Уважаемый читатель, я продолжаю свою серию статей, исследующих амплификационный материал в книге Ганди "Hind Swaraj". Сегодня речь пойдёт о главе 16 «Грубая сила».
Глава начинается с того, что виртуальный оппонент Ганди ратует за использование силы, как это делали англичане. Свою точку зрения он аргументирует тем, что методы применения силы позволили англичанам достичь желаемого, и несмотря на то, что желания у англичан и индийцев разные, методы могут быть применимы, так как они доказали свою эффективность. Ганди парирует связью результатов и методов: «Ваши рассуждения сравнимы с тем, что можно вырастить розу, посадив ядовитый сорняк. «Каков Бог, таков и служитель» – это изречение заслуживает внимания. Его значение было искажено, и люди сбились с пути. Средства можно сравнить с семенем, цель – с деревом; и между средствами и целью существует такая же нерушимая связь, как между семенем и древом. Я вряд ли добьюсь цели, идущей от Бога, пав ниц перед Сатаной. Поэтому, если бы кто-то сказал: «Я хочу служить Богу; не важно, что я делаю это способами Сатаны», такое высказывание было бы расценено как невежественная глупость. Мы пожинаем именно то, что сеем».
Далее идёт интереснейшая игра ума относительно поведение с вором, залезшим в дом. Я не буду на ней останавливаться, но, если Вам любопытно, найдите мою аудиокнигу в интернете и включите 16 главу.
С психологической точки зрения вся эта глава про взаимодействие родителя и ребёнка. Ганди возбуждает в душах своих сограждан архетип Великой Матери, милосердной, справедливой и жестокой одновременно. Той, кто открывает душе её силу, любовь, права и обязанности. Причём текст Ганди напоминает регрессивный гипноз.
Мы начинаем с созерцания себя как древа, выросшего из семени. Смотрим на то, что было заложено в нас нашими предками. Обратите внимание, что дерево – один из символов Великой Матери. Поэтому здесь мы говорим именно о материнском учении ребёнка, а не об отцовском.
Далее мы спускаемся в подростковый возраст. Именно там мы учим детей, что права приходят вместе с обязанностями. Конечно, начинается это раньше, но фиксируется там. И здесь Ганди отстраивает индийцев от англичан, описывая их как плохой пример: «Но реальные права – это результат труда; этих прав они не получили. Таким образом, мы видим в Англии силу, когда каждый хочет получить и настаивает на своих правах, и никто не думает о своей лепте».
И ближе к концу мы приходим к самому страшному материнскому оружию – отвержению. Здесь перед нами является отсутствующая, отвергающая, холодная мать. Это не Кали, ведущая к преображению через смерть, это жестокая холодная и расчётливая Афина. Та «достигательница», которая растит нарцисса с пограничной структурой личности, та, которая на бессознательном уровне говорит своему маленькому ребёнку: «Я вижу тебя только когда ты делаешь всё, что я говорю, и так, как я сказала». Вспоминается сцена из «Теории большого взрыва», в которой Леонард разговаривает по скайпу со своей мамой психоаналитиком Беверли. Беверли: «Леонард, тебе было бы легче, если бы твоя мать одобряла твои жизненные выборы? Леонард: да, было бы. Беверли: ну что же, тогда старайся лучше». (англ. Beverly Hofstadter: Leonard, would it make you feel better to hear that your mother approved of your life choices? Leonard: Yes, it would. Beverly Hofstadter: Yeah. Well, you should work on that.). Использование этого страшного оружия с англичанами (итак, выращенных зачастую холодными матерями) может объяснить его успешность. Как сам Ганди описывает это оружие отвержения: «Таким образом, можно сформулировать второй вид силы: «Если Вы не согласитесь с нашим требованием, мы больше не будем ходатайствовать. Вы можете управлять нами только до тех пор, пока мы остаемся управляемыми; мы больше не будем иметь с вами никаких дел»». Это овладение силой Великой Матери.
Далее Ганди приводит интересную пословицу: «У нас есть древняя пословица, которая буквально означает: «Одно нет исцеляет тридцать шесть болезней». Сила оружия бессильна, когда противостоит силе любви или души». Я, конечно, не отнесу умение пользоваться словом «нет» к силе любви. Скорее это тоже про умение быть отвергающим в определённых обстоятельствах. Сегодня, в век «улыбки по Карнеги», многие люди страдают от неумения сказать «нет». Эта проблема возникает как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Однако, уметь осознанно отвергать может быть полезным не только на уровне Индии столетней давности, но и сегодня. А потому, предлагаю запомнить приведённую автором пословицу. Она может служить хорошим амплификационным материалом в психологической работе. Единственное, где не стоит этим пользоваться это та область, где чаще всего это оружие и применяется, – во взаимодействии со своими детьми. Лучше научиться отвергать посягательства работодателя, своих подруг на свою зону комфорта и использовать свой потенциал в этих отношениях, оставляя для своего золотого ребёнка любовь, поддержку и принятие.
Успешного Вам познания силы Великой Матери в самой (ом) себе!
Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/