Найти в Дзене

Самый сложный прыжок в фигурном катании и его отличия от всех остальных: разбираем технику акселя

Среди всех прыжков в фигурном катании аксель занимает особое место – это единственный прыжок, который выполняется с движения вперед. Пока другие прыжки "прячутся" за спиной фигуриста, аксель демонстрирует себя во всей красе, требуя от спортсмена максимальной техники и смелости. Именно поэтому его называют королем прыжков, и именно поэтому он так сложен для освоения. Для обычного зрителя все прыжки могут выглядеть одинаково – фигурист подпрыгнул, покрутился в воздухе и приземлился. Но на самом деле каждый прыжок имеет свою уникальную технику, характерные особенности входа и выхода. Понимание этих различий поможет не только лучше оценить мастерство спортсменов, но и получить больше удовольствия от просмотра соревнований. В этой статье уже описывала, чем отличаются прыжки "близнецы": лутц и флип. А здесь рассказала, чем отличаются похожие друг на друга прыжки - риттбергер и сальхов. Давайте сегодня поговорим о прыжке, который, на мой взгляд, легче всего отличить от других - это аксель. А
Оглавление

Среди всех прыжков в фигурном катании аксель занимает особое место – это единственный прыжок, который выполняется с движения вперед. Пока другие прыжки "прячутся" за спиной фигуриста, аксель демонстрирует себя во всей красе, требуя от спортсмена максимальной техники и смелости. Именно поэтому его называют королем прыжков, и именно поэтому он так сложен для освоения.

Аксель
Аксель

Для обычного зрителя все прыжки могут выглядеть одинаково – фигурист подпрыгнул, покрутился в воздухе и приземлился. Но на самом деле каждый прыжок имеет свою уникальную технику, характерные особенности входа и выхода. Понимание этих различий поможет не только лучше оценить мастерство спортсменов, но и получить больше удовольствия от просмотра соревнований.

В этой статье уже описывала, чем отличаются прыжки "близнецы": лутц и флип. А здесь рассказала, чем отличаются похожие друг на друга прыжки - риттбергер и сальхов.

Давайте сегодня поговорим о прыжке, который, на мой взгляд, легче всего отличить от других - это аксель.

Техника акселя: особенности самого сложного прыжка

Аксель – это прыжок, который требует от фигуриста особой силы, поскольку он единственный выполняется с движения вперед лицом по направлению полета. Это создает психологическую сложность: спортсмен видит, куда летит, и должен преодолеть естественный страх.

Подготовка к прыжку

Вход в аксель начинается с длинного разбега на ребре правой ноги. Фигурист набирает скорость, двигаясь по широкой дуге, при этом свободная нога находится сзади.

Тройной аксель Алены Косторной
Тройной аксель Алены Косторной
Видео не замедленно, но отлично видно с какой ноги собирается прыгать фигуристка. Алена долго катится по дуге на правой ноге, а после подготавливает левую к прыжку.

Отталкивание и полет

Отталкивание в акселе происходит с носка левой ноги при движении вперед. В момент отрыва ото льда фигурист находится лицом по направлению движения, что кардинально отличает аксель от всех других прыжков. Правая нога в момент отталкивания делает мощный мах вперед-вверх, что помогает создать подъемную силу.

В полете тело группируется: руки прижимаются к корпусу, ноги соединяются. Особенность акселя в том, что он требует дополнительного полуоборота по сравнению с другими прыжками – одинарный аксель включает полтора оборота, двойной – два с половиной, тройной – три с половиной.

Аксель в три с половиной оборота Софьи Акатьевой
Аксель в три с половиной оборота Софьи Акатьевой
Видео также не замедленно, но можно легко разглядеть, что Софья поворачивается и входит в прыжок лицом вперед.
Момент, когда фигуристка поворачивается лицом вперед
Момент, когда фигуристка поворачивается лицом вперед

Приземление

Приземление происходит на правую ногу на внешнее ребро назад, как и во всех других прыжках. Левая нога при этом свободна и вытянута назад. Качественное приземление должно быть мягким, с плавным выездом, демонстрирующим полный контроль над прыжком.

Двойной аксель Аделин Петросян
Двойной аксель Аделин Петросян
Заход в прыжок с левой ноги, выезд из прыжка - с правой.

Фундаментальные отличия акселя от других прыжков

Главная особенность акселя – направление входа в прыжок. Все остальные прыжки выполняются с движения назад, когда фигурист не видит направления полета. Это делает их психологически проще, но технически у каждого есть свои нюансы.

Классификация прыжков по типу отталкивания

Все прыжки в фигурном катании делятся на две группы:

1. Реберные прыжки – отталкивание происходит с ребра конька без помощи зубца (аксель, сальхов, риттбергер).

2. Зубцовые прыжки – отталкивание происходит с помощью зубца конька (тулуп, флип, лутц).

Аксель относится к реберным прыжкам, но его уникальность в том, что это единственный реберный прыжок с движения вперед.

Отличия акселя от тулупа

Тулуп считается самым простым прыжком в фигурном катании, и его отличия от акселя кардинальны.

Техника тулупа

Тулуп выполняется с движения назад на внутреннем ребре правой ноги. Фигурист едет спиной по направлению движения, что психологически комфортнее. Отталкивание происходит с помощи зубца левой ноги, которая делает характерный "ковыряющий" удар по льду.

Четверной тулуп Софьи Акатьевой
Четверной тулуп Софьи Акатьевой
Тулуп - зубцовый прыжок, это можно понять по характерному удару по льду. Только при исполнении тулупа фигурист ударяет по льду левой ногой (в других зубцовых задействована только правая).

Ключевые отличия:

  • Направление входа: тулуп – назад, аксель – вперед;
  • Тип отталкивания: тулуп – зубцовый, аксель – реберный;
  • Количество оборотов: тулуп имеет "честные" обороты (одинарный = 1 оборот), аксель – на пол оборота больше.
  • Сложность: тулуп – базовый прыжок для начинающих, аксель – один из самых сложных.

Как отличить визуально:

Тулуп легко узнать по характерному "ковырянию" зубцом перед отталкиванием. Движение выглядит как удар левой ногой по льду. Аксель же имеет плавный разбег без использования зубца.

Покажу наглядно:

Тройной аксель Камилы Валиевой / четверной тулуп Софьи Акатьевой
Тройной аксель Камилы Валиевой / четверной тулуп Софьи Акатьевой

Камила отталкивается ребром левой ноги. Софья отталкивается зубцом левой ноги.

Заход на аксель / заход на тулуп
Заход на аксель / заход на тулуп

Камила едет лицом вперед. Софья спиной назад.

Отличия акселя от лутца

Лутц – полная противоположность акселя по характеру входа, хотя оба считаются сложными прыжками.

Техника лутца

Лутц выполняется с длинного разбега назад на внешнем ребре левой ноги. Это единственный прыжок, где фигурист движется в одну сторону, а вращается в другую, что создает характерное "противовращение". Отталкивание происходит с помощью зубца правой ноги.

Тройной лутц Камилы Валиевой
Тройной лутц Камилы Валиевой
Лутц - зубцовый прыжок, это видно по характерному удару правой ноги по льду. Левая нога выворачивается наружу - это внешнее ребро.

Ключевые отличия:

  • Направление движения: лутц – назад по прямой или очень пологой дуге, аксель – вперед по дуге;
  • Характер вращения: лутц – против естественного направления движения, аксель – по естественному направлению;
  • Отталкивающая нога: лутц – правая нога зубцом, аксель – левая нога ребром;
  • Психологическая сложность: лутц – противовращение, аксель – движение вперед лицом.

Как отличить визуально:

Лутц легко узнать по длинному прямолинейному разбегу назад и характерному "втыканию" зубца правой ноги в лед. Разбег в лутце самый длинный среди всех прыжков.

Покажу наглядно:

Тройной аксель / тройной лутц Камилы Валиевой
Тройной аксель / тройной лутц Камилы Валиевой

Ситуация с акселем та же, что и описывала выше (кадр слева). А на кадре справа Камила отталкивается зубцом правой ноги.

Заход на аксель / заход на лутц
Заход на аксель / заход на лутц

Аксель - лицом вперед, лутц - спиной назад.

Отличие акселя от риттбергера

Риттбергер – единственный прыжок, который выполняется с той же ноги, на которую происходит приземление, что делает его уникальным.

Техника риттбергера

Риттбергер выполняется с движения назад на внешнем ребре правой ноги. Особенность - отталкивание происходит с той же ноги, на которую фигурист приземляется. Это создает характерную "петлю" в траектории движения, откуда и происходит альтернативное название прыжка.

Тройной риттбергер Аделии Петросян
Тройной риттбергер Аделии Петросян
Риттбергер - реберный прыжок, но его характерным отличием являются скрещенные ноги.

Ключевые отличия:

  • Опорная нога: риттбергер – правая нога для отталкивания и приземления, аксель – левая для отталкивания, правая для приземления;
  • Направление входа: риттбергер – назад, аксель – вперед;
  • Траектория: риттбергер создает характерную петлю, аксель – дугу;
  • Техническая особенность: риттбергер – единственный прыжок "с ноги на ту же ногу".

Как отличить визуально:

Риттбергер легко узнать по характерной S-образной траектории входа, когда фигурист словно "заворачивается" перед прыжком. Также заметна смена ребра с внутреннего на внешнее непосредственно перед отталкиванием.

Покажу наглядно:

Тройной аксель Камилы Валиевой / тройной риттбергер Аделии Петросян
Тройной аксель Камилы Валиевой / тройной риттбергер Аделии Петросян

Риттбергер выполняется спиной назад в позиции ног крест на крест.

Заход на аксель / заход на риттбергер
Заход на аксель / заход на риттбергер

Отличие акселя от флипа

Флип часто путают с лутцем, но его отличия от акселя очень заметны. Подробнее писала в своей статье - "Как отличить лутц от флипа".

Техника флипа

Флип выполняется с движения назад на внутреннем ребре левой ноги. Отталкивание происходит с помощью зубца правой ноги, но, в отличие от лутца, здесь нет противовращения - фигурист движется и вращается в одном направлении.

Четверной флип Александры Трусовой
Четверной флип Александры Трусовой
Флип - зубцовый прыжок. Фигурист отталкивается зубцом правой ноги - то же самое, что и в лутце. Только в флипе левая нога выворачивается внутрь - внутреннее ребро.

Ключевые отличия:

  • Тип отталкивания: флип – зубцовый, аксель – реберный;
  • Ребро входа: флип – внутреннее ребро левой ноги, аксель – внешнее ребро левой ноги;
  • Направление движения: флип – назад, аксель – вперед;
  • Характер разбега: флип – короткий разбег с четким заходом, аксель – длинный разбег по дуге.

Как отличить визуально:

Флип отличается коротким разбегом и резким заходом с использованием зубца. В отличие от лутца, разбег во флипе происходит по дуге, а не по прямой.

Тройной аксель Камилы Валиевой / четверной флип Александры Трусовой
Тройной аксель Камилы Валиевой / четверной флип Александры Трусовой

Флип выполняется спиной назад и отталкивание идет с зубца правой ноги.

Заход на аксель / заход на флип
Заход на аксель / заход на флип

Отличие акселя от сальхова

Сальхов наиболее похож на аксель по типу отталкивания, но имеет принципиальные отличия.

Техника сальхова

Сальхов выполняется с движения назад на внутреннем ребре левой ноги. Отталкивание происходит ребром без использования зубца, как и в акселе. Характерная особенность - мощный мах свободной (правой) ноги, который создает вращательный момент.

Тройной сальхов Анны Щербаковой
Тройной сальхов Анны Щербаковой
Сальхов - реберный прыжок. Отличить его можно по широкой постановке ног и резкому маху правой ногой.

Ключевые отличия:

  • Направление входа: сальхов – назад, аксель – вперед;
  • Ребро отталкивания: сальхов – внутреннее ребро, аксель – внешнее ребро;
  • Характер маха: сальхов – широкий круговой мах правой ногой, аксель – мах вперед-вверх;
  • Подготовка: сальхов часто выполняется из тройки или моухока, аксель – с прямого разбега.

Как отличить визуально:

Сальхов легко узнать по характерному широкому маху свободной ноги, который делает полукруг вокруг тела. Этот мах гораздо более выражен, чем в других прыжках.

Тройной аксель Камилы Валиевой / тройной сальхов Анны Щербаковой
Тройной аксель Камилы Валиевой / тройной сальхов Анны Щербаковой

Сальхов выполняется спиной назад, ноги при этом расставлены широко, а правая нога делает характерный мах.

Заход на аксель / заход на сальхов
Заход на аксель / заход на сальхов

Практический гид для зрителя: как безошибочно определить аксель

Для обычного зрителя важно знать основные визуальные признаки, которые помогут безошибочно определить аксель среди других прыжков.

Безошибочные признаки акселя:

1. Длинный разбег вперед - фигурист движется лицом по направлению движения.

2. Отсутствие зубца - никаких "ковыряющих" движений перед отталкиванием.

3. Подшагивание - характерное движение правой ногой перед отталкиванием.

4. Видимость лица - в момент отталкивания зритель видит лицо фигуриста.

5. Дополнительный полуоборот - аксель всегда имеет на пол оборота больше других прыжков.

Отличительные признаки других прыжков:

  • Тулуп: зубец левой ноги отталкивается ото льда, короткий разбег назад.
  • Лутц: длинный заход, зубец правой ноги отталкивается ото льда.
  • Флип: короткий заход, зубец правой ноги отталкивается ото льда.
  • Риттбергер: положение ног крест на крест.
  • Сальхов: широкий круговой мах правой ногой.

Сложность и стоимость акселя в современном фигурном катании

В системе оценивания ISU аксель имеет более высокую базовую стоимость по сравнению с другими прыжками той же кратности:

- Двойной аксель: 3.30 балла (против 1.80 у двойного тулупа или 2.10 у двойного лутца);

- Тройной аксель: 8.00 баллов (против 4.30 у тройного тулупа или 5.90 у тройного лутца);

- Четверной аксель: 12.50 баллов (самый дорогой четверной прыжок в фигурном катании).

Эта разница в стоимости отражает техническую сложность прыжка и риск его выполнения.

Психологические аспекты акселя

Аксель требует особой психологической подготовки. Движение вперед лицом создает естественный страх – мозг сопротивляется прыжку в направлении, которое он видит. Это делает аксель не только технически, но и ментально самым сложным прыжком.

Многие фигуристы тратят годы на освоение тройного акселя. Среди женщин этот прыжок удается единицам – настолько высоки требования к технике и психологической устойчивости. В этой статье писала о самых лучших исполнениях тройного акселя среди российских женщин.

Заключение

Аксель остается самым узнаваемым и зрелищным прыжком в фигурном катании. Его уникальность в движении вперед делает каждое исполнение особенным событием. Понимание технических особенностей акселя и его отличий от других прыжков поможет зрителям глубже оценить мастерство фигуристов и получить больше удовольствия от просмотра соревнований.

Когда вы в следующий раз будете смотреть фигурное катание, обратите внимание на моменты, когда фигурист движется вперед перед прыжком – скорее всего, вы станете свидетелем исполнения короля прыжков, акселя.

Делитесь в комментариях, нравится ли Вам прыжок аксель?