Найти в Дзене

Простой, НО полезный фильм "Девушка без адреса" (1957). В чем его уникальность?

Раньше этот фильм я слегка посматривал, отрывками. Знал, что - "Девушка без адреса" - не самый известный фильм Э. Рязанова. Что там вроде бы играл Николай Рыбников - это который снимался в "Весне на Заречной улице"... Что сюжет очень простой - найти девушку без адреса, в условиях отсутствия мобильных телефонов и интернета... Потом наконец посмотрел фильм целиком. И задумался - а ведь в этом фильме, несмотря на кажущуюся простоту, есть нечто особенное. Это характер главной героини - Кати Ивановой, в исполнении Светланы Карпинской. Сразу скажу главное: уникальность этого женского образа - в сочетании веселости и задумчивости. Обычно ведь как - девушка веселая и общительная, вроде героинь Надежды Румянцевой. А здесь - жизнерадостность + какая-то особая независимая задумчивость. Почему именно такое сочетание черт особенно привлекательно? Согласитесь, интересный вопрос. Возможно, по той причине, что особенно интересны свободолюбивые люди. Пусть даже иногда несколько скандальные (в меру, ко

Раньше этот фильм я слегка посматривал, отрывками. Знал, что - "Девушка без адреса" - не самый известный фильм Э. Рязанова. Что там вроде бы играл Николай Рыбников - это который снимался в "Весне на Заречной улице"... Что сюжет очень простой - найти девушку без адреса, в условиях отсутствия мобильных телефонов и интернета... Потом наконец посмотрел фильм целиком. И задумался - а ведь в этом фильме, несмотря на кажущуюся простоту, есть нечто особенное. Это характер главной героини - Кати Ивановой, в исполнении Светланы Карпинской.

-2

Сразу скажу главное: уникальность этого женского образа - в сочетании веселости и задумчивости. Обычно ведь как - девушка веселая и общительная, вроде героинь Надежды Румянцевой. А здесь - жизнерадостность + какая-то особая независимая задумчивость. Почему именно такое сочетание черт особенно привлекательно? Согласитесь, интересный вопрос.

Возможно, по той причине, что особенно интересны свободолюбивые люди. Пусть даже иногда несколько скандальные (в меру, конечно), но со своим мнением, интересующиеся сутью вещей, ищущие. А вот если человек пусть и веселый, но зависимый... если он ищет. жаждет чужого внимания... стремится заполучить чужое одобрение... отличается обидчивостью... Согласитесь, это совсем другой вариант характера. Не такой интересный... не такой приятный.

В чем же конкретно проявляется эта самая уникальность характера Кати Ивановой/Светланы Карпинской? Буквально во всем. В задумчивом взгляде, который все время скользит мимо Паши (см. сцены в вагоне поезда, в начале фильма). В интонации речи, в интонации песен (а Карпинская с явным удовольствием довольно много поет в этом фильме).

  • Я, девчоночка, жила, забот не знала, Словно ласточка, свободная была. На беду свою тебя я повстречала, Позабыть, как ни старалась, не смогла. Позабыть, как ни старалась, не сумела, Завладел моей ты девичьей судьбой. Уж давно весёлых песен я не пела. Неужели мы не свидимся с тобой?.. Ты ушёл - и не воротишься обратно; Одинокой навсегда останусь я. Годы лучшие проходят безвозвратно, И проходит с ними молодость моя! Я, девчоночка, жила, забот не знала, Словно ласточка, свободная была. Повстречала я тебя - и потеряла, Потеряла в тот же час, когда нашла!

Пусть наивно, "несовременно", но зато с душой. Это пример песни, когда поющий человек думает, о чем поет, а не просто механически исполняет. Кстати, и песни в исполнении Н. Рыбникова тоже такие - простые, но душевные.

  • О чем я печалюсь, о чем я грущу, Одной лишь гитаре открою: Девчонку без адреса всюду ищу, И днем, и вечернею порою. Быть может, она далеко, далеко, Быть может, совсем она близко. Найти человека в Москве нелегко, Когда неизвестна прописка. Ах, адресный стол, вы ученый народ, Найдите ее по приметам: Глаза, словно звёзды и брови вразлет, И носик курносый при этом. В Москве, отвечает ученый народ, Бессмысленны ваши запросы. Сто тысяч девчонок, чьи брови вразлёт, И полмиллиона курносых. Со смены отправлюсь на поиски вновь, Лишь вечер над городом ляжет. Надеюсь я только, друзья, на любовь, Она мне дорогу укажет.

Далеко не все зрители оценивают этот фильм высоко. Но интересно, что общие рейтинги у этого фильма достаточно высокие. В одной статье о фильме "Девушка без адреса" указано:

"Но если бы Рязанов сегодня открыл «Кинопоиск», то, возможно, удивился бы: у «Карнавальной ночи» — 8,2. У «Девушки без адреса» — 8,1. Иными словами, с народной любовью у второго фильма всё в порядке. Зритель простил и отсутствие Гурченко, и местами неровный темп, и немного скомканный финал. Почему? Потому что фильм оказался живым и хорошим, хоть и не получился таким, как задумывал творец."
"«Девушка без адреса» — фильм сотканный из компромиссов. Режиссер был не влюблён в сценарий, актриса мечтала о другой судьбе. Вмешивались чиновники, мешали монтировать. И все же — это кино живет, его пересматривают и высоко оценивают. Даже на IMDb иностранцы поставили ему 7,1"

В своей книге "Неподведенные итоги" Эльдар Рязанов писал: "Кстати, тот же С. И. Юткевич безудержно хвалил мой следующий фильм «Девушка без адреса», когда художественный совет принимал картину. «Девушка без адреса» была откровенно слабее «Карнавальной ночи», и я не понял такой необъективности С. И. Юткевича.". Какой фильм лучше - отдельная тема. Но можно сказать, что Рязанов действительно снял очень неплохой лирический фильм, где блеснула главная героиня. Естественностью, искренностью, простотой, добротой.

-3

В общем, рекомендую этот фильм и к просмотру, и к пересмотру. И даже к показу детям. Очень полезный фильм. Детям вначале можно объяснить завязку: как парень искал девушку в жутких условиях - без телефона и интернета. И все же нашел. Комментируйте, помогите детям обратить внимание на нюансы поведения героев. Пусть заинтересуются. Пусть они тоже почувствуют доброту советского кино. И тогда великие фильмы прошлого будут транслировать свои идеи и дальше, новым поколениям.

А что вы думаете об этом фильме?