Найти в Дзене

Архетипы, символы, амплификация: Махатма Ганди (15 - семейные треугольники и эмоциональный шантаж)

Уважаемый читатель, продолжается моя серия статей по книге «Hind Swaraj или Индийское самоуправление» Махатмы Ганди. Для желающих прослушать переведённую мной и озвученную книгу дублирую ссылку: ссылка на аудиокнигу А в сегодняшней статье речь пойдёт об амплификационном материале из главы 15 «Италия и Индия». Здесь Ганди сравнивает Италию в период австрийского правления с положением Индии. Кратко опишу суть сравнения. Италия и Австрия имели один менталитет, одну цивилизационную парадигму. Их конфликт свёлся к смене имени правителя. Ни в чём ином ситуация для простых жителей не поменялась. В нашей жизни банальный пример – это неизменность состояния удовлетворения мужчины при смене жён без изменения внутренней позиции. Имя на странице в паспорте сменилось, а борщ остался прежним. И, как мы понимаем, ситуация останется такой же, пока не произойдут именно внутренние изменения в самом мужчине. Поэтому, когда приходит клиент с запросом понять, разводиться или нет, то часто имеет смысл не то

Уважаемый читатель, продолжается моя серия статей по книге «Hind Swaraj или Индийское самоуправление» Махатмы Ганди. Для желающих прослушать переведённую мной и озвученную книгу дублирую ссылку: ссылка на аудиокнигу А в сегодняшней статье речь пойдёт об амплификационном материале из главы 15 «Италия и Индия».

Здесь Ганди сравнивает Италию в период австрийского правления с положением Индии. Кратко опишу суть сравнения. Италия и Австрия имели один менталитет, одну цивилизационную парадигму. Их конфликт свёлся к смене имени правителя. Ни в чём ином ситуация для простых жителей не поменялась. В нашей жизни банальный пример – это неизменность состояния удовлетворения мужчины при смене жён без изменения внутренней позиции. Имя на странице в паспорте сменилось, а борщ остался прежним. И, как мы понимаем, ситуация останется такой же, пока не произойдут именно внутренние изменения в самом мужчине.

Поэтому, когда приходит клиент с запросом понять, разводиться или нет, то часто имеет смысл не торопиться. Клиенту имеет смысл пройти путь внутренних изменений, оставаясь в некомфортной ситуации. Я бы здесь вспомнила главу из Зоара «Погонщик ослов». Смысл главы в том, что неприятные ситуации в жизни погоняют нашего осла, а именно наше эго, на пути к духовному развитию. И в ситуации «разводиться/не разводиться» для, скажем так, более качественного личностного развития может иметь смысл оставить «погонщика осла» рядом. Когда клиент пройдёт необходимый путь, то принятие решения не составит уже никаких проблем, да и сам развод не доставит особых эмоциональных неудобств. Или откроется новая грань любви к «погонщику». Результат заранее неизвестен никому.

В этой главе Ганди упоминает одного занимательного исторического персонажа из итальянской истории – Бенсо ди Кавура. Сжатая история его участи в судьбе Италии мне напоминает треугольник муж – жена – свекровь/тёща. Причём в формате комичной фантасмагории а-ля «Здравствуйте, я ваша тётя». Итак, Кавур считал, что объединение страны – это дело отдалённого будущего. Когда Гарибальди освободил Сицилию, Кавуру пришлось признать его правоту. Однако конфликт с маршалом был столь велик, что дошло до ситуации, когда Кавур договорился с французами, которые вошли на неаполитанскую территорию и преградили путь революционеру-объединителю итальянцу Гарибальди на итальянский же Рим. Основой же конфликта между двумя деятелями служил тот факт, что именно Кавур отдал Ниццу французам. Также именно Кавур втянул Италию в Крымскую войну против России.

Вам не напоминает это ситуацию: «как ты смеешь варить заму моему Гиви, он ест только харчо!». При этом Гиви сам зовёт маму и сам же женился на молдаванке. То есть семья родителей — это как бы отдельное государство, хоть и граничащее с молодой семьёй. Однако вмешательство родителей, досаждающее в итоге, как ни странно, обоим супругам является результатом приглашающих действий одного из супругов. Часто мы получаем треугольник Карпмана, по которому «радостно» перемещаются участники, а точнее их конкретная часть – Эго-комплекс:

В этой ситуации нам всем полезно помнить, что вмешательство третьей стороны в первую очередь является свидетельством нашей собственной невзрослости и неспособности разобраться со своими отношениями. Если обратить внимание на этот факт, то становится даже меньше желание просто делиться своими проблемными ситуациями с родителями. Ведь, по сути, когда Вы делитесь с родителями, то приглашаете их помочь в разрешении собственной затруднительной ситуации. Стоит задаться вопросом, являетесь ли Вы всё ещё ребёнком или готовы действовать как взрослый, единолично принимая решения? Даже если Вы совершите ошибку, лучше пусть это будет Ваша ошибка, чем Вы всю жизнь будете пенять на дурной совет, расписываясь в собственной неспособности отличить хороший совет от плохого и действовать самостоятельно.

Ещё один важный момент, который затрагивает в этой главе Ганди – это эмоциональный шантаж. Непригодность применения этого инструмента в отношениях прекрасно иллюстрируют слова автора: «то, что даровано под страхом, сохранится только до тех пор, пока жив сам страх». Сам Ганди этим высказыванием иллюстрирует позицию, что насилие над англичанами не приведёт к долгосрочному результату. Таким образом он подкрепляет свою идею ненасилия. Исторически надо сказать, что насилие у англичан выразилось в психологической защите под названием «вытеснение». О чём идёт речь? В период английского правления сикхи (последователи одной из религий Индии) нещадно резали англичан. Их попытка стирания этого опыта, вытеснения, например, выразилась в отсутствии какого-либо упоминания храмов сикхов (хотя архитектурно и визуально они, безусловно, заслуживают внимания) в путеводителе по Индии от всемирно известной английской компании Dorling Kindersley. По всей видимости, отгоревать этот опыт им не удалось.

Дели, Храм сикхов
Дели, Храм сикхов

Как Вы понимаете, любой человек со временем привыкает к постоянно не реализующимся угрозам и перестаёт обращать на них внимание. А потому я всегда призываю своих клиентов быть крайне аккуратными в использовании разного рода ультиматумов / шантажа, а лучше избегать их вовсе. Эффект привыкания к ним достигается достаточно быстро. В результате же отношения только портятся.

Если посмотреть архетипически и в разрезе комплексов на причины использования эмоционального шантажа, то на поверхности будут лежать следующие ситуации:

  • Слабость позиции Героя, активирующая теневую часть Ребёнка – Трикстера.
  • Захваченность Материнским / Отцовским комплексом (чаще материнским, потому что это всё-таки более женское поведение), то есть транслирование модели взаимодействия из первичной семьи. Иногда это может собой представлять как раз залитость Героя мужчины теневой Анимой (когда она ещё в образе матери).

Буду рада, уважаемый читатель, если Вы предложите дополнительные схемы истоков эмоционального шантажа, с которыми Вы встречались.

Желаю Вам гармонии в отношениях с близкими!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/