Найти в Дзене
Сергей Михеев

Вам, айтишники, говорили: «Не глупите. Зачем вы сами себе роете могилу?»

Один из создателей ИИ Джеффри Хинтон говорит, что скоро такие профессии, как юристы, офисные работники и сотрудники, чья работа связана с цифровой индустрией, исчезнут. Он считает, что эти профессии будут автоматизированы и ИИ заменит живых людей, а физический труд, особенно в сферах строительства, ремонта и сантехники, останется востребованным, поскольку замена людей в этих областях невозможна. Хинтон считает, что сейчас хорошее время для освоения профессии сантехника, если ты, например, работаешь айтишником.

Сергей Михеев: Так оно и есть. Что они могут сделать, это оптимизировать процесс создания цифровых продуктов - то, куда все стремятся. Если когда-то все желали быть юристами, то сейчас все родители хотят, чтобы их ребенок стал айтишником. Айтишник – это вымирающая профессия «благодаря» самим информатикам, потому что большая часть, которую они делают, компьютерная программа (которую они сами написали) вскоре сможет всё выполнять без их помощи. В этом некая ирония судьбы. Вам, айтишники, говорили: «Не глупите. Зачем вы сами себе роете могилу?» Они отвечали таким, как я: «Замолчите, Вы ничего не понимаете. Это же прогресс!» Вот этот «прогресс» скоро лишит вас работы, потому что за вас всё будет делать ваш любимый ИИ.

А в сфере реального производства, в сфере того, что надо делать руками, ИИ ничего не может - у него нет ни рук, ни ног. Да, наверное, могла бы заменить физический труд робототехника, но есть огромное количество отраслей, куда робототехнику внедрять невыгодно, и поэтому этим особо никто не занимается, так как там нет большой нормы прибыли. Кроме того, это гораздо сложнее, потому что писать коды (программы), создавать веселые картинки стало очень легко, и для этого не нужно больших затрат;а чтобы создать машину, которая будет подметать улицу, класть кирпичи, принимать бетон, то это гораздо сложнее, потому что это должна быть очень надежная, сложная и эффективная машина. Возможно, этой машиной и может управлять компьютерная программа, но сначала нужна сама машина, а она очень дорогостоящая и сложная.

У нас во многих городах, в Москве позакрывали много заводов, которые производили реальную продукцию, а на их месте создали арт-пространства, но скоро они будут не нужны. Почему? Потому что всю «арт-общественность» заменит одна единственная программа, которая будет за минуту рисовать все абстрактные картинки, писать всю электронную музыку и делать отчеты, которые одновременно пишут 10 000 креативщиков. Кто знает, может быть, эти креативщики поплачут и пойдут на стройке класть кирпичи или работать на станках. Глядишь, мы таким образом решим проблему трудовой миграции!

Мы много лет говорим на эти темы и всё время слышим, что «вы не понимаете - прогресс не остановить». Но прогресс ли это, если он: во-первых, сопровождается человеческим регрессом, когда человек теряет целый блок знаний, навыков и функций; а во-вторых,человека выбрасывают на улицу? Прогресс – это улучшение жизни человечества, а где же здесь улучшение, если огромное количество людей становятся бестолковыми, да еще их лишают средств к существованию? Очевидно, что здесь цель и средства поменялись местами, особенно это не понимают примитивные технари, а среди айтишников таких море, потому что для этого надо обладать абстрактным мышлением, которое и отбивается всеми айтишными штучками; для этого надо читать книги, думать о религиозных или хотя бы философских вещах, а они это не умеют и не хотят.

Вся волна «айтишного» энтузиазма скоро спадет, потому что реально все эти программы семимильными шагами будут вытеснять таких людей из жизни. Когда-то греческие философы говорили, что демократия – это одна из самых худших форм организации человеческого общества, хуже её только охлократия (власть толпы на улице). А какая самая лучшая? Даже не монархия, а аристократия. Что такое «аристократия»? Это власть людей, которые могут думать, предсказывать будущее, не сточки зрения магических обрядов, а сточки зрения способности прогнозировать; которые могут понимать те смыслы, которые ремесленник, торговец постичь не может. А мы живем в эпоху абсолютной, монопольной власти торгашей, менял (люди, занимающиеся деньгами) и всякого рода индивидуумов, имитирующих творческую деятельность, но они всё равно в подчиненном состоянии.

Аристократией не пахнет, а «разводить» таких людей, обманывать очень легко. Тех людей, которые находятся на «темной» стороне этих смыслов, и «разводят», ими управляют. Я не хочу кого-то уязвить, а говорю это к тому, что надо думать и в том числе тем, кто управляет страной, кто отвечает за стратегии. Надо думать о людях, а не о деньгах; не о том, чтобы «наверх» красиво доложить или сказать, что «мы обогнали вот этих – они благодаря ИИ уволили столько-то людей, а мы еще больше уволим!». Надо думать о людях, потому что страна – это и есть люди, а не компьютерные программы!

Важно думать о смыслах, о настоящем творчестве, о внутреннем мире человека, о том, как всё, что вы делаете, отразится на жизни конкретных людей (конкретный человек – это целая вселенная). Должно быть аристократическое понимание того, что есть добро, а что зло, что правильно, а что неправильно. Чтобы не подменялось выгодно/невыгодно, прогрессивно/непрогрессивно, новое/старое и пр. Старое не всегда плохое, а новое не всегда хорошее. К сожалению, те, кто не способны об этом думать, проиграют. Надо думать о будущем, о себе глубже.