Найти в Дзене

Невьянская икона — старообрядческая иконописная традиция

Невьянская икона — старообрядческая иконописная школа, сложившаяся в Невьянске (Горнозаводской Урал), существовала в XVIII—XX веках. В XVIII веке в Невьянске (Уральские горы) существовал небольшой старообрядческий центр. Там находились только несколько мастерских, опыт иконописи у которых был около 100 лет. У иконописцев была непростая жизнь: регулярные облавы, обыски. Мастера прятались в скитах. Они не творили на продажу, кроме случаев, когда им было приказано. Люди уважали иконописцев, которые все поголовно были грамотными. Заказчики их икон тоже были грамотными, а также умудрёнными и очень богатыми старообрядцами. Они знали, что они хотели бы получить за свои деньги. К тому же все они были искренне верующие, и они были готовы сделать всё для своей веры. Вот почему появилось такое явление как «невьянская икона». Существует не так много невьянских икон, но каждая из них является драгоценным сокровищем. Существовала Невьянская иконописная традиция с начала XVIII века до 1-й трети X
«Огненное Восхождение Пророка Илии». Невьянск. Первая половина 19 века.
«Огненное Восхождение Пророка Илии». Невьянск. Первая половина 19 века.

Невьянская икона — старообрядческая иконописная школа, сложившаяся в Невьянске (Горнозаводской Урал), существовала в XVIII—XX веках.

В XVIII веке в Невьянске (Уральские горы) существовал небольшой старообрядческий центр. Там находились только несколько мастерских, опыт иконописи у которых был около 100 лет. У иконописцев была непростая жизнь: регулярные облавы, обыски. Мастера прятались в скитах. Они не творили на продажу, кроме случаев, когда им было приказано. Люди уважали иконописцев, которые все поголовно были грамотными. Заказчики их икон тоже были грамотными, а также умудрёнными и очень богатыми старообрядцами. Они знали, что они хотели бы получить за свои деньги. К тому же все они были искренне верующие, и они были готовы сделать всё для своей веры. Вот почему появилось такое явление как «невьянская икона». Существует не так много невьянских икон, но каждая из них является драгоценным сокровищем.

Николай Чудотворец первой половины XIX века. Невьянск.
Николай Чудотворец первой половины XIX века. Невьянск.

Существовала Невьянская иконописная традиция с начала XVIII века до 1-й трети XX века. В научный оборот явление Невьянской иконы ввели Г. В. Голынец и О. П. Губкин. На основе коллекции, собранной и изученной Е. В. Ройзманом, написан и издан в 1997 году первый альбом — «Невьянская икона».

Первая известная датированная икона Невьянской школы — «Рождество Богородицы» 1726 года, последняя — «Спас Вседержитель», 1919 год, апрель. Фактически есть ещё более ранние невьянские иконы, а последние тайные иконописцы, по всей видимости, работали в 1950 году. Явление, называемое «Высокий Невьянск», практически не переживёт конец XVIII века. С воцарением Александра I, общим расцветом и развитием промышленности на Урале, невьянская иконопись получила новое рождение. Получая заказы от богатых фабрикантов, откупщиков и владельцев приисков, невьянские мастера династии Богатыревых создавали великолепные шедевры до конца 1830-х годов, но оригинальные, подлинные, строгие невьянские иконы остались в XVIII веке.

Собирал и изучал иконы Невьянской традиции Евгений Вадимович Ройзман, который в 1999 году на базе своей коллекции открыл Музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге, расположенный по адресу: улица Энгельса, дом 15.

Также при помощи Е. Ройзмана 30 октября 2011 года открыт музей «Дом Невьянской иконы» в самом Невьянске (ул. Красноармейская, д. 2).

Невьянская икона отличается рядом характерных признаков, которые связаны с техникой изготовления, иконографией и использованием материалов:

- Использование канонической старообрядческой символики, знаменований образов Христа монограммой «ИС», двуперстных перстосложений, канонических изводов праздничных сюжетов.

- Тщательное прописывание ликов — даже маленьких изображений размером со спичечную головку.

- Световые блики на лицах, которые придают ликам живость.

- Динамичные фигуры благодаря использованию светотеней при изображении фигур и передаче фактурности одеяний.

- Использование светло-охряных полей, обрамленных широкими светло-голубыми и киноварными филенками, иногда поля декорировались своеобразным фольклорным растительным орнаментом.

- Лики прописаны в традиционной иконописной традиции условно, уплощенно, с особыми контрастными белильными вохрениями, характерной только для этой иконописной традиции.

- «горки» и «облацы» очень напоминают выговские горки, с их дробными белильными лещадками и барашками.

- активно используются в декорировании складок одежд роспись твореным золотом «в перо».

- Условное изображение земли (позем) в нижней части иконы, для которого применялось сочетание трёх цветов: коричневого, зелёного и синего (голубого).

- Часто центральные образы сочетались с «предстоящими» — святыми, которые были покровителями семейства заказчика.

- Использование специфических материалов и красок: Темперные краски из минерального и растительного сырья — малахита, лимонита, киновари, азурита и других уральских материалов. Масляные краски не применялись.

- Техника сплошного золочения: листовое золото наносилось на полимент (красно-коричневую краску), который придавал золоту ровный тёплый тон. Золотые детали могли украшаться гравировкой, черневым узорочьем.

редакция И. Ю. Дрождин, Главный эксперт НИИ «РусКультурЭкспертиза»