Найти в Дзене

Архетипы, символы, амплификация: Махатма Ганди (18 - взаимодействие Эго и Персоны)

Уважаемый читатель, мы подошли к рассмотрению амплификационного материала из главы 18 «Образование» книги Ганди "Hind Swaraj". Для меня эта глава ассоциируется с Персоной. Ганди пишет о засилии идеи английского образования и английского же языка на просторах своей страны. Он пишет о том, что, превращая английскую систему образования в «священную корову», индийцы сами делают себя рабами западной цивилизации. Он ратует за изучение национальных языков и духовное образование во имя освобождения и индивидуального развития нации. Если мы взглянем на ситуацию Индии столетней давности, как на психическую реальность одного человека, то увидим экстравертированность Эго и всевластие Персоны. Про архетип Персоны и его определение я писала в предыдущей статье, поэтому не буду здесь на этом останавливаться. Давайте обратимся к положительным и отрицательным влияниям Персоны на нашу жизнь. С одной стороны, она, стремясь отражать ценности общества, помогает нам успешно социализироваться. С другой сторо

Уважаемый читатель, мы подошли к рассмотрению амплификационного материала из главы 18 «Образование» книги Ганди "Hind Swaraj".

Для меня эта глава ассоциируется с Персоной. Ганди пишет о засилии идеи английского образования и английского же языка на просторах своей страны. Он пишет о том, что, превращая английскую систему образования в «священную корову», индийцы сами делают себя рабами западной цивилизации. Он ратует за изучение национальных языков и духовное образование во имя освобождения и индивидуального развития нации.

Если мы взглянем на ситуацию Индии столетней давности, как на психическую реальность одного человека, то увидим экстравертированность Эго и всевластие Персоны. Про архетип Персоны и его определение я писала в предыдущей статье, поэтому не буду здесь на этом останавливаться.

Давайте обратимся к положительным и отрицательным влияниям Персоны на нашу жизнь. С одной стороны, она, стремясь отражать ценности общества, помогает нам успешно социализироваться. С другой стороны, если наши душевные потребности не совпадают с трендовыми интересами общества, она может загнать нас в депрессивную безысходность. Я считаю, что выход во взаимодействии с этой маской один – осознанный контроль её свойств и проявлений в соответствии со своей совестью и душевными стремлениями.

Надо сказать, что Персона вбирает в себя огромное количество интроектов. Мы помним, что интроект, простыми словами, – это суждение или образ действий, принятый сознанием за истину или правило без критической оценки, то есть аксиоматично. Среди интроектов много полезных вещей типа привычки мыть руки, снимать обувь в доме, здороваться, уважать родителей, исполнять свой долг перед страной и так далее. Однако, они наполняют нас и ложными истинами типа того, что счастлив только тот, у кого большой счёт в банке, красива только та женщина, у которой губы выступают на 5 сантиметров впереди лица, успешен тот мужчина, который меняет любовниц 2 раза в день и так далее. Я утрирую, но подобных сказок преизрядное количество. На поверку, они доказывают свою несостоятельность. Но в том то и опасность интроекта, что он впитывается Персоной и всовывается Эго за пазуху. Действительно, большое количество подобного рода интроектов, зачастую, может свидетельствовать о недостаточной силе самого Эго.

Именно о превалировании экстравертной Персоны и слабости самосознания Эго говорил Ганди, обсуждая ориентацию на английские ценности. Именно это мы встречаем сегодня в клиентах, не находящих счастья в своих вполне достойных достижениях. Лексус в гараже, платина в кошельке, а счастья нет. Странно, да? Иногда такое положение дел приводит к зависимостям. Кстати, проблема наркотизации золотой молодёжи имеет под собой, в том числе, такую же основу. Бессмысленность существования, внутренняя пустота. Потому что плоские внешние ориентиры не приносят глубокого удовлетворения.

Со мной может поспорить юный читатель. И я с ним соглашусь. Для юности, которой Юнг отводил время до 35 лет, в процессе движение по духовной параболе счастье находится и в общественно признаваемых достижениях. Посмотрите на эту схему:

На рисунке не совсем алгебраическая парабола, но такой вариант лучше отражает динамику. Конечно, это лишь некая схема и не у всех она точно повторяется. Но смысл примерно сохраняется, если человек вообще решает заняться своим личностным развитием. Здесь мне хочется вспомнить книгу Клизовского «Основы миропонимания». В ней автор писал о том, что существует обоснование, почему Иисус начал проповедовать только в 30 лет. Это обоснование автор берёт из восточной духовной традиции, согласно которой к 30 годам у человека активируются все его чакры. Таким образом человек становится готовым к духовной жизни.

Итак, Персона всегда присутствует в нашей жизни, это неизбежный факт. В своём движении от одного превалирующего архетипа к другому человек проходит разные этапы силы своей Персоны. Задача, которую выполняют процессы развития осознанности и укрепления Эго, – это ограничение власти Персоны над Эго и контроль экстравертной функции Персоны.

К этому и подталкивал Ганди сознание нации, своим посланием перефокусируя внимание с внешних ориентиров на внутренние.

Успешной Вам индивидуации!

Искренне ваша,

Анастасия Малышева

Глубинный психолог

Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/