять кормим бесплатно и тому подобное? Ну, тут всё значительно проще – это гидроэлектростанция, она уже построена, туда не нужно закачивать газ или даже уран. Вода течёт, электричество производится, отдавать его куда-то нужно, своих дополнительных затрат практически никаких. Например, в 2018 году было оплачено только 58% от забранной энергии. Но при этом за год у ГЭС было 30 млн. долларов чистой прибыли. Для удобства перевода таджикских сомони в доллары просто делите на 10.
И вот в момент, когда стоимость электроэнергии из-за курса доллара стал для ОАХК «Барки Точик» просто убыточной, пришлось привлекать к решению министров обеих стран, иначе никто попросту не будет покупать электроэнергию на данной электростанции. Это экономически нецелесообразно. Кто придумал идею продавать электроэнергию в долларах, в стране, которая ими не пользуется, должен был догадываться, что такая ситуация возникнет. Если не догадывался, то теперь есть опыт. Ситуация повторится обязательно. Но раз мы всё равно встретились на таком высоком уровне, то давайте решим все проблемы разом. В том числе и с задолженностью.
Все статьи на тему списания, а может аннулирования, а может быть погашения, не содержали никаких условий соглашения. Там обычно шла, сразу после слов о списании, информация о том, сколько уставный капитал или сколько электроэнергии произведено, то есть никакой полезной информации, просто немного информации об электростанции из википедии. Чтобы понять условия соглашения, пришлось его искать, а это было непросто.
Что там интересного, сейчас будет немного сложно, так как будет много цифр. Первый вопрос – это снижение тарифов до экономически целесообразных. С 3,3 цента тариф был снижен до 1,5 центов с постепенным повышением, сначала по 0,1 цента в год до 2,2 центов, а потом моментально до 3,3 центов и такой тариф будет ещё 16 лет без изменений. Выглядит так, как будто через 10 лет опять будут переписывать соглашение, но есть некоторая надежда, о которой скажу чуть ниже. Обращу внимание, что до соглашения был тариф 3,3 цента и через 8 лет тариф будет 3,3 цента, то есть это льготный тариф, есть вероятность, что за это время, повышая тариф на 16% в год для населения Таджикистан сможет уравнять цены. Но сильно сомнительно конечно, валюта всё равно обесценивается. Ну и да, такое снижение тарифов приводит к тому, что стройка окупается уже не 20 лет, а 38 лет, это тоже отдельно прописывается. Хотя все эти цифры сильно условны. Так как тратили мы рубли, оплату получаем в сомони, но хотим, чтобы стройка окупилась в долларах. Это не могло не вызвать проблем и все понимают, что эта задолженность она немного искусственная, именно поэтому Россия легко и просто пошла навстречу. Уверен, если пересчитать в рублях, расчёт окупаемости был бы сильно лучше, даже с учётом того, что часть оборудования куплено в долларах.
А вот дальше речь наконец-то дошла до задолженности. Начну с конца соглашения. Задолженность действительно списывается. По 25 млн долларов в год в течении 8 лет и в последний год оставшиеся 98 млн долларов.
Но всем же интересны условия за что такая щедрость?
- Таджикистан обязуется переписать все свои законы и правила таким образом, чтобы оплата за электроэнергию была в размере 100%, вплоть до создания специальных счетов и блокировку средств, как целевых. То есть в финансовой системе оплата за электроэнергию Сангтудинской ГЭС-1 будет в приоритетном порядке, сначала оплачивают её, потом всё остальное. Это вообще уникальное условие, очень выгодное именно России.
- Сберегательный банк Таджикистана (не путать с российским), даёт годовую гарантию на 3 млн долларов, которые выплачиваются при малейшем пропуске платежа.
- Обеспечение закрепления земельного участка, находящегося под Сангтудинской ГЭС-1 и прилегающей территории за обществом (в тексте не объяснено, но подозреваю, что там сроки владения указаны и если мы окупаемся в два раза дольше, то давайте и владеть будем в два раза дольше)
И если эти условия будут нарушены, то списание года, когда были нарушены условия, не происходит и график сдвигается на год. То есть для списания всей этой задолженности нужно 9 лет платить 100% от потреблённой электроэнергии. Такого вообще никогда не было, будет очень интересно посмотреть на итоговые цифры.
И сейчас мы вернёмся к вопросу. А нам то это зачем?
- Это гидроэлектростанция, за которую работу делает вода, мы можем себе позволить. Пусть окупится не за 20 лет, а за 40. Да хоть за 100. Это неизбежный процесс. Все капитальные расходы уже произведены, дальше получать прибыль. Главное, чтобы она была. И это очень круто, что нам принадлежит чуть ли не вечная электростанция в чужой стране.
- Расчёты выполнены в долларах, мы прекрасно понимаем, что их можно и скорректировать. Мы потратили рубли, нам прямо сейчас могут вернуть это в рублях (он был дешевле в 3 раза), но мы откажемся. В итоге все понимают (и мы, и таджики), что цифры немного раздутые и не соответствуют действительности, можно списать без какого-то ущерба для себя выбив себе на переговорах более выгодные условия вплоть до изменения законодательства и при этом оставить расчёты в долларах. Если рубль опять провалится, то будет хорошая поддержка.
- Электростанция строилась с расчётом, что мы сможем электроэнергию экспортировать из Таджикистана в соседние страны. Сам Таджикистан энергетически избыточная страна, там не заработать особо, столько электроэнергии им попросту не нужно, но вот если продавать в соседние страны, то можно получить хорошую прибыль. Проблема в том, что для этого нужны капитальные вложения, а нам не разрешают этого сделать, монополия у государства пропадёт, нам не дадут. Но тем не менее само государство тоже понимает, что нужно прокладывать линии в соседние Афганистан и Узбекистан и это делает. Берутся кредиты у зарубежных банков. И само снижение оплаты позволит государству вложиться в эти линии. Отказываться от участия в этом в ближайшие годы - глупо. Россия немного поспешила со строительством, выгодные условия появляются постепенно, но если бы мы там не построили электростанцию, то построил бы кто-то другой, менее щепетильный, интерес к этим электростанциям проявляют все соседние страны, например, Иран или Узбекистан и они готовы в них вкладываться. Россия просто застолбила себе место на будущее. Но уже сейчас у электростанции рентабельность 74% и это при условии, что оплачивается только 58%. Даже у золотодобытчиков рентабельность ниже.
Вывод.
Истерика блогеров не стоит свеч, кажется, я понимаю, почему все сфокусировались на «Россия простила огромные долги» и написали ровно ноль информации по теме. Если вы от прочтения этих сообщений испытали грусть, печаль и испытывали страдания, то не стоит. Россия ничего не потеряла, мы ничего не потеряли, никто к нам в карман не залез, идёт обычная экономическая деятельность.
Если вам понравилось это путешествие в дебри цифр, законов и манипуляций, то просьба подписаться. Чем больше людей подписано, тем больше желания писать и тратить на это время. Конкретно на эту статью потратил часов 7 :D