Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
На российских киноэкранах 27 июня 2019 года состоялась премьера французско-бельгийского художественного фильма "Курск".
Лента рассказывает об одной из самых трагических страниц в новейшей истории России – гибели атомной подводной лодки К-141 "Курск" в водах Баренцева моря 12 августа 2000 года.
Это первый художественный фильм, посвящённый этой трагедии. До этого момента специалисты и участники тех событий либо консультировали при создании, либо самостоятельно снимали исключительно документальные фильмы. События, произошедшие 25 лет назад, стали для России незаживающей раной, которую вместе с семьями и близкими моряков переживала вся страна. Жители всех регионов нашей огромной страны с тревогой и надеждой следили за ходом спасательной операции, а после её провала оказывали поддержку и выражали сочувствие всем пострадавшим.
В сентябре 2018 года на экраны вышла работа известного датского режиссёра Томаса Винтерберга, спродюсированная именитым Люком Бессоном. Это порождало ожидания правдивого изображения трагической участи моряков и их семей, избавленного от стереотипов, часто встречающихся в кинолентах о России. Однако, к сожалению, создатели фильма не смогли избежать клише.
Ерунда. Не стану это обсуждать. Тему "Курска" вообще не комментирую. Фильм видел. Это ерунда, — заявил адмирал Вячеслав Попов, командующий Северным флотом РФ в 2000 году, в интервью Business FM, сентябрь 2018 года.
Начать обсуждение фильма хотелось бы с подчёркивания огромного общественного и политического значения темы трагедии "Курска" по сей день. Очевидно, что создатели фильма, как опытные люди, осознают это.
Примечательно, что авторы фильма уклонились от упоминания президента России, непосредственно вовлечённого в события, ограничившись лишь персонажами главкома ВМФ РФ и командующего СФ.
"Элита вооружённых сил?"
Создатели фильма пояснили, что намеренно уклонились от прямой критики президента, опасаясь вызвать полемику. Однако, избегая политических заявлений в явном виде, авторы сместили акцент на социальные проблемы.
Моряки в фильме показаны жертвами тяжелой экономической обстановки в стране, представая перед зрителем как униженные и оскорблённые люди, попавшие в зависимость от сложившейся системы. Эта тема отчётливо прослеживается на протяжении всей киноленты.
Нельзя сказать, что мы идеализируем жизнь в России в начале 2000-х, но сложно представить себе русского офицера-подводника, традиционно считавшегося элитой вооружённых сил, в образе нищего и сомневающегося в себе человека.
Вот лишь некоторые детали. Офицеры одеты в грязные, разномастные бушлаты без знаков различия. Несколько офицеров, от лейтенанта до капитана первого ранга, не в состоянии собрать средства на свадьбу сослуживца и вынуждены продавать вымышленные "морские часы" в обмен на шампанское и дешёвую водку, необъяснимо хранящуюся на военно-морском складе. Более того, стереотип времён позднего СССР о дефиците товаров первой необходимости здесь показан в полном объёме. К примеру, старший мичман-кладовщик предлагает им женские туфли, одежду и предметы быта, также по непонятным причинам хранящиеся на военных складах. Состояние жилых помещений, штабов и технических сооружений Северного флота оставляет желать лучшего: всё выглядит ветхим и обветшалым, в духе восточноевропейского соцреализма.
В противовес этому показан штаб Королевского военно-морского флота, где опрятные офицеры перемещаются по высокотехнологичному, современному и эстетичному пространству. Образ Европы, приходящей на выручку бедствующей России, воплощён через британского офицера (в исполнении Колина Фёрта) с располагающей внешностью.
Но к описанию спасательной операции вернёмся позже. Сейчас же обратимся к словам Бориса Михайловича Усвяцова, эксперта в военной области:
Наши военные одеты небрежно, сложно различить звания. Отсутствие знаков различия создаёт впечатление недисциплинированности. Это подчёркивается в начале фильма. Далее – хуже: офицеры обменивают часы на алкоголь, что маловероятно даже для 90-х. Фильм представляет собой смесь недостоверной информации с отдельными элементами правды, но с явным уклоном в сторону негативного изображения. Показана неподготовленность личного состава, пьянство перед выходом в море и на свадьбе. Это неправдоподобно, так как в закрытых гарнизонах подобное было недопустимо. Существовали комендатура и патрули, строго следившие за порядком.
Не говоря уже о множестве неточностей, включая несоответствующие церковные обряды и англоязычный хор. Кто-то скажет, что критиковать такие детали неуместно, учитывая бельгийское происхождение фильма. Но именно из деталей складывается общее впечатление, и в таком деликатном вопросе, как трагедия "Курска", это вызывает негативную реакцию. Даже в сериале "Чернобыль" деталям было уделено больше внимания, а здесь чувствуется отстранённость и равнодушие. Это вызывает тревогу. Моряки в фильме выглядят чужими, не похожими на наших соотечественников, а скорее как британские актёры, отрабатывающие контракт.
"Неэффективная спасательная операция"
Центральная часть фильма посвящена трагедии на атомной подлодке и последовавшей за ней спасательной операции. После просмотра трансляции рок-концерта по ТВ на борту субмарины команда выходит в плавание. Снова поднимается тема несовершенства отечественного флота и общего упадка. В центре повествования – образ капитан-лейтенанта Михаила Аверина, которого все называют капитаном, хотя настоящий капитан появляется лишь эпизодически.
Официальной версии причин катастрофы, озвученной российскими властями, противопоставляется личная гипотеза вице-адмирала В. Д. Рязанцева: взрыв бракованной торпеды 65-76ПВ, вызванный попаданием неочищенного от масла воздуха, что привело к детонации.
Интересно, что в разговорах западных представителей постоянно звучит подозрение, что Россия попытается переложить вину за случившееся на них. Версия о торпедировании "Курска" британской или американской субмариной или столкновении с одной из них также рассматривалась.
Б. М. Усвяцов отмечает, что присутствие иностранных подводных лодок подтверждается неофициальным визитом госсекретаря США в Россию спустя сутки после трагедии. Предположительно, американская лодка, получившая повреждения, ушла на ремонт в Тромсё (Северная Норвегия), где простояла месяц в обстановке секретности, после чего была выведена из эксплуатации и отправлена в США. В том же районе была зафиксирована и английская подлодка, спешно покинувшая акваторию, хотя посторонним судам там находиться было запрещено из-за проводившихся учений Северного флота.
Вслед за взрывом в передней части подводной лодки происходит цепная детонация оставшихся торпед, что приводит к катастрофическим разрушениям. Особое внимание привлекает трактовка создателями фильма такого важнейшего аспекта военно-морской службы, как борьба за живучесть корабля. Вместо чётких и отработанных действий, предусмотренных регламентом, члены экипажа демонстрируют растерянность и хаотичность. Единственным подобием организованных действий становится попытка забаррикадироваться в отсеке, при полном игнорировании штатных средств спасения, таких как индивидуальные дыхательные аппараты.
Контр-адмирал Александр Геннадьевич Дьяконов, занимавший в 2000 году должность заместителя командующего Северным флотом по воспитательной работе, так прокомментировал данную ситуацию:
С самого начала, как только я узнал о случившемся, я был вовлечён в события, поскольку провёл семь лет в Видяево. Впоследствии, как член правительственной комиссии по оказанию помощи семьям моряков "Курска", я непосредственно работал с людьми. Если бы командиры подводных лодок посмотрели этот фильм, они бы отметили огромное количество несоответствий и абсурдных моментов. В любой аварийной ситуации у нас предусмотрено использование ПДУ (портативного дыхательного устройства) с запасом воздуха на 20 минут, за которые подводник должен перейти на ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат), рассчитанный на несколько часов. Кроме того, имеются штатные дыхательные аппараты. А в фильме – это просто карикатура, кощунство.
"Некомпетентные и беспомощные управленцы"
Оказавшиеся в беде подводники сосредотачиваются в хвостовом отсеке, подавая сигналы о помощи стуком по переборкам, надеясь на спасение. Флотское командование, получив эти сигналы, направляет к ним спасательное судно "Михаил Рудницкий", оснащённое всего одним, устаревшим спасательным аппаратом типа АС (в реальности было задействовано 4 аппарата). Вновь акцентируется внимание на изношенности и неисправности техники.
Аверин становится лидером моряков, ожидающих помощи в отсеке. С этого момента офицеры предпринимают попытки (хоть и не всегда успешные) улучшить ситуацию с живучестью отсека.
Тем временем семьи моряков на берегу получают отрывочную, неполную информацию об аварии. Параллельно развивается сюжет о том, как родственников извещали о трагедии и о действиях ВМФ по спасению моряков. Показаны карикатурные образы глупых, нерешительных адмиралов, боящихся брать на себя ответственность. При этом игнорируются правила субординации и муссируется тема "принятия ответственности на себя". Происходит утечка информации в Британский флот, что приводит к освещению трагедии в западной прессе.
По словам Б. М. Усвяцова, заявление начальника аварийно-спасательной службы о принятии управления и ответственности противоречит всем уставам и документам.
Сцена встречи с родственниками моряков вызывает возмущение. Старые адмиралы приказывают выводить убитых горем женщин с помощью караульных офицеров и неизвестных "чекистов" в штатском. Усвяцов отмечает, что собрание семей было представлено как примитивный базар, в то время как в реальности работали врачи и психологи, хотя истерики действительно имели место.
Командующий флотом показан некомпетентным и безразличным. Его неспособность принять быстрое решение в ситуации с предложением помощи от Норвегии и Великобритании выставляет его в негативном свете.
Между тем врачи незаметно вводят успокоительные препараты собравшимся. В то же время представители власти производят впечатление некомпетентных и беспомощных управленцев. Хотя, вероятно, это было преувеличением.
Затем прибыл президент. Он посетил "Дом офицеров", переполненный людьми, около 500–600 человек. Он лично отвечал на их вопросы, а не главнокомандующий или председатель правительственной комиссии И. Клебанов. Главная задача — через драматические события показать взаимоотношения между людьми, противопоставить современную молодёжь руководству, которое, как утверждается, не ценит человеческую жизнь, — говорил А. Г. Дьяконов.
"Обстоятельства оказались сильнее..."
Интересен образ отца одного из пострадавших моряков. Он стал инициатором противостояния женщин командованию флота на собрании. Вот что пишет реальный человек, послуживший прототипом этого персонажа: отец погибшего на "Курске" мичмана Александра Парамоненко, капитан 2-го ранга запаса А. В. Парамоненко:
По прибытии в Видяево мы, родственники погибших, решили направить представителей в район поисково-спасательных работ. Нас было трое: капитан 1-го ранга запаса Митяев, капитан-лейтенант запаса Исаенков и я. У Митяева и у меня на "Курске" были сыновья, а у Исаенкова – брат. Нам предоставили вертолёт, и адмирал Попов распорядился предоставлять нам все необходимые документы и показывать абсолютно всё! Мы посетили "Петра Великого" и "Михаила Рудницкого". Я лично тщательно изучил вахтенные журналы хода спасательной операции, записи акустиков и так далее. Признаюсь, я ожидал обнаружить какой-либо обман или несостыковку. Но всё было безупречно! У нас не было никаких претензий. Прощаясь, мы поблагодарили их за то, что они сделали всё возможное и невозможное, чтобы спасти наших близких.
В конечном счёте картина изображает, как бессердечные российские адмиралы, наконец, дают добро на начало спасательной операции, проводимой британско-норвежской командой. Однако времени на спасение катастрофически не хватает. Оставшиеся в живых моряки "Курска", осознав безвыходность положения, поют морскую песню на английском языке и готовятся к смерти. Британцам удаётся открыть люк, но состыковаться с ним не получается, несмотря на присутствие российских водолазов, которых в фильме практически не показывают. К сожалению, моряки уже погибли. Важно отметить, что авторы фильма сильно отклонились от реальных событий. Экспертные заключения указывают на то, что спасательные аппараты физически не могли пристыковаться к деформированному люку "Курска". Такая операция была невозможна. Более того, судебно-медицинская экспертиза установила, что вся команда погибла в течение двух часов, что опровергает версию фильма о том, что иностранным спасателям просто не хватило времени из-за козней русских адмиралов.
В заключение зритель сам решит, насколько удачным получился фильм "Курск" (в международном прокате известном как "The Command"). Однако стоит помнить, что трагические события августа 2000 года в Баренцевом море хорошо задокументированы. В открытых источниках, книгах и документальных фильмах подробно разобраны все детали катастрофы. Поэтому при просмотре фильма важно критически оценивать представленные факты и нюансы, которые могут искажать образ российского флота и офицеров.
В качестве дополнения хотелось бы привести слова командующего Северным флотом, адмирала Вячеслава Попова, обращённые к родственникам подводников "Курска" 21 августа 2000 года:
Сегодня в ваш дом пришла трагедия… Нет вины экипажа в случившемся… Я постараюсь найти виновного в этой трагедии… Растите сыновей достойными отцов… Мы сделали всё возможное для спасения, но обстоятельства оказались сильнее нас… Простите, что не уберёг ваших мужей.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу о замечательных отечественных фильмах, посвящённых покорителям космоса.
Недавно я запустил раздел "Премиум", в котором теперь на регулярной основе буду размещать статьи, посвящённые научной фантастике, космосу, технологиям будущего и фэнтези. Если вам интересны эти темы, уверен, вы почерпнёте из закрытого сообщества много полезного для себя. Стоимость подписки — 100 рублей в месяц. Присоединяйтесь!