Как прекрасен Машук без людей! Я и забыла, какой он настоящий! Без звона канатки, без смеха и разговоров, без шуршания шагов по вытоптанной вершине! Таким его можно увидеть в 4:30 утра...
Мне вспомнился момент в 2020 году: ковид, принудительная самоизоляция. Тогда Пятигорск только открыли - а его закрывали на въезд, представляете? И я была одна из первых, кто сразу рванул сюда после снятия ограничений. И какой же Пятигорск тогда был свободный, парящий! Отдохнувший, безлюдный...
Был такой и Машук однажды на моей памяти. Канатку закрыли на профилактику и не было другого пути оказаться на вершине, кроме как зайти пешком. Немногие готовы были на такой Подвиг - и вершина была одинока. Лишь пара человек бродили как и мы: с Машуком наедине. Но в этот раз мы были СОВСЕМ одни - и это непередаваемые ощущения!
Подниматься начали задолго до рассвета, в 02:30. "На Поляну песен?! Точно?!" - недоумевал таксист. Мы решили не спешить, а медленно идти, набирая высоту, чтобы не устать и не торопиться к рассвету. Я думала, будут утренние сумерки, оглушительное пение птиц, но...
Тёмная южная ночь. Выключи фонарик - и не видно ни-че-го! Конечно, через несколько минут глаза привыкают к темноте и начинаешь едва угадывать белую полосу дороги в чёрном лесу - но зачем?!
Фонарик выхватывал круг света, а дальше была непроглядная тьма. И - что стало для меня удивительным - стояла абсолютная тишина! Не шелохнулся ни один листик, не хрустнула ни одна веточка. Птицы не пели, насекомые не жужжали, ветер не шумел, и только моё горячее пыхтение дыхание нарушало тишину.
Как мы не старались идти медленнее, до вершины добрались за час. Яркая луна освещала Машук, а на горизонте - почти на севере! - начало светать. После скорого и потного подъёма оставалось ждать солнечного диска ещё почти час. Прохладно, однако, сидеть!
Тишина!.. Это непередаваемо! Где-то далеко внизу горят городские фонари, даже слышно, как ездят редкие машины. А здесь просто оглушительная тишина! Машук дремлет в предрассветный час и отдыхает от курортной суеты. Он заслужил это мгновение покоя, он сейчас такой родной и настоящий!..
Вдруг осторожно - сначала внизу, а потом всё выше и выше - начали чирикать птички. Так мы поняли, что через несколько минут выйдет солнце. Это были удивительные мгновения пробуждения природы.
Бодрое утро докатилось и до вершины Машука: одна за другой над склонами стали порхать птицы в поисках жучков, а наглый дрозд преследовал более удачливых конкурентов, чтобы отобрать еду. Где-то далеко внизу затявкала лисица.
Красный шар вышел из-за горизонта. Пятигорск ещё был погружён в утренние серые сумерки, а наши лица уже купались в оранжевом свете на вершине горы. Машук отбрасывал треугольную тень на город, и только далёкие окна Ессентуков отражали солнечный свет где-то за стелющимися туманами.
Увы, но Эльбрус в это утро не показался, не похвастался блестящими ледяными боками. Как ни всматривалась я в сторону Кавказского хребта, облака плотно укрывали его от моих глаз. И только лишь одно облако притворилось двуглавым Эльбрусом: если не знать, что это не он, то можно и перепутать! Мы пошли вниз.
Спустя час мы подходили к Воротам Солнца. Здесь уже царило оживление: к вершине один за другим выдвигались "ранние пташки" (в основном пенсионерки, вот же бодрость с утра!) - в одиночестве, с собаками, с детьми.
Кто-то наматывал километры кругами, кто-то выполнял эффектные асаны в лучах утреннего солнца. Вот теперь-то птицы оглушительно пели на разные лады, а молодые белки устроили игрища на соснах! Ну а что мы? Мы уже давно преисполненные добрым утром, зевая, отправились на трамвай - завтракать и спать.
Трамвай качало из стороны в сторону, и я несколько раз вырубалась, не в силах бороться с отяжелевшими веками (получается, сутки не спала). И снилась мне тишина на вершине Машука, бодрящая прохлада свежего воздуха и яркий солнечный диск, который приветствовал меня первую в этот день - и мои глаза лучились ослепительным светом умиротворения и тихой радости!..