К 2028 году россиянам и гостям страны обещают возможность прокатиться по железной дороге со скоростью до 400 километров в час. Именно тогда должна заработать первая высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом. Контракты на первые 43 совершенно новых поезда, способных передвигаться с такой скоростью, уже заключены с заводом «Уральские локомотивы» - два опытных состава и 41 серийный.
Такие цифры назывались на сессии Петербургского международного экономического форума «Высокоскоростное движение — точки роста экономики будущего», где и обсуждалось, в каком состоянии сейчас проект и что он даст нашей экономике.
Всего утвержденная в 2024 году схема ВСМ включает пять ключевых направлений из Москвы. Помимо Петербурга, это Адлер, Екатеринбург (через Нижний Новгород и Казань), Минск и Рязань.
Магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом — пилотная.
По словам министра транспорта Романа Старовойта, сейчас проект этой совершенно новой для нашей страны высокоскоростной дороги «на стадии выхода из Главгосэкспертизы». То есть основные проектные работы уже практически завершены. Также принята вся необходимая нормативно-правовая база, заключено концессионное соглашение (то есть найдены частные инвесторы). И на проект уже работают 23 региона и порядка 150 промышленных предприятий - экономический эффект налицо еще далеко до запуска дороги.
- Обычно нам говорят — ну расскажите про пассажиров. Это только быстрее будет на полтора часа? На самом деле эффект для нашей страны намного шире, - подчеркнул гендиректор — председатель правления «РЖД» Олег Белозеров.
Он напомнил старую школьную задачку. Из одной точки с разницей по времени выходят два поезда. Один идет со скоростью сто километров, другой — 60. Где эти два поезда встретятся? Решение этой задачки на практике конкретно на участке между Москвой и Санкт-Петербургом сейчас ведет к большим дополнительным затратам на грузоперевозки.
- Там, где двигаются «Сапсаны», грузовых перевозок практически нет, - сообщил глава РЖД. - Грузовое движение перевели на другие пути. И это увеличило километраж перевозки — на сегодня это не 800 километров, а 1070. Потому что нужно ехать кругом. При строительстве ВСМ мы освобождаем существующую инфраструктуру и можем запустить там дополнительные грузовые поезда. Это экономия минимум 600 млрд рублей инвестиций. Арктика может развиваться благодаря ВСМ. Сейчас все железнодорожные пути в Мурманск ведут через Санкт-Петербург.
Что это значит для обычных людей? «Дорогая логистика» - это то, на что жалуются практически в первую очередь любые производители, объясняя, почему они на что-то подняли цены. А в России 87% грузов, по словам Белозерова, перевозятся именно по железной дороге.
Еще один из предполагаемых эффектов — социальный. Особенно для городов, расположенных между Москвой и Санкт-Петербургом. В частности, из Новгорода в Санкт-Петербург можно будет доехать за 29 минут — как из пригорода.
- Это восстановление исторической справедливости по отношению к бывшей северной столице Древней Руси, - считает губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов (кто забыл, нынешняя железнодорожная ветка идет мимо Новгорода). - Жители Великого Новгорода могут приехать в Санкт-Петербург, сходить в театр и вернуться домой. Создается одна агломерация. Это сложение финансовых, трудовых ресурсов.
Техническая инфраструктура для ВСМ, система управления поездами, контактная сеть и т. п. будут полностью российскими. Специально для высокоскоростной дороги разработана новая российская технология - железобетонная безбалластная плита с интегрированным рельсом (со скоростью до 400 км/час по обычной насыпи безопасно ехать поезд не может). Для ее производства сейчас создаются два новых завода — в Тверской и Новгородской области.
Новые поезда также будут в основном из российских комплектующих.
- Будет кооперация с поставщиками из дружественных стран, но масштаб небольшой, 10-15%. Остальное — российское, - рассказал президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский.
По его словам, высокоскоростной поезд в России создается не на пустом месте:
- У нас и в стране, и на предприятии «Уральские локомотивы» имеется более чем десятилетний опыт производства скоростных поездов. Это всем известные «Ласточки», и «Финист» - последняя модель. Это скоростные поезда, которые работают на скорости до 200 км/час.
ЧТО УЖЕ ИЗВЕСТНО О НОВОЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ДОРОГЕ
-Путь из Москвы в Питер по ВСМ займет 2 часа 15 минут, для этого средняя скорость локомотива должна быть порядка 360 км/час. В дороге будет пять остановок, в том числе на Валдае и в Великом Новгороде — предполагается, что это сильно поспособствует притоку туда туристов.
-Примерно 30% новой магистрали пройдет по эстакадам — это серьезная инженерная работа, связанная с большим объемом, порядка 180 км, искусственных сооружений.
-Новый высокоскоростной поезд, который создается специально под ВСМ, получил название «Белый кречет». Макет его головного вагона на ПМЭФ представлен на стенде Санкт -Петербурга. В составе предполагается восемь вагонов с возможностью соединения двух поездов.
Автор: Елена ОДИНЦОВА