"В барском доме не всё чисто: по ночам со второго этажа доносятся стоны, плач и странные звуки, похожие на топот тяжёлого деревянного протеза ноги. Ни один крестьянин лишний раз в этот дом не пойдёт - "мёртвую ногу" боятся все.
И хотели как-то похоронить этот протез, но не получилось. А потом этот протез непонятным образом куда-то и вовсе исчез. Больше его никто не видел".
В этой усадьбе, затерявшейся среди глухих вологодских лесов и таинственных топких болот в 15 км от города Устюжна Вологодской области, есть всё то, что так любят колесящие по просторам нашей Родины путешественники, ценители истории, романтики и мистики.
Здесь и следы великих личностей прошлого, и скромный деревянный, совершенно не пафосный, а от этого ещё более манящий, барский дом, и конечно же мистическая легенда, отрывок из которой я привёл выше.
Итак, сегодня мы с вами побываем в усадьбе Даниловское, принадлежавшей до революции нескольким поколениям семьи Батюшковых, самым известным представителем которых был конечно же поэт Константин Николаевич Батюшков (1787-1855).
Это единственное сохранившееся на территории России родовое поместье данного древнего дворянского рода.
Последний хозяин имения, филолог и педагог, Фёдор Дмитриевич Батюшков (1857-1920), внучатый племянник поэта, дружил с писателем Александром Ивановичем Куприным (1870-1938). По его приглашениям Куприн неоднократно бывал в Даниловском, жил в этой усадьбе и писал здесь рассказы.
Поэтому сегодня в музее, который открыт в бывшем барском доме, рассказывает не только о Батюшковых, но и о Куприне, а сам музей называется Батюшковых и Куприна.
Давайте же обо всём по порядку.
По преданию родоначальником рода Батюшковых является татарский хан Батыш. Он влюбился в русскую княжну и женился на ней. Чтобы свадьба могла состояться, хан принял православие и перешел на службу к московским князьям.
Звучит красиво, однако документально эта история подтверждений не нашла. Что точно - род древний: Батюшковы как дворяне уже были известны "прежде 1600 года".
Даниловское пожаловано Батюшковым за добросовестную службу в 17 веке. В конце следующего, 18-го, столетия, здесь появился усадебный дом с мезонином, шестиколонным портиком и открытой галереей. В 1813 году возле дома разбили парк, а по дороге к усадьбе от Устюжны обустроили сосновую аллею, частично сохранившуюся до наших дней. Над созданием парка и аллеи трудились среди прочих и пленные французы.
Детские годы поэта Константина Батюшкова проходили в Даниловском, когда усадьбой владел его дед. Сюда же он приезжал к отцу в молодости, с 1807 по 1817 года. Для поэта Даниловское было особенным имением, он очень любил это место и называл его "дедовский кров".
Сегодня одна из комнат музея-усадьбы посвящена Константину Батюшкову.
Здесь можно узнать много интересного из биографии поэта, увидеть его изображения, выполненные в разные годы известными людьми, и прикоснуться к атмосфере, что была в Даниловском во времена Батюшкова, в первой половине 19 столетия.
Батюшков и его несчастная любовь, несостоявшаяся супруга Анна Фурман. Он влюбился, она согласилась на свадьбу, но не по любви - Батюшков считался выгодным женихом. Посчитав, что брак по расчёту - понятие безнравственное, Константин Николаевич расторг помолвку и уехал на военную службу. Пути Батюшкова и Фурман разошлись, но именно этой девушке поэт посвятил свои самые красивые стихи о любви.
К сожалению, подлинных вещей Константина Николаевича тут нет, но и без этого почувствовать то время у гостей музея-усадьбы здесь получится без каких-либо сложностей.
Да и многие вещи рассматривать очень интересно.
Константин был четвёртым из пяти детей своих родителей и единственным сыном. Остальными детьми в семье были девочки, его сёстры - Анна, Елизавета, Александра и Варвара. Про семью Батюшковых рассказывается в следующей комнате музея-усадьбы, которая называется "Комната сестёр".
Дальше экскурсанты оказываются в Большой гостиной. Название говорит само за себя - это и правда одна из самых просторных комнат усадебного дома. Куприн, регулярно гостивший в Даниловском в начале 20 века, устраивал здесь рождественские ёлки и прочие праздники для местных крестьянских детей. Традиция ставить ёлку здесь, в гостиной, на Новый год сохраняется и поныне. В такие дни вся она наполняется ароматом хвои.
Слева на портрете изображён дед поэта, военный деятель и воевода Лев Андреевич Батюшков (1720-1799), а справа - его отец, военный и гражданский служащий Николай Львович (1753-1817).
Лев Андреевич Батюшков построил этот усадебный дом, сохранившийся до нас в первозданном виде. Он был очень рачительным хозяином, чего нельзя сказать про его сына Николая Львовича (отца поэта). При Льве Андреевиче в Даниловском был парк с 14 аллеями (сейчас их 6), фруктовый сад, бани, конюшни, коровник, псарня, каретник, кузница, амбар, а также церковь, при которой находилось родовое кладбище. Ничего из этого не сохранилось.
Николай Львович увлекался азартным играми, погряз в долгах и получив в наследство Даниловское, разорил имение. Усадьба пошла с молотка, но перед смертью отца в 1817 году Константин Батюшков сумел предотвратить продажу дома, заложив несколько деревень.
Да, поэт спас имение, но управлять им ему пришлось недолго: он уехал на дипломатическую службу в Италию, а вернулся в Россию уже тяжело больным человеком. Поэтому в Даниловское больше не приезжал. Имение перешло к его единокровному брату Помпею.
Из Большой гостиной мы с вами проходим в Малую гостиную, где повествуется о единокровных братьях и сёстрах поэта Константина Батюшкова.
Дело в том, что его родная мать, первая супруга Николая Львовича Александра Григорьевна (из старинного дворянского рода Бердяевых, 1750-1795) довольно рано умерла от душевной болезни.
Эта болезнь впоследствии передалась и самому Константину Батюшкову, и его старшей сестре Александре.
Овдовев, Николай Львович Батюшков женился второй раз на Авдотье Никитичне (из дворянского рода Теглевых, ?-1814). От этого брака родилось трое детей: Елена, Юлия и Помпей.
Портреты единокровного брата поэта, Помпея Николаевича Батюшкова (фото 1, 1811-1892), его супруги Софьи Николаевны (фото 2, урожд. Кривцовой, 1821-1902), а также их родственников (собственных детей у пары не было) украшают стены Малой гостиной.
Платон Николаевич Батюшков был вице-президентом Комиссии по строительству Храма Христа Спасителя в Москве. Его супруга Софья - дочерью генерала Николая Кривцова, хорошего знакомого Пушкина и участника войны с Наполеоном. В 1813 году в битве при Кульме он потерял ногу.
Для генерала изготовили два протеза. Один он носил, а второй привезла в Даниловское его дочь Софья. Вот так "мёртвая нога" и оказалась на чердаке этой усадьбы.
Здесь же, в Малой гостиной, хранится этажерка, привезённая в Даниловское из одной из усадеб, принадлежавших родственникам Батюшковых.
Я понимаю, дорогие читатели, что вы очень хотите услышать всю легенду о генеральском протезе целиком, но пожалуйста потерпите ещё капельку. Чтобы плавно перейти к ней, нам нужно познакомиться с последним дореволюционным владельцем Даниловского - Фёдором Дмитриевичем Батюшковым (1857-1920), внуком троюродного брата поэта, филологом, историком литературы, критиком и педагогом, а также другом писателя А.И. Куприна.
В кабинете Фёдора Дмитриевича Батюшкова мы с вами и находимся.
Глядя на картину кисти Фёдора Дмитриевича, отмечаю, что помимо всего прочего он также очень неплохо и рисовал.
По приглашению Фёдора Дмитриевича Куприн неоднократно приезжал и подолгу гостил в Даниловском с 1906 по 1911 года. Сам писатель называл этот период "писучим".
Здесь Куприн написал многие свои известные литературные произведения, среди которых "Обида", "Изумруд", "Река жизни", "Суламифь", "Как я был актером", "Река жизни", "Слон" и другие.
В этих краях Куприн запомнился щедростью и любовью к охоте. Как я уже сказал выше, он устраивал детские праздники, а помимо этого ездил в гости к соседям-помещикам, помогал местным крестьянам и играл в народном театре.
Однако несмотря на хорошее мнение о самом Куприне, никто из окрестных крестьян не соглашался, как писал он сам "идти ко мне для услуг или на кухню".
Жители Даниловского и всей округи твёрдо верили, что на чердаке барского дома в чёрном гробу лежала "огромная, страшная мёртвая нога". Ночами она якобы ходила по комнатам, громко стучала по полу, выла и плакала, ожидая и надеясь, что её, уж наконец, похоронят.
Как выяснилось, страхи возникли не на пустом месте.
Позже, в рассказе "Завирайка", Куприн напишет, что местные избегали старинного деревянного дома в два этажа и в четырнадцать больших комнат, где он жил. Как раз из-за якобы той самой "мёртвой ноги".
В итоге Куприн решил найти этот пресловутый протез. И эта попытка увенчалась успехом.
Опять же читаем в "Завирайке":
"...роясь на чердаке, среди пыльного векового мусора, я наткнулся на солидный черный ящик с застежками, формою похожий не то на футляр для какого-то музыкального инструмента, а то, пожалуй, и на гроб.
Я открыл его. В нем, действительно, лежала нога, но вовсе не мертвая, а искусственная, прекрасно сработанная, со ступней, все как следует, и обтянутая превосходной толстой голландской замшей. Тут же я нашел и костыль к ней.
Судя по размерам этих вещей, я убедился, что ими пользовался когда-то человек большого на редкость роста. Позднее я даже узнал, кому из героев войны 1812 года она служила при жизни".
Что же делать с ногой, чтобы она уже наконец обрела покой и перестала пугать местных жителей? Куприн решил её похоронить и даже пригласил для такого необычного дела в усадьбу местного священника. Однако не заладилось: батюшку внезапно позвали на крестины и он уехал. Потом же он якобы опомнился, от того, на что согласился, пришёл в ужас и больше в усадьбе не появлялся.
Нога же куда-то подевалась. Говорят, её забрал кто-то из местных и использовал по назначению: инвалидов всяческих войн в те неспокойные годы было много. Якобы же нового хозяина протеза с ним и похоронили.
Казалось бы, на этом история с "мёртвой ногой" должна бы уже закончиться. Однако же на мой вопрос, не беспокоит ли стук на втором этаже в вечерние и ночные часы в наши дни, смотрительницы музея лишь улыбнулись и быстро перевели тему.
Как бы то ни было, сегодня на втором этаже барского дома, где якобы гулял протез, располагается экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Куприна.
Кстати, Куприн запомнился в Даниловском и причудами:
Как писал Фёдор Батюшков, как-то возвращался он с Куприным из какой-то поездки. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Батюшков хотел её прогнать, но Куприн взял и привёл в дом, настояв, чтобы лошадь оставили ночевать в доме. И даже привязал около своей кровати. "Я хочу знать, когда и как лошадь спит, - сказал Куприн, - хочу с ней побыть".
Может быть лошадь ночевала у Куприна именно в этой комнате.
После революции 1917 года усадьба Батюшковых в Даниловском была национализирована. Здесь размещались коммуна, машинотракторная станция (МТС), конторы различных организаций и учреждений, жилые квартиры, детский сад.
Лишь в 1960 году по инициативе краеведов и потомков Батюшковых в связи с празднованием 90-летия со дня рождения А. И. Куприна, в усадебном доме открыли Народный музей на общественных началах. В 1987 году, к 200-летию со дня рождения К. Н. Батюшкова, была обустроена экспозиция, посвящённая истории рода Батюшковых, воссозданы усадебные интерьеры 19 века.
Также в 1987 году, к 200-летию Константина Батюшкова, в парке открыли бюст поэта работы московского скульптора В. И. Юдина.
Несмотря на мрачную легенду о протезе, усадьба очень душевна. Будете в этих местах - рекомендую побывать.
За возможность посетить Даниловское я тепло благодарю "Русского путешественника". В составе организованного тура этого туроператора я здесь и оказался.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. При желании автора всегда можно поддержать донатом - кнопка на главной странице канала.
Надеюсь, дальше будет только интереснее! Отдельное спасибо, что дочитали до конца!