Найти в Дзене

Как научить ребёнка говорить о своих чувствах

Малыш злится — бросает игрушку. Обижается — хлопает дверью. Грустит — молчит, отказывается играть. А вы, как родитель, гадаете: — Что происходит? Почему? О чём он думает, что чувствует?.. Мир детских эмоций часто закрыт для взрослых, как за семью замками. Но есть ключик, помогающий раскрыть умение говорить о чувствах. И лучше всего дать этот ключик ребенку с самого раннего детства. Зачем? Давайте разбираться! Многие взрослые сами с трудом называют свои эмоции, не умеют прояснить, что чувствуют, и от этого страдают. Но эмоции — не враги, а друзья. Когда ребёнок умеет говорить: — Мне страшно, — вместо того чтобы драться или плакать “без причины”, он получает власть над собой и своими реакциями. Умение называть чувства снижает внутреннее напряжение. Ребёнок учится понимать себя, а значит — и других. Умение понимать себя и других - основа ментального здоровья. Благодаря нему, ребенок будет определять, как строить отношения, справляться со стрессом во взрослой жизни Выражение чувств — проф
Оглавление

Малыш злится — бросает игрушку.

Обижается — хлопает дверью.

Грустит — молчит, отказывается играть.

А вы, как родитель, гадаете: — Что происходит? Почему? О чём он думает, что чувствует?..

Мир детских эмоций часто закрыт для взрослых, как за семью замками.

Но есть ключик, помогающий раскрыть умение говорить о чувствах. И лучше всего дать этот ключик ребенку с самого раннего детства. Зачем? Давайте разбираться!

Почему это важно

Многие взрослые сами с трудом называют свои эмоции, не умеют прояснить, что чувствуют, и от этого страдают.

Но эмоции — не враги, а друзья.

Когда ребёнок умеет говорить: — Мне страшно, — вместо того чтобы драться или плакать “без причины”, он получает власть над собой и своими реакциями.

Умение называть чувства снижает внутреннее напряжение.

Ребёнок учится понимать себя, а значит — и других.

Умение понимать себя и других - основа ментального здоровья.

Благодаря нему, ребенок будет определять, как строить отношения, справляться со стрессом во взрослой жизни

Выражение чувств — профилактика психосоматических заболеваний и трудностей в поведении.

Меньше “накопленных” обид, больше доверия к миру.

Ребёнок учится просить о помощи.

— Мне грустно.

— Я боюсь идти один к врачу.

Согласитесь, услышать такие слова намного проще, чем разгадывать молчание или истерики.

Эмоциональный словарь для ребёнка

Слова — это мост между внутренним миром и окружающими.

Но где взять эти “эмоциональные слова”, если в семье их никто не произносит?

1. Учим базовые эмоции:

— Радость, грусть, злость, страх, удивление, стыд, обида, интерес, зависть.

Достаточно уже называть простое:

— Я злюсь!
— Я радуюсь!
— Я боюсь!

2. Расширяем “палитру” постепенно:

— Я обижен.
— Мне завидно.
— Я разочарован.
— Я воодушевлён.

3. Используем “эмоциональные карточки” и книжки:

• Картинки с мимикой, персонажами в разном настроении.

• Книги с героями, которые говорят о своих чувствах (например, “Чулан Фреда” или “Сказки о чувствах” для малышей).

-2

4. Обсуждаем чувства героев мультфильмов:

— Как думаешь, что чувствовал сейчас этот герой? Почему?

Игры и упражнения

Обучение эмоциям — это не нудные лекции, а весёлые, интересные и полезные занятия.

1. “Гримасы-эмоции”

Попросите ребёнка показать, как выглядит “злость”, “радость”, “испуг”. А вы угадывайте, что это за чувство.

2. “Эмоциональный градусник”

Рисуем большой термометр и отмечаем на нём “силу” чувства: немного злюсь, сильно злюсь, бешусь.

3. “Коробка чувств”

Кладите карточки с нарисованными эмоциями в коробку, вытягивайте по очереди, называйте ситуации, когда это чувство было у ребёнка или у вас.

4. “Истории с эмоциями”

Вместе сочиняйте сказки, где герои по очереди грустят, радуются, злятся, боятся.

— А что помогло им справиться?

5. “Что у меня на сердце?”

Перед сном спрашивайте:

— Какое чувство сегодня было главным?

— За что ты был сегодня благодарен?

— Что тебя расстроило?

6. “Смайлики дня”

Рисуйте или лепите разные смайлы, обсуждайте, какой был у ребёнка сегодня “день” — радостный, грустный, смешной, тревожный.

-3

Роль личного примера

Дети учатся не по инструкциям, а по живому примеру родителей.

Выражайте свои чувства честно и открыто — и ребёнок сделает то же самое.

— Я сегодня немного расстроилась, потому что опоздала на автобус.
— Я радуюсь, когда мы вместе гуляем.
— Сейчас мне немного тревожно — но я дышу глубоко и мне становится легче.

Не бойтесь “слабых” эмоций — они учат ребёнка, что все чувства имеют право на существование.

И важно не только говорить о своих эмоциях, но и показывать, как с ними справляться:

— Сейчас я злюсь, но не буду кричать, а пойду попью воды.

Ошибки родителей

Есть ловушки, в которые часто попадают даже самые любящие родители:

Обесценивание чувств:

— Да что ты выдумываешь!

— Не реви, это ерунда!

Запрет на “негативные” эмоции:

— Мальчики не плачут!

— Хватит злиться, будь хорошей девочкой!

Высмеивание:

— Опять устраиваешь спектакль?

Переход на личность:

— Ты вечно всем недоволен!

Попытки “откупиться” от эмоций:

— Не грусти, вот тебе конфетка.

Такие фразы учат ребёнка: его чувства “неправильные”, их лучше прятать, не выражать, стыдиться.

Заключение

Умение говорить о чувствах — это базовый навык для счастливой жизни.

Когда ребёнок знает: его эмоции важны, ему не нужно кричать, драться, замыкаться в себе. Он может обратиться за помощью, попросить поддержки, признать ошибку, проявить заботу о другом.

Начинайте учить этому сегодня — с простых слов, с искреннего разговора перед сном, с совместных игр, с личного примера. Не стыдите за слёзы, не обесценивайте страхи, не требуйте быть “идеальным”.

И пусть каждый ребёнок, заглянув внутрь себя, сможет сказать:

— Я знаю, что чувствую. Я умею говорить об этом. Я уверен в себе.

С теплом и поддержкой,

Филиппова Елена Дмитриевна