Найти в Дзене
Ruslan Tarasevich

Модуль блокировок Гелентваген Ремонт

Всем привет! В этой статье мы рассмотрим устройство, некоторые неисправности и принцип работы модуля включения дифференциалов для мерседес G class, 90-хх годов выпуска. Модуль состоит из 2-х печатных плат с двусторонним монтажем - на 1-й плате распаяны 3 переключателя с подсветкой, 6 светодиодов индикации и группа микросхем, а на 2-й плате размещен входной/выходной разъем, 4 силовых ключа с обвязкой и схема обратной связи с "ДТЛ" . Платы между собой соединены посредством контактных гребенок - это SIP разъемы, подобные разъему для джампера CMOS на материнской плате. С одной стороны платы находится 18 контактный разъем (9+9 контактов) по моей маркировке Х3, а с другой стороны платы расположен 2-х контактный разъем (Х2). Назначение у них разное, например Х2. Он отвечает только за соединение узлов схемы N драйвера. Для ремонта я распаял 18 контактный разъем Х3 при помощи паяльника (типа 936 Hakko), оловоотсоса и медной оплетки. Это очень трудоемкий процесс и важно избежать повреждения с
Оглавление

Всем привет!

В этой статье мы рассмотрим устройство, некоторые неисправности и принцип работы модуля включения дифференциалов для мерседес G class, 90-хх годов выпуска.

Устройство модуля блокировок Мерседес Гелендваген

Модуль состоит из 2-х печатных плат с двусторонним монтажем - на 1-й плате распаяны 3 переключателя с подсветкой, 6 светодиодов индикации и группа микросхем, а на 2-й плате размещен входной/выходной разъем, 4 силовых ключа с обвязкой и схема обратной связи с "ДТЛ" .

Блок блокировок Мерседес G class Проверка в рабочем состоянии
Блок блокировок Мерседес G class Проверка в рабочем состоянии

Платы между собой соединены посредством контактных гребенок - это SIP разъемы, подобные разъему для джампера CMOS на материнской плате. С одной стороны платы находится 18 контактный разъем (9+9 контактов) по моей маркировке Х3, а с другой стороны платы расположен 2-х контактный разъем (Х2). Назначение у них разное, например Х2. Он отвечает только за соединение узлов схемы N драйвера.

Платы модуля блокировок соединены бутербродом
Платы модуля блокировок соединены бутербродом

Как отремонтировать блок включения блокировок G - class Неисправности

Для ремонта я распаял 18 контактный разъем Х3 при помощи паяльника (типа 936 Hakko), оловоотсоса и медной оплетки. Это очень трудоемкий процесс и важно избежать повреждения сигнальных дорожек (они тонкие). В принципе, для экономии времени при помощи паяльника можно распаять лишь 2-х контактный разъем N драйвера Х2 с другой стороны платы и отогнуть контакты большого разъема под 90 или менее градусов.

Для разъединения плат пришлось использовать сплав Розе. Важно убрать его с контактов после этого.

На фото сквозные металлизированные отверстия SIP разъема Х3
На фото сквозные металлизированные отверстия SIP разъема Х3

Для сборки модуля сквозные контакты необходимо зачистить, я использовал зубочистки. Зачищаем контакты разъема от лишнего олова и вставляем одну плату в другую.

Самое неблагодарное дело это поднимать разъем Siemens, входной черный. Эта операция потребуется если плата была залита водой и сгнили дорожки печатного монтажа. Они могут и окислиться под разъемом и появиться проводимость там где не должна быть.

Здесь пригодится станция для нижнего подогрева и паяльный фен. Наша плата чистенькая, поэтому идем дальше )

Входной интерфейс модуля блокировок
Входной интерфейс модуля блокировок

Рассмотрим входной интерфейс модуля

Это прочный автомобильный разъем с двурядным расположением выводов. Всего контактов 14 - это 10 силовых и 4 сигнальных. Контакты общего провода (минуса ) и питания +12В спаяны по 2 для увеличения мощности по току.

Так же на модуль по отдельным шинам заводятся напряжения: 12В для питания подсветки кнопок (на схеме Butt BCKLT) от SAM блока и напряжение питания светодиодов обратной связи концевиков муфт (исполнительные механизмы включения дифференциалов). Последнее напряжение идет от шины питания через свой предохранитель (судя по схеме соединений из WIS блоков S76 и N15 ).

Кому интересно, эту схему можно найти в документе: Elektrischer Schaltplan Differentialsperrenbetätigung Vorderachse.pdf

Перейдем к сигнальным линиям

К модулю приходят сигналы от 3-х концевиков, которые показывают нам включена ли какая-либо блокировка, точнее ее муфта. На моей схеме это контакты 12,13,14. В оригинальном даташите они маркированы как s76/7 , s76/8, s76/9. На схеме ниже указана распиновка черного разъема.

Входной разъем модуля блокировок (вид со стороны монтажа, пайки)
Входной разъем модуля блокировок (вид со стороны монтажа, пайки)

От модуля уходят сигналы с вывода 8 к системе курсовой устойчивости (не уточнено) и вывода 7 вероятно к системе АБС. По информации с форумов однако, мне известно что модули АБС и ЕСП совмещены в один. Надеюсь, читатели знакомые с темой меня поправят.

Контакт 8 сигнальный, на нем появляется логическая 1 только тогда когда пришел сигнал управления на силовой ключ "1" режима (межосевая блокировка), при этом совсем не обязательно, что ключ включился и отработали клапан и муфта. Контакт 7 разъема X1 наоборот силовой, к нему подключен N канальный силовой составной транзистор, подключающий общий провод к нагрузке. Этот ключ включен только тогда, когда сработал хотя бы 1 концевик.

Составные транзисторы Дарлингтона
Составные транзисторы Дарлингтона

Контакты 7, 9, 10, 11 это силовые контакты. К контактам 9, 10, 11 подключаются клапана, расположенные в моторном щите и подключенные к системе трубок вакуумной магистрали.

Блок схема работы блокировок дифференциалов
Блок схема работы блокировок дифференциалов

Клапан включается посредством подачи на его контакт от модуля блокировок напряжения +12В. В качестве ключей применены биполярные транзисторы Дарлингтона с P каналом.

Обратные диоды для защиты ключей
Обратные диоды для защиты ключей

Каждый P канальный транзистор работает на индуктивную нагрузку и дополнительно защищен мощным SMD диодом включенным параллельно нагрузке.

Важный момент - в цепи каждого такого транзистора стоит маленький транзистор, выполняющий функцию обратной связи (защиты) и вот если сигнал с него будет неправильный, то логика не даст разрешение на работу ключа.

Есть еще одна неисправность системы включения блокировок не связанная с электрикой, это подсасывание воздуха в вакуумном клапане. Итог такого дефекта - недовключение муфты и повреждение штока и зубьев.

Как должен работать модуль включения блокировок правильно?

  1. Включаем блокировку 1 (средняя кнопка)
  • Нажимаем кнопку
  • Загорается желтый светодиод
  • Загорается красный светодиод

Проверка модуля блокировок в работе
Проверка модуля блокировок в работе

2. Включаем блокировку 2

  • Нажимаем кнопку
  • Загорается желтый светодиод
  • Загорается красный светодиод

3. Включаем блокировку 3

  • Нажимаем кнопку
  • Загорается желтый светодиод
  • Загорается красный светодиод

Блокировки включаются только по очереди - 1, 2, 3. Выключить их можно как отдельно, так и все сразу, так и только 2 -ю или 3-ю, или 2-ю и 3-ю. Нажатие на кнопку 1 при включенных блокировках выключает все сразу.

За что же отвечают желтый и красный светодиоды?

Желтый показывает включен ли ключ (силовой транзистор), а красный - сработал ли концевик исполнительного механизма включения дифференциала.

Важный момент! Сигналы от концевиков не влияют на управление силовыми ключами, и при неправильной регулировке концевика возможно наличие индикации, но муфта не будет включена или наоборот, блокировка есть а индикация отсутствует.

Плата модуля блокировок G-class
Плата модуля блокировок G-class

Однако, если хотя бы 1 концевик активирован или присутствует сигнал на включение 1-й блокировки, будет включен n-канальный ключ, вероятно подающий напряжение +12В к блоку АБС (или аварийным огням) В даташите производителя пин промаркирован как CodeZS8 VR7.

Статья получилась длинной, поэтому я думаю что тема будет описана в 2 - х или 3 -х статьях. В следующей статье я расскажу о том, как происходит управление силовыми драйверами.

Вообще для восстановления работоспособности промышленного электронного модуля требуется схема. Как вы понимаете схем практически никогда нет, так было и в этом случае - все что удалось найти это схема соединений блоков с обозначением выводов в разъеме на немецком.

Расположение компонентов на платах
Расположение компонентов на платах

Б/У модуль описанный в статье стоит 25 т.р. и не факт что он исправный. Для ремонта потребовалось сделать полную схему и понять алгоритм его работы, и уже на основе этих данных была сделана маркировка разъемов Х1, Х2, Х3.

Спасибо за прочтение!

А вы ремонтировали автоэлектронику? Расскажите о своем опыте.

Смотрите также :

Как за 5 минут найти неисправный компонент в блоке питания

Последствия неисправности вентилятора в БП АТХ

Как смазать вентилятор БП (видео)

Как отремонтировать нетбук если нет кнопки

Токовое зеркало

Простая схема защиты от переполюсовки

Как правильно проверять радиостанции

Маломощные высокочастотные разъемы

Тестируем OSA-103 Осциллограф

Зачем хорошему инженеру ESR метр

Напишите свой отзыв в комментариях. Понравилась статья - поделись с другом в соцсетях!

Ставьте лайк, подписывайся на канал , будет много интересных публикаций.