Среди всех прыжков в фигурном катании аксель занимает особое место – это единственный прыжок, который выполняется с движения вперед. Пока другие прыжки "прячутся" за спиной фигуриста, аксель демонстрирует себя во всей красе, требуя от спортсмена максимальной техники и смелости. Именно поэтому его называют королем прыжков, и именно поэтому он так сложен для освоения.
Для обычного зрителя все прыжки могут выглядеть одинаково – фигурист подпрыгнул, покрутился в воздухе и приземлился. Но на самом деле каждый прыжок имеет свою уникальную технику, характерные особенности входа и выхода. Понимание этих различий поможет не только лучше оценить мастерство спортсменов, но и получить больше удовольствия от просмотра соревнований.
В этой статье уже описывала, чем отличаются прыжки "близнецы": лутц и флип. А здесь рассказала, чем отличаются похожие друг на друга прыжки - риттбергер и сальхов.
Давайте сегодня поговорим о прыжке, который, на мой взгляд, легче всего отличить от других - это аксель.
Техника акселя: особенности самого сложного прыжка
Аксель – это прыжок, который требует от фигуриста особой силы, поскольку он единственный выполняется с движения вперед лицом по направлению полета. Это создает психологическую сложность: спортсмен видит, куда летит, и должен преодолеть естественный страх.
Подготовка к прыжку
Вход в аксель начинается с длинного разбега на ребре правой ноги. Фигурист набирает скорость, двигаясь по широкой дуге, при этом свободная нога находится сзади.
Видео не замедленно, но отлично видно с какой ноги собирается прыгать фигуристка. Алена долго катится по дуге на правой ноге, а после подготавливает левую к прыжку.
Отталкивание и полет
Отталкивание в акселе происходит с носка левой ноги при движении вперед. В момент отрыва ото льда фигурист находится лицом по направлению движения, что кардинально отличает аксель от всех других прыжков. Правая нога в момент отталкивания делает мощный мах вперед-вверх, что помогает создать подъемную силу.
В полете тело группируется: руки прижимаются к корпусу, ноги соединяются. Особенность акселя в том, что он требует дополнительного полуоборота по сравнению с другими прыжками – одинарный аксель включает полтора оборота, двойной – два с половиной, тройной – три с половиной.
Видео также не замедленно, но можно легко разглядеть, что Софья поворачивается и входит в прыжок лицом вперед.
Приземление
Приземление происходит на правую ногу на внешнее ребро назад, как и во всех других прыжках. Левая нога при этом свободна и вытянута назад. Качественное приземление должно быть мягким, с плавным выездом, демонстрирующим полный контроль над прыжком.
Заход в прыжок с левой ноги, выезд из прыжка - с правой.
Фундаментальные отличия акселя от других прыжков
Главная особенность акселя – направление входа в прыжок. Все остальные прыжки выполняются с движения назад, когда фигурист не видит направления полета. Это делает их психологически проще, но технически у каждого есть свои нюансы.
Классификация прыжков по типу отталкивания
Все прыжки в фигурном катании делятся на две группы:
1. Реберные прыжки – отталкивание происходит с ребра конька без помощи зубца (аксель, сальхов, риттбергер).
2. Зубцовые прыжки – отталкивание происходит с помощью зубца конька (тулуп, флип, лутц).
Аксель относится к реберным прыжкам, но его уникальность в том, что это единственный реберный прыжок с движения вперед.
Отличия акселя от тулупа
Тулуп считается самым простым прыжком в фигурном катании, и его отличия от акселя кардинальны.
Техника тулупа
Тулуп выполняется с движения назад на внутреннем ребре правой ноги. Фигурист едет спиной по направлению движения, что психологически комфортнее. Отталкивание происходит с помощи зубца левой ноги, которая делает характерный "ковыряющий" удар по льду.
Тулуп - зубцовый прыжок, это можно понять по характерному удару по льду. Только при исполнении тулупа фигурист ударяет по льду левой ногой (в других зубцовых задействована только правая).
Ключевые отличия:
- Направление входа: тулуп – назад, аксель – вперед;
- Тип отталкивания: тулуп – зубцовый, аксель – реберный;
- Количество оборотов: тулуп имеет "честные" обороты (одинарный = 1 оборот), аксель – на пол оборота больше.
- Сложность: тулуп – базовый прыжок для начинающих, аксель – один из самых сложных.
Как отличить визуально:
Тулуп легко узнать по характерному "ковырянию" зубцом перед отталкиванием. Движение выглядит как удар левой ногой по льду. Аксель же имеет плавный разбег без использования зубца.
Покажу наглядно:
Камила отталкивается ребром левой ноги. Софья отталкивается зубцом левой ноги.
Камила едет лицом вперед. Софья спиной назад.
Отличия акселя от лутца
Лутц – полная противоположность акселя по характеру входа, хотя оба считаются сложными прыжками.
Техника лутца
Лутц выполняется с длинного разбега назад на внешнем ребре левой ноги. Это единственный прыжок, где фигурист движется в одну сторону, а вращается в другую, что создает характерное "противовращение". Отталкивание происходит с помощью зубца правой ноги.
Лутц - зубцовый прыжок, это видно по характерному удару правой ноги по льду. Левая нога выворачивается наружу - это внешнее ребро.
Ключевые отличия:
- Направление движения: лутц – назад по прямой или очень пологой дуге, аксель – вперед по дуге;
- Характер вращения: лутц – против естественного направления движения, аксель – по естественному направлению;
- Отталкивающая нога: лутц – правая нога зубцом, аксель – левая нога ребром;
- Психологическая сложность: лутц – противовращение, аксель – движение вперед лицом.
Как отличить визуально:
Лутц легко узнать по длинному прямолинейному разбегу назад и характерному "втыканию" зубца правой ноги в лед. Разбег в лутце самый длинный среди всех прыжков.
Покажу наглядно:
Ситуация с акселем та же, что и описывала выше (кадр слева). А на кадре справа Камила отталкивается зубцом правой ноги.
Аксель - лицом вперед, лутц - спиной назад.
Отличие акселя от риттбергера
Риттбергер – единственный прыжок, который выполняется с той же ноги, на которую происходит приземление, что делает его уникальным.
Техника риттбергера
Риттбергер выполняется с движения назад на внешнем ребре правой ноги. Особенность - отталкивание происходит с той же ноги, на которую фигурист приземляется. Это создает характерную "петлю" в траектории движения, откуда и происходит альтернативное название прыжка.
Риттбергер - реберный прыжок, но его характерным отличием являются скрещенные ноги.
Ключевые отличия:
- Опорная нога: риттбергер – правая нога для отталкивания и приземления, аксель – левая для отталкивания, правая для приземления;
- Направление входа: риттбергер – назад, аксель – вперед;
- Траектория: риттбергер создает характерную петлю, аксель – дугу;
- Техническая особенность: риттбергер – единственный прыжок "с ноги на ту же ногу".
Как отличить визуально:
Риттбергер легко узнать по характерной S-образной траектории входа, когда фигурист словно "заворачивается" перед прыжком. Также заметна смена ребра с внутреннего на внешнее непосредственно перед отталкиванием.
Покажу наглядно:
Риттбергер выполняется спиной назад в позиции ног крест на крест.
Отличие акселя от флипа
Флип часто путают с лутцем, но его отличия от акселя очень заметны. Подробнее писала в своей статье - "Как отличить лутц от флипа".
Техника флипа
Флип выполняется с движения назад на внутреннем ребре левой ноги. Отталкивание происходит с помощью зубца правой ноги, но, в отличие от лутца, здесь нет противовращения - фигурист движется и вращается в одном направлении.
Флип - зубцовый прыжок. Фигурист отталкивается зубцом правой ноги - то же самое, что и в лутце. Только в флипе левая нога выворачивается внутрь - внутреннее ребро.
Ключевые отличия:
- Тип отталкивания: флип – зубцовый, аксель – реберный;
- Ребро входа: флип – внутреннее ребро левой ноги, аксель – внешнее ребро левой ноги;
- Направление движения: флип – назад, аксель – вперед;
- Характер разбега: флип – короткий разбег с четким заходом, аксель – длинный разбег по дуге.
Как отличить визуально:
Флип отличается коротким разбегом и резким заходом с использованием зубца. В отличие от лутца, разбег во флипе происходит по дуге, а не по прямой.
Флип выполняется спиной назад и отталкивание идет с зубца правой ноги.
Отличие акселя от сальхова
Сальхов наиболее похож на аксель по типу отталкивания, но имеет принципиальные отличия.
Техника сальхова
Сальхов выполняется с движения назад на внутреннем ребре левой ноги. Отталкивание происходит ребром без использования зубца, как и в акселе. Характерная особенность - мощный мах свободной (правой) ноги, который создает вращательный момент.
Сальхов - реберный прыжок. Отличить его можно по широкой постановке ног и резкому маху правой ногой.
Ключевые отличия:
- Направление входа: сальхов – назад, аксель – вперед;
- Ребро отталкивания: сальхов – внутреннее ребро, аксель – внешнее ребро;
- Характер маха: сальхов – широкий круговой мах правой ногой, аксель – мах вперед-вверх;
- Подготовка: сальхов часто выполняется из тройки или моухока, аксель – с прямого разбега.
Как отличить визуально:
Сальхов легко узнать по характерному широкому маху свободной ноги, который делает полукруг вокруг тела. Этот мах гораздо более выражен, чем в других прыжках.
Сальхов выполняется спиной назад, ноги при этом расставлены широко, а правая нога делает характерный мах.
Практический гид для зрителя: как безошибочно определить аксель
Для обычного зрителя важно знать основные визуальные признаки, которые помогут безошибочно определить аксель среди других прыжков.
Безошибочные признаки акселя:
1. Длинный разбег вперед - фигурист движется лицом по направлению движения.
2. Отсутствие зубца - никаких "ковыряющих" движений перед отталкиванием.
3. Подшагивание - характерное движение правой ногой перед отталкиванием.
4. Видимость лица - в момент отталкивания зритель видит лицо фигуриста.
5. Дополнительный полуоборот - аксель всегда имеет на пол оборота больше других прыжков.
Отличительные признаки других прыжков:
- Тулуп: зубец левой ноги отталкивается ото льда, короткий разбег назад.
- Лутц: длинный заход, зубец правой ноги отталкивается ото льда.
- Флип: короткий заход, зубец правой ноги отталкивается ото льда.
- Риттбергер: положение ног крест на крест.
- Сальхов: широкий круговой мах правой ногой.
Сложность и стоимость акселя в современном фигурном катании
В системе оценивания ISU аксель имеет более высокую базовую стоимость по сравнению с другими прыжками той же кратности:
- Двойной аксель: 3.30 балла (против 1.80 у двойного тулупа или 2.10 у двойного лутца);
- Тройной аксель: 8.00 баллов (против 4.30 у тройного тулупа или 5.90 у тройного лутца);
- Четверной аксель: 12.50 баллов (самый дорогой четверной прыжок в фигурном катании).
Эта разница в стоимости отражает техническую сложность прыжка и риск его выполнения.
Психологические аспекты акселя
Аксель требует особой психологической подготовки. Движение вперед лицом создает естественный страх – мозг сопротивляется прыжку в направлении, которое он видит. Это делает аксель не только технически, но и ментально самым сложным прыжком.
Многие фигуристы тратят годы на освоение тройного акселя. Среди женщин этот прыжок удается единицам – настолько высоки требования к технике и психологической устойчивости. В этой статье писала о самых лучших исполнениях тройного акселя среди российских женщин.
Заключение
Аксель остается самым узнаваемым и зрелищным прыжком в фигурном катании. Его уникальность в движении вперед делает каждое исполнение особенным событием. Понимание технических особенностей акселя и его отличий от других прыжков поможет зрителям глубже оценить мастерство фигуристов и получить больше удовольствия от просмотра соревнований.
Когда вы в следующий раз будете смотреть фигурное катание, обратите внимание на моменты, когда фигурист движется вперед перед прыжком – скорее всего, вы станете свидетелем исполнения короля прыжков, акселя.
Делитесь в комментариях, нравится ли Вам прыжок аксель?