Найти в Дзене

Его имя забыто, но Клэптон и Пейдж называли его учителем. Клифф Гэллап — тайный герой рок-н-ролла

Казалось бы, у этого виртуоза были все возможности для долгой и плодотворной карьеры. Отличный старт, безупречная репутация, потрясающая техника. Но она бросил всё, сменив гитару на стабильную работу и редкие выступления по выходным с местной группой. Это загадка, которую, вероятно, проще принять без объяснений, чем разгадать. История Клиффа Гэллапа чем-то напоминает легенды о блюзовом гитаристе Роберте Джонсоне, но с поправкой на 1950-е. Сохранилось мало его фотографий. Видеозаписей нет. За всю жизнь он дал всего пару интервью. А после и вовсе исчез со сцены. Клифтон «Клифф» Гэллап, который родился 17 июня 1930 года, сыграл ключевую роль в зарождении рок-н-ролла и оказал влияние на целое поколение гитаристов. Среди них — Джимми Пейдж и Хэнк Марвин, Эрик Клэптон и Джефф Бек. При этом сам звездой так и не стал, да к этому и не стремился. Гитара Клиффа Гэллапа увековечена в записях группы The Blue Caps Джина Винсента, в которой он был первым гитаристом. Клифф успел записать всего порядка

Казалось бы, у этого виртуоза были все возможности для долгой и плодотворной карьеры. Отличный старт, безупречная репутация, потрясающая техника. Но она бросил всё, сменив гитару на стабильную работу и редкие выступления по выходным с местной группой. Это загадка, которую, вероятно, проще принять без объяснений, чем разгадать.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

История Клиффа Гэллапа чем-то напоминает легенды о блюзовом гитаристе Роберте Джонсоне, но с поправкой на 1950-е. Сохранилось мало его фотографий. Видеозаписей нет. За всю жизнь он дал всего пару интервью. А после и вовсе исчез со сцены.

Клифтон «Клифф» Гэллап, который родился 17 июня 1930 года, сыграл ключевую роль в зарождении рок-н-ролла и оказал влияние на целое поколение гитаристов. Среди них — Джимми Пейдж и Хэнк Марвин, Эрик Клэптон и Джефф Бек. При этом сам звездой так и не стал, да к этому и не стремился.

Гитара Клиффа Гэллапа увековечена в записях группы The Blue Caps Джина Винсента, в которой он был первым гитаристом. Клифф успел записать всего порядка 35 треков. Но за короткий промежуток времени зарекомендовал себя как один из величайших гитаристов раннего рок-н-ролла.

Гэллап начинал в группе под названием The Virginians, названной в честь его родного штата. В 1956 году 21-летний Джин Винсент познакомил его и других участников группы с автором песен и промоутером Тексом Дэвисом. Вскоре они начали записываться в Нэшвилле с продюсером Кеном Нельсоном, который сразу же оценил талант Гэллапа.

Говорят, когда The Blue Caps отправились в Нэшвилл в мае 1956 года, Кен Нельсон держал наготове лучших сессионных музыкантов на случай, если группа не справится. Но как только Клифф Гэллап заиграл молниеносное соло в «Гонке с дьяволом», всем стало понятно, что в подстраховке нет необходимости.

Клифф провёл с Джином Винсентом примерно год, успев среди прочего записать классический хит 1956 года «Be-Bop-A-Lula». Его гитара стала стержнем одного из великих дебютных альбомов: «Bluejean Bop!» Джина Винсента и The Blue Caps.

Джин Винсент и его «Голубые кепки». Клифф — крайний слева.
Джин Винсент и его «Голубые кепки». Клифф — крайний слева.

Клифф привнёс в гитарную технику то, что сейчас признаётся основой основ. Его атаки были резкими, как удар бритвой, что позволило отойти от благодушия кантри и отправиться исследовать гораздо более тёмные маршруты. Виртуоз игнорирует традиционные блюзовые гаммы в пользу усиленных прогонов, исполняемых со скоростью Эдди Ван Халена.

Пассажи Клиффа были такими быстрыми, что их трудно было повторить. Его молниеносные соло сочетались со способностью брать неожиданные, но подходящие по смыслу ноты.

Клифф Гэллап стремился быть на передовом крае технологий середины 1950-х. Он играл на гитаре Gretsch с усилителем «Фендер» и создавал реверберацию, которая теперь ассоциируется с классическим рокабилли, с помощью самодельного устройства, собранного собственноручно из деталей старых магнитофонов. Клифф использовал плоский медиатор в сочетании с насадками-медиаторами на среднем и безымянном пальцах, а мизинцем управлял эффектом вибрато.

Впрочем, гастрольная жизнь не слишком увлекала гитариста. Женившись в возрасте 26 лет, Клифф ушёл из группы в конце того же года. Гитарист временно вернулся в студию по настоянию продюсера лишь для того, чтобы сыграть на нескольких сессиях для второй пластинки Джина Винсента в октябре 1956 года.

Эти треки можно отнести к лучшим работам Джина Винсента, хотя они относительно малоизвестны широкой публике. Клифф показал свою способность переходить от агрессивных высоких тонов к рычащим, зловеще низким.

Затем в 1960 году Гэллап записал сольный альбом в более мягком инструментальном стиле под названием «Straight Down the Middle». На этом карьера гитариста завершилась.

Клифф Гэллап проработал в школе до конца жизни, не стремясь извлечь выгоду из своего пребывания в группе The Blue Caps. Иногда играл с местными группами. Когда Брайан Сетцер пришёл к нему домой и постучал в дверь, умоляя о беседе, Клифф схватил винтовку и крикнул: «Убирайся с моей территории!»

Последнее выступление гитариста состоялось за 48 часов до того, как у него случился сердечный приступ, приведший к летальному исходу в 1988 году.

На тот момент Клифф был директором по техническому обслуживанию и транспорту в школе Чесапика, штат Вирджиния. Его настолько не впечатляли собственные достижения, что он отказывался раздавать автографы и попросил, чтобы в его некрологе не упоминалось о работе в качестве гитариста в группе Gene Vincent and the Blue Caps.

Тем временем Хэнк Марвин, Эрик Клэптон, Джефф Бек и другие великие музыканты росли, подражая Клиффу Гэллапу. Благодаря своей виртуозной игре он занял 79-е место в списке 100 величайших гитаристов всех времён по версии журнала «Rolling Stone».

Джимми Пейдж был одним из британских героев гитары, признавших влияние Гэллапа: «Я продолжал покупать пластинки и учиться на них. Это было очевидное влияние. Скотти Мур, Джеймс Бертон, Клифф Гэллап… Казалось, это было самое сильное влияние, пока я не начал слушать блюзовых гитаристов Элмора Джеймса, Би Би Кинга и им подобных».

-3

Джефф Бек признавался: «Меня больше всего интересовали группы, которые использовали гитару. Все они из Штатов, откуда родом мои музыкальные корни. Когда я учился играть, Клифф Гэллап оказал на меня наибольшее влияние». В 1993 году Бек записал альбом «Crazy Legs» — дань уважения Джину Винсенту и Клиффу Гэллапу. Эта запись проливает свет на достижения гитарного гения, который вышел из ниоткуда, заставил коллег-музыкантов стонать от зависти и исчез так же таинственно, как и появился.

Джефф Бек: «Если люди разочарованы альбомом, потому что я не сделал что-то своё, то они не понимают его сути. Я хотел показать, что делает Клифф, и я хотел быть Клиффом, когда мы его записывали. Сольные партии так красиво выстроены, у них есть начало, середина и конец... Они похожи на маленькие чудеса».

Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!