Яркие роли в комедийных шедеврах, таких как «Афоня» Данелии, «12 стульев» Гайдая и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Рязанова, мгновенно сделали его узнаваемым любимцем публики.
Его персонажи, наделённые неподражаемой мимикой и трогательным заиканием, излучали особенное обаяние. Они дарили взрывы смеха и врезались в память зрителей благодаря искрометной харизме и остроумным репликам, моментально уходившим в народ. Именно благодаря ярким эпизодам с характерными, часто комическими выражениями и неповторимым стилем исполнения, Готлиба Ронинсона заслуженно прозвали «королём эпизода» и «рыцарем нелепых масок».
Детство
Будущий актер появился на свет в феврале 1916 года в Вильносе, в еврейской семье Менделя Ронинсона и Тойбы Калетухес. Имя мальчику дали в честь деда по материнской линии, Готлиба Калетухеса, ушедшего из жизни годом ранее.
В начале 1920-х годов семья перебралась в Москву. Вскоре после переезда отец оставил семью, создав новую, и Тойбе пришлось в одиночку поднимать маленького Готлиба, которого она ласково звала Гошенькой. Жили они в крайней нужде, деньги постоянно утекали сквозь пальцы, поэтому Готлиб рано начал работать, не успев даже окончить школу.
Но суровое детство не сломило его мечту о театре, а, напротив, закалило её и наделило несгибаемой стойкостью. С пятнадцати лет он пел в детском хоре Большого театра, где педагоги прочили ему блестящую карьеру оперного тенора. Однако, после мутации голоса, оперным певцом ему так и не суждено было стать.
После этого он пробовал свои силы в мимическом ансамбле Большого театра, но и это занятие не принесло желаемого успеха. Участвовал он и в театральных капустниках, где его и приметил сам Михаил Булгаков.
Общение с великим писателем оказало глубочайшее влияние на формирование Ронинсона как актера и как личности. Булгаков был для него не просто автором пьес, в которых он играл; между ними завязались особые, трепетные отношения.
Именно Булгаков предсказал его актерское будущее и посоветовал прославленному режиссеру Рубену Симонову принять Ронинсона в театральное училище. Этот совет стал поворотным моментом в судьбе юного дарования.
Несмотря на все тяготы и лишения, он оставался страстным театралом, не пропускавшим ни одной столичной премьеры.
Творческая карьера
По окончании легендарной «Щуки», молодого актера приняли в труппу Московского театра драмы и комедии на Таганке, ставшего для него домом на всю жизнь. На этой прославленной сцене актёр воплотил бесчисленное множество самых разнообразных ролей – мужских и женских, комических и трагических.
На одном из спектаклей игру Ронинсона отметил сам Эльдар Рязанов, после чего стал настойчиво приглашать актера в свои комедии, ставшие всенародно любимыми: «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «О бедном гусаре замолвите слово».
Личная жизнь
Личная жизнь актера сложилась драматично и была омрачена трагедиями. Известно, что во время работы в Большом театре он пережил насилие со стороны балеруна по прозвищу Корень, что, возможно, наложило неизгладимый отпечаток на его психику и помешало создать полноценную семью.
Ронинсон был безответно влюблен в Татьяну Коптеву, с которой вместе учился в Щукинском училище, но так и не решился открыть ей свои чувства. Он так и не женился, не познал радости отцовства, всю жизнь прожил бок о бок со своей матерью, которая была для него самым близким и единственным родным человеком. Мать растила его в одиночку, и он старался окружать её заботой и вниманием до самой её смерти, балуя цветами и сладостями.
В детстве у Готлиба была диагностирована эпилепсия, что освободило его от призыва в армию во время Великой Отечественной войны. Вместе с матерью он эвакуировался за Урал, где работал в детском доме и занимался организацией концертов, средства от которых шли в фонд обороны Родины.
Ронинсон был известен как человек необычайной доброты и отзывчивости, не способный пройти мимо чужой беды. Он очень любил детей, проводил много времени с соседскими ребятишками.
Из-за отсутствия собственной семьи, он составил завещание, согласно которому все его сбережения должны были быть переданы детскому дому. Однако, из-за экономических реформ начала 90-х, эти средства были практически полностью обесценены, что стало для него страшным ударом.
С возрастом его стала подводить память. Но, несмотря на это, он до последнего выходил на сцену. Он часто и тяжело болел, перенес несколько операций. Умер великий актер в полном одиночестве в возрасте 75 лет от последствий инсульта.
Он заранее сделал себе надгробный памятник, который установлен на его могиле с надписью: «Я любил одинаково горячо всех людей разных вероисповеданий. Бог един!»