В мае этого года нейросеть GigaChat сдала вступительные экзамены в РАМ им. Гнесиных! Что же это значит для обычных музыкантов, которые работают в филармониях и образовательных учреждениях? По моему мнению, только то, что теперь и у музыкантов есть помощник, способный дать совет во многих областях музыкального искусства. Предлагаю рассмотреть плюсы и минусы применения искусственного интеллекта в нашей сфере:
Применение ИИ в образовании
Плюсы. Индивидуальные учебные планы и как следствие - повышение общего уровня техники. Студенты смогут получать персонализированные рекомендации по репертуару, количеству часов самостоятельных занятий и развитию техники исполнения, основываясь на анализе индивидуальных особенностей каждого ученика. На первый взгляд кажется, что это как-то умоляет роль педагога, но давайте порассуждаем. Если каждый педагог настроит под себя нейросеть, описывая, под какие задачи подходит та или иная пьеса, то в результате он получит список композиций с точными педагогическими задачами. На основе этого нейросеть подберёт и другие произведения. То есть педагог не будет тратить время на поиски репертуара для студента. Этим будет заниматься нейросеть, выдавая примерные списки для каждого студента. Также можно подбирать и этюды и упражнения. Возможно, нейросети даже научатся сочинять этюды специально под ваши потребности! Мы сможем повысить общий уровень техники не нескольких, а вообще всех музыкантов!
Также можно применять ИИ для генерации учебных заданий по сольфеджио, гармонии, полифонии и композиции. Так, можно на их основе сделать упражнения для совершенствования слуха (хотя уже сейчас есть тренажёры, где можно писать диктанты и слушать интервалы). Нейросети могут генерировать диктанты и аккордовые цепочки, сочинять начальные построения для написания фуг или сочинения по модели.
На основе нейросетей возможно разработать алгоритмы оценки технику игры, точность взятия нот (актуально для вокалистов, струнников и духовиков), ритм и динамику исполнения независимо от субъективных предпочтений конкретного преподавателя.
Минусы. Неизвестно, как изменится роль учителя-музыканта в условиях развития цифровых инструментов. Роль педагога не ограничивается работой над программой. Общение с преподавателем остаётся важным элементом учебного процесса. Ученики получают на занятиях не только знания, но и эмоциональную поддержку, мотивацию и понимание своего места в музыке. К сожалению, в нашем извращённом мире есть вероятность того, что кто-то захочет очень сильно сэкономить, и преподаватели станут менее востребованы.
Что касается системы оценивания, то здесь пока что невозможно оценить, насколько этично использование технологий для оценки творческих способностей студентов? Не приведёт ли это к стандартизации критериев успеха и ограничению индивидуального подхода? Здесь нужно быть очень аккуратными и оценивать не только технические аспекты, но и глубину работы студента над произведением.
Получается, что сервисы с ИИ позволят экономить время педагогов, давая возможность студентам самостоятельно совершенствовать отдельные элементы произведений своей программы, сокращать время экзаменов (особенно, в больших группах). Они могут помочь с борьбой в предвзятости на экзаменах и конкурсах. Но, при этом есть риск потери важности профессии педагога-музыканта. Именно поэтому так важно, чтобы учитель был профессионалом, высококультурным человеком, способным работать над образом, отслеживать правильность выполнения упражнений, чтобы студент не нанёс себе вред, чтобы педагог побуждал студента развиваться. Ведь нейросеть не человек, она не сможет научить выражать в музыке переживания человека, создать образ из осколков личных переживаний и впечатлений.
Применение ИИ в композиции
Плюсы. Начнём с насущных. ИИ может автоматизировать рутинные задачи, такие как создание аккомпанемента, аранжировка и оркестровка. Это позволит композиторам сосредоточиться на более творческих аспектах работы. Также, с помощью нейросетей люди с ограниченными возможностями (например, с нарушениями моторики), создавать музыку, предоставляя им доступ к новым способам взаимодействия с технологиями. Искусственный интеллект может предложить неожиданные решения и варианты развития музыкальной идеи, о которых композитор мог не подумать, находясь в рамках привычного стиля или подхода. Это помогает выйти за рамки и найти новые, интересные направления для творчества.
Минусы. Здесь их оказалось очень много.
Использование нейросетей в этой сфере может привести к ряду проблем, среди которых можно перечислить следующие:
Отсутствие эмоциональной глубины и личного опыта: ИИ не имеет чувств, переживаний и личного опыта, которые являются важными источниками вдохновения для композиторов. Музыка, созданная ИИ, может быть технически совершенной, но лишенной эмоциональной глубины.
Проблема авторства и оригинальности: Сложно определить, кто является автором музыкального произведения, созданного с помощью ИИ: композитор, программист или сама нейросеть. Кроме того, существует риск создания музыки, которая является плагиатом или просто копией существующих произведений. Немаловажно и то, что если все композиторы будут использовать одни и те же инструменты ИИ, это может привести к стандартизации музыки и потере индивидуальных стилей. А самое страшное - композиторы могут стать зависимыми от ИИ и перестать развивать свои собственные навыки и способности.
Непредсказуемость результатов: ИИ может генерировать непредсказуемые результаты, которые не всегда соответствуют ожиданиям композитора. Это может быть как плюсом, так и минусом, в зависимости от целей и задач.
Как видим, применение ИИ в композиции имеет больше минусов, чем плюсов. Применяя его, важно помнить, что нейросеть - инструмент в руках композитора, а не наоборот.
Применение ИИ в концертной практике
Плюсы. Первое, что приходит на ум - совершенствование исполнения в реальном времени. То есть нейросеть, подключённая к микрофону или устройство с ней, встроенное в инструмент улучшить звучание и исправлять ошибки, делая даже менее опытных музыкантов более "профессиональными" в глазах слушателей. Но, есть и более полезный способ применения ИИ: анализ игры музыканта и предложение конкретных способов исправления ошибок для будущего улучшения звучания.
Минусы. Размытие границ между талантом и технологиями. В ближайшем будущем станет сложнее отличить действительно талантливого музыканта от того, кто хорошо использует нейросети. Из-за этого произойдёт утрата "живого" исполнения, слушателям будет сложно найти и оценить подлинное исполнение без помощи технологий. Из за этого выходит так, что музыка станет ещё более элитарным искусством из за того, что мастерство, неподкрепленное технологиями, будет цениться выше и станет менее доступным.
Вывод
Внедрение искусственного интеллекта в музыкальное образование и научную деятельность открывает перспективы для более персонализированного обучения (индивидуальный подход в обучении можно будет воплотить гораздо легче), повышения технического уровня студентов и автоматизации трудоемких процессов для музыковедов. Однако, важно учитывать потенциальные риски, связанные с изменением роли преподавателя, этическими аспектами оценки творчества и возможной стандартизацией критериев успеха. Чтобы искусственный интеллект стал благом для музыкального мира, необходимо найти баланс между использованием технологий и сохранением традиционного образования, эмоциональной связи между учителем и учеником.
Использование ИИ в композиции и концертной практике – это палка о двух концах. С одной стороны, ИИ открывает новые возможности для творчества, автоматизации рутинных задач и помощи людям с ограниченными возможностями. Он может предложить неожиданные решения и улучшить звучание, создавая иллюзию профессионализма. С другой стороны, существует риск утраты эмоциональной глубины, оригинальности и индивидуальности в музыке. В конечном счете, важно, чтобы ИИ оставался инструментом в руках человека, а не наоборот. Необходимо сохранять баланс между использованием возможностей ИИ и развитием собственных навыков, чтобы не потерять ценность "живого" исполнения и подлинного творчества. Иначе, музыка, созданная с помощью ИИ, может стать технически совершенной, но лишенной души. Необходимо помнить, что основная цель искусства – это создание произведения, которому откликается душа человека, которое вдохновляет и побуждает к размышлениям и действиям.