Всем привет!
В этой статье мы рассмотрим устройство, некоторые неисправности и принцип работы модуля включения дифференциалов для мерседес G class, 90-хх годов выпуска.
Устройство модуля блокировок Мерседес Гелендваген
Модуль состоит из 2-х печатных плат с двусторонним монтажем - на 1-й плате распаяны 3 переключателя с подсветкой, 6 светодиодов индикации и группа микросхем, а на 2-й плате размещен входной/выходной разъем, 4 силовых ключа с обвязкой и схема обратной связи с "ДТЛ" .
Платы между собой соединены посредством контактных гребенок - это SIP разъемы, подобные разъему для джампера CMOS на материнской плате. С одной стороны платы находится 18 контактный разъем (9+9 контактов) по моей маркировке Х3, а с другой стороны платы расположен 2-х контактный разъем (Х2). Назначение у них разное, например Х2. Он отвечает только за соединение узлов схемы N драйвера.
Как отремонтировать блок включения блокировок G - class Неисправности
Для ремонта я распаял 18 контактный разъем Х3 при помощи паяльника (типа 936 Hakko), оловоотсоса и медной оплетки. Это очень трудоемкий процесс и важно избежать повреждения сигнальных дорожек (они тонкие). В принципе, для экономии времени при помощи паяльника можно распаять лишь 2-х контактный разъем N драйвера Х2 с другой стороны платы и отогнуть контакты большого разъема под 90 или менее градусов.
Для разъединения плат пришлось использовать сплав Розе. Важно убрать его с контактов после этого.
Для сборки модуля сквозные контакты необходимо зачистить, я использовал зубочистки. Зачищаем контакты разъема от лишнего олова и вставляем одну плату в другую.
Самое неблагодарное дело это поднимать разъем Siemens, входной черный. Эта операция потребуется если плата была залита водой и сгнили дорожки печатного монтажа. Они могут и окислиться под разъемом и появиться проводимость там где не должна быть.
Здесь пригодится станция для нижнего подогрева и паяльный фен. Наша плата чистенькая, поэтому идем дальше )
Рассмотрим входной интерфейс модуля
Это прочный автомобильный разъем с двурядным расположением выводов. Всего контактов 14 - это 10 силовых и 4 сигнальных. Контакты общего провода (минуса ) и питания +12В спаяны по 2 для увеличения мощности по току.
Так же на модуль по отдельным шинам заводятся напряжения: 12В для питания подсветки кнопок (на схеме Butt BCKLT) от SAM блока и напряжение питания светодиодов обратной связи концевиков муфт (исполнительные механизмы включения дифференциалов). Последнее напряжение идет от шины питания через свой предохранитель (судя по схеме соединений из WIS блоков S76 и N15 ).
Кому интересно, эту схему можно найти в документе: Elektrischer Schaltplan Differentialsperrenbetätigung Vorderachse.pdf
Перейдем к сигнальным линиям
К модулю приходят сигналы от 3-х концевиков, которые показывают нам включена ли какая-либо блокировка, точнее ее муфта. На моей схеме это контакты 12,13,14. В оригинальном даташите они маркированы как s76/7 , s76/8, s76/9. На схеме ниже указана распиновка черного разъема.
От модуля уходят сигналы с вывода 8 к системе курсовой устойчивости (не уточнено) и вывода 7 вероятно к системе АБС. По информации с форумов однако, мне известно что модули АБС и ЕСП совмещены в один. Надеюсь, читатели знакомые с темой меня поправят.
Контакт 8 сигнальный, на нем появляется логическая 1 только тогда когда пришел сигнал управления на силовой ключ "1" режима (межосевая блокировка), при этом совсем не обязательно, что ключ включился и отработали клапан и муфта. Контакт 7 разъема X1 наоборот силовой, к нему подключен N канальный силовой составной транзистор, подключающий общий провод к нагрузке. Этот ключ включен только тогда, когда сработал хотя бы 1 концевик.
Контакты 7, 9, 10, 11 это силовые контакты. К контактам 9, 10, 11 подключаются клапана, расположенные в моторном щите и подключенные к системе трубок вакуумной магистрали.
Клапан включается посредством подачи на его контакт от модуля блокировок напряжения +12В. В качестве ключей применены биполярные транзисторы Дарлингтона с P каналом.
Каждый P канальный транзистор работает на индуктивную нагрузку и дополнительно защищен мощным SMD диодом включенным параллельно нагрузке.
Важный момент - в цепи каждого такого транзистора стоит маленький транзистор, выполняющий функцию обратной связи (защиты) и вот если сигнал с него будет неправильный, то логика не даст разрешение на работу ключа.
Есть еще одна неисправность системы включения блокировок не связанная с электрикой, это подсасывание воздуха в вакуумном клапане. Итог такого дефекта - недовключение муфты и повреждение штока и зубьев.
Как должен работать модуль включения блокировок правильно?
- Включаем блокировку 1 (средняя кнопка)
- Нажимаем кнопку
- Загорается желтый светодиод
- Загорается красный светодиод
2. Включаем блокировку 2
- Нажимаем кнопку
- Загорается желтый светодиод
- Загорается красный светодиод
3. Включаем блокировку 3
- Нажимаем кнопку
- Загорается желтый светодиод
- Загорается красный светодиод
Блокировки включаются только по очереди - 1, 2, 3. Выключить их можно как отдельно, так и все сразу, так и только 2 -ю или 3-ю, или 2-ю и 3-ю. Нажатие на кнопку 1 при включенных блокировках выключает все сразу.
За что же отвечают желтый и красный светодиоды?
Желтый показывает включен ли ключ (силовой транзистор), а красный - сработал ли концевик исполнительного механизма включения дифференциала.
Важный момент! Сигналы от концевиков не влияют на управление силовыми ключами, и при неправильной регулировке концевика возможно наличие индикации, но муфта не будет включена или наоборот, блокировка есть а индикация отсутствует.
Однако, если хотя бы 1 концевик активирован или присутствует сигнал на включение 1-й блокировки, будет включен n-канальный ключ, вероятно подающий напряжение +12В к блоку АБС (или аварийным огням) В даташите производителя пин промаркирован как CodeZS8 VR7.
Статья получилась длинной, поэтому я думаю что тема будет описана в 2 - х или 3 -х статьях. В следующей статье я расскажу о том, как происходит управление силовыми драйверами.
Вообще для восстановления работоспособности промышленного электронного модуля требуется схема. Как вы понимаете схем практически никогда нет, так было и в этом случае - все что удалось найти это схема соединений блоков с обозначением выводов в разъеме на немецком.
Б/У модуль описанный в статье стоит 25 т.р. и не факт что он исправный. Для ремонта потребовалось сделать полную схему и понять алгоритм его работы, и уже на основе этих данных была сделана маркировка разъемов Х1, Х2, Х3.
Спасибо за прочтение!
А вы ремонтировали автоэлектронику? Расскажите о своем опыте.
Смотрите также :
Как за 5 минут найти неисправный компонент в блоке питания
Последствия неисправности вентилятора в БП АТХ
Как смазать вентилятор БП (видео)
Как отремонтировать нетбук если нет кнопки
Простая схема защиты от переполюсовки
Как правильно проверять радиостанции
Маломощные высокочастотные разъемы
Зачем хорошему инженеру ESR метр
Напишите свой отзыв в комментариях. Понравилась статья - поделись с другом в соцсетях!
Ставьте лайк, подписывайся на канал , будет много интересных публикаций.