Еще один российский фильм в копилочку под названием «достойное кино». Как обычно, из этого следует, что малоизвестный. Хотя сему факту я уже даже не удивляюсь, у нас если кино хорошее, значит, не растиражированное.
🎬Аниматор (2018)
Анна Андреевна Евсеева – великая актриса. Звезда советского кино, признанный талант и лауреат премий. Анна Андреевна (Екатерина Васильева) популярна, богата и знаменита, но онкологии всё равно, сколько у тебя денег и как часто ты мелькаешь на экранах.
У Анны Андреевны рак, с которым уже ничего нельзя сделать, кроме как принять тот факт, что пора прощаться. Ложиться в клинику она не хочет, как не хочет находиться дома. С единственной дочерью Верой (Александра Флоринская) и зятем Русланом (Сергей Газаров) – отношения, мягко говоря, не очень. Евсеева показывает характер и даже не разговаривает с ними из вредности, хотя они думают, что это просто у неё после инсульта речь не восстановилась.
Анна Андреевна дама крайне неприятная – она эгоистична, лжива, довольно жестока, с мнением и желаниями окружающих считаться не привыкла. Про таких часто говорят – ненавистная старуха. В ней нет главного – любви и веры.
Когда-то из-за участия в кинофестивале Евсеева не смогла попрощаться с умирающей матерью, ради карьеры сделала шесть абортов, а единственная рожденная дочь всегда была без внимания и материнской заботы, но с кучей претензий в свой адрес. Всю жизнь Анна прожила со статусом королевы, а когда пришла старость, оказалось, что единственный близкий человек - Вера, всю жизнь терпевшая выходки мамы и жаждущая её тепла – теперь взрослая женщина с глубокой травмой детства, которая не в силах больше выносить капризы. И никого больше рядом нет. И с дочкой ничего уже не исправить. Про зятя и говорить нечего – его Анна вообще за человека не считает, и отзывается исключительно в пренебрежительном тоне, как о чем-то, не имеющим значения.
«Я лишила жизни шестерых, потому что у меня были очень важные съёмки».
Одним словом, умирать в такой компании Анне Андреевне не хочется, и она просит врача найти для нее какой-нибудь приличный хоспис. Поначалу Вера с Русланом категорически против. Не из-за денег, коих понадобится очень много (у семьи они есть), а из-за общественного мнения (а что скажут знакомые – мать спихнули на чужих людей, а как это вывернут газетчики, и так далее). Но съездив в этот самый приличный частный хоспис и оценив обстановку (выглядит все, как в дорогом отеле с шикарной парковой зоной), они принимают желание Анны Андреевны во внимание и перевозят её туда, где она предполагает достойно уйти из жизни.
Прибыв в это «райское» место, Анна Андреевна возжелала себе аниматора. Потому что хочется не в саван закутаться, а дышать полной грудью. Потому что слишком свежи воспоминания о Жизни с большой буквы Ж и молодости. Потому у дочери в срочном порядке вытребовано привезти вечернее платье, туфли, духи и прочие мелочи, с помощью которых хочется выглядеть не бабкой, а элегантной актрисой Евсеевой.
Глотком свежего воздуха и приятной компанией становится молодой и талантливый Женя Обнинский (Алексей Весёлкин-младший), выпускник Саратовского театрального института, который взял кредит на автомобиль, но проект, в который его пригласили на главную роль (мыльная опера), приостановили. Женя остро нуждается в деньгах, а в хосписе богатые старушки за пять минут отстегивают по десять тысяч. Почему бы и не да?
«Знаешь, один раз намылишься, а потом всю жизнь отмываться придётся».
Вы не думайте, что Женя альфонс или аферист какой, вовсе нет. Добрый, милый мальчик, который искренне и на совесть выполняет свою работу, развлекая умирающих разговорами. А тут вообще всё совпало, он начинающий артист, она – именитая актриса, очень им уважаемая. Женя делится своими проблемами и трудностями, Анна Андреевна дает советы и рассказывает о своем опыте, пытаясь донести до Жени то, к чему пришла лишь к концу жизни – в погоне за славой не упустить что-то более важное. Ведь не в ролях счастье, как оказалось.
Поймет ли Женя в силу возраста и стремления стать успешным всю эту житейскую мудрость?
- Я страхуюсь. В твоем лице есть возможность оправдаться. Перед самым занавесом.
- Перед кем?
- А вдруг наверху кто-то сидит, записывает все в гроссбух…
- Вы же атеистка.
- А вдруг!
- И вы думаете, 500 тысяч хватит, да?
- Нет, я не настолько глупа, чтобы не понимать. Никаких миллионов не хватит.
- А тогда что?
- Я прожила ужасную жизнь, понимаешь…И только теперь я это осознала. Я не хочу, чтобы ты повторял моих ошибок… Это жизнь почти всех актрис, актеров. Это я. Я. И всё вокруг меня – я. И я сама вокруг себя, и все вокруг тебя. Но это всего лишь профессия, Женя. А она становится сверхценностью. А жизнь, настоящая жизнь уходит, и ты прекращаешь любить. Это происходит незаметно. Всё превращается в игру. И люди, близкие твои люди, самые близкие, они тоже становятся статистами в этой игре. И вот эта неспособность любить, она приведет тебя к тому, что в финале жизни ты, как и я, не будешь никому нужен, тебя тоже никто не будет любить…»
Глубокомысленная, щемящая драма с тонким послевкусием об одиноком человеке на краю жизни. Конечно, рекомендую.
И Васильева – просто великолепна. Браво, Екатерина Сергеевна.