Найти в Дзене

«Слово на слайде»: очередной текст о тексте или реально хорошая книга?

Эпиграф: Добрым словом и пистолетом классным слайдом можно сделать больше, чем одним только добрым словом. Почти Аль Капоне Давненько я ничего не рецензировал — исправляюсь. Начну с любимого мной лирического отступления. О том, как я мог стать бизнес-писателем, гуру, полубогом или — если бы совсем повезло — инфоцыганом-миллиардером. Да так и не стал :)). Лет семь назад, когда работа копирайтера в целом и заработок на фриланс-биржах в частности были на пике, у меня была договорённость с большим издательством на написание руководства по работе на биржах копирайтинга. В тот момент я много лет был лидером одной умершей биржи и мог сделать по-настоящему интересную книгу — комплексное пособие с описанием граблей и кучей реально полезных советов. Как работать с текстом, общаться с заказчиками, отстаивать права на сервисах фриланса и мириться с тем, что на самом деле прав у тебя нет. Увы. Помешала отчасти лень и плохой тайм-менеджмент. Но это — ширма. На самом деле причина в другом — в пресле
Оглавление

Эпиграф:

Добрым словом и пистолетом классным слайдом можно сделать больше,

чем одним только добрым словом.

Почти Аль Капоне

Давненько я ничего не рецензировал — исправляюсь. Начну с любимого мной лирического отступления. О том, как я мог стать бизнес-писателем, гуру, полубогом или — если бы совсем повезло — инфоцыганом-миллиардером. Да так и не стал :)).

Лет семь назад, когда работа копирайтера в целом и заработок на фриланс-биржах в частности были на пике, у меня была договорённость с большим издательством на написание руководства по работе на биржах копирайтинга. В тот момент я много лет был лидером одной умершей биржи и мог сделать по-настоящему интересную книгу — комплексное пособие с описанием граблей и кучей реально полезных советов. Как работать с текстом, общаться с заказчиками, отстаивать права на сервисах фриланса и мириться с тем, что на самом деле прав у тебя нет.

Увы. Помешала отчасти лень и плохой тайм-менеджмент. Но это — ширма. На самом деле причина в другом — в преследующем меня всю жизнь синдроме самозванца. Я с 25 лет боюсь не оправдать надежд, оказаться неэкспертом, прослыть картонной дурилкой и так далее.

В итоге книгу не написал. Зато читаю порой ересь, опубликованную в Сети и даже изданную в бумаге полными бездарностями. Но смелыми и предприимчивыми. Тем радостнее, когда в руки или в ридер прилетает по-настоящему толковая книжка о профессии, написанная профессионалом. Таких, к счастью, тоже хватает. Сегодня вы узнаете, в какую корзину — мусорную или накопительную — отправится предложенная мне для разбора лично автором Александром Григорьевым книга «Слово на слайде».

Александр, с которым мы не были знакомы, выцепил в Сети несколько моих разборов литературы — и без лишних экивоков предложил цифровой вариант книги. Взамен он попросил не положительную рецензию. И даже не на рецензию вовсе. Он предложил книгу в обмен на полную свободу действий с моей стороны. В том числе с правом на забвение.

-2

Отказаться при таком подходе автора я не смог и не захотел. Однако лёгкий положительный эффект уже закрался в неподкупное сознание объективного критика. Для объективности я выждал длительную паузу и приступил к изучению книги примерно через месяц. Как будто мы даже не разговаривали никогда. И — редчайший случай — я начал писать рецензию на книгу «Текст на слайде» ещё до того, как прочитал её полностью.

Читаю — и пишу. Обычно дочитываю то, что решил отрецензировать, до конца — при любом раскладе. Вдруг на последних 20 страницах — сундук с сокровищами, а я до него не дошёл? Однако со «Словом на слайде» всё понятно без дочитывания. Осталось дочитать ещё процентов 40 книги — но вывод уже есть. И полное прочтение не изменит моей оценки. (Через пару дней дочитал — мнение не изменилось).

Самый короткий ключевой спойлер: Александр Григорьев знает то, о чём он рассказывает. Рассказ этот, может быть, не всегда идеален (и слава богу!), но всегда — информативен и убедителен. Когда человек не думает, чем залепить страницы и добить объём — это видно прям сразу и до последней страницы.

Чему и как учит книга «Слово на слайде»

Вот что хочется выделить в качестве ключевых моментов, оценённых мной особенно:

  • Полное отсутствие диктатуры. Диктатура своего мнения — то, за что я лично среди прочего на дух не переношу книги одного известного Главреда всего Рунета. Александр Григорьев — куда лучший педагог, чем тот самый Главред с кандидатской степенью в педагогике.
  • Логика, аргументы, примеры. После «А» следует «Б» – не просто «делайте вот так», а «делайте вот так, потому что — посмотрите сами, как хорошо получается». Такой подход как бы сам собой разумеется — но далеко не всегда присутствует даже в самых хороших учебниках.
  • Минимум текста не по делу. И это при том, что художественных элементов и лирики в книге много. Но здесь всё это — в тему. Автор чётко понимает, что иногда нужен какой-то пример из жизни, чтобы читатель смог более ярко представить себе ситуацию или точнее усвоить урок, совет, правило, термин. Опять же для примера — найдите время прочитать и сравнить «Слово на слайде» с книгами модного бизнес-тренера Константина Бакшта (с любой его книгой) — вы наверняка поймете, где книга с советами, а где — словоблудие, самолюбование и пафос.

Очень (!!!) важно то, что автор делает значительно больше, чем просто показывает вам плохой и хороший слайд — то есть «было» и «стало». Это как раз и было бы в большей степени какой-то показухой и рекламой самого себя. Например, с целью продать свои услуги по составлению презентаций. Здесь Александр предельно честен и порядочен — он уже продал вам книгу, коммерческая история на этом завершена. И на страницах купленного пособия он решает не свои, а ваши задачи — учит вас тому, что умеет сам. Наверное, только один из трёх-пяти коммерческих авторов понимает, что он уже заработал на книге, и продавать дальше на её страницах самого себя — совсем дурной тон.

Поэтому иногда разбор одного примера в книге может состоять (и состоит) из множества промежуточных слайдов. Только так, шаг за шагом, вы сможете понять процесс изнутри и разобрать максимум грубых ошибок и мелких неточностей при оформлении слайдов.

-3

Короче — это очень большой труд и нечеловеческое терпение автора. Я бы плюнул, психанул и остановился. Собственно, так я и сделал со своей книгой — если я сам понимаю, то и все должны понимать. Кстати, и эту ошибку Александр Григорьев также очень детально и понятно разбирает в своей книге.

Чего ждать точно не надо

Не стоит начинать знакомство со «Словом на слайде», если вы ищете руководство по созданию презентаций, которые «подсвечивают» выступление перед аудиторией, во многом дублируя речь спикера.  По мнению Александра — и я с ним согласен — подобная работа в меньшей степени требует виртуозности и точности в подаче. Особенно — в тексте. Презентация для выступлений выступает вторичным инструментом, который лишь подзвучивает голос выступающего. Если его речь великолепна и самодостаточна — можно вообще без слайдов обойтись.

А вот презентация для самостоятельного изучения — инвестором, клиентом и так далее — требует предельных усилий и внимания даже к самым мелким деталям. Главная задача такой презентации — чтобы её дочитали до конца и приняли необходимое для нас решение (либо совершили действие). «Слово на слайде» именно об этом.

Также книга Александра Григорьева — совершенно точно не практикум по работе с PowerPoint и тем более с новомодными нейросетями. Это книга про письменную речь, логику повествования, визуальное восприятие и головной мозг. Наличие последнего для читающего — строго обязательно.

Так что — да, это не технический учебник и не пособие для ораторов. Но вместе с тем эту книгу смело можно рекомендовать как практическое пособие по основам правильной вёрстки и композиции, психологии восприятия и тому подобным вещам. Понимая принципы работы со слайдами в целом, вы получаете главное — универсальное знание, которое не зависит от платформы для создания презентаций. А ещё, по словам самого автора, эта книга — «о культуре письменного общения в целом».

С этой задачей «Слово на слайде» справляется, на мой взгляд, безупречно.

А что по недостаткам?

Ну вот чуть меньше бы терминологической зауми на первых страницах — и пришлось бы уже конкретно выискивать и выдумывать, к чему бы докопаться. Что я имею в виду?

Смотрите: я очень плотно сижу на текстах с пяти лет — как только научился читать больше, чем два-три слова и понимать смысл целых абзацев. Я действительно очень много прочитал в жизни. И немало написал — после 20 000 текстов считать их перестал. Объективно полагаю, что словарный запас у меня — выше среднего. Хотя бы в силу профессии.

Поэтому мне не очень нравится, когда я на первых страницах спотыкаюсь о термины, которые надо или вспоминать, или вообще искать их смысл. Я имею в виду лакуны (непонятные или бессмысленные моменты), «трюизмы» (банальщина) и «стиль TED» (понятия не имею, что это такое).

После прочтения таких слов у меня два вопроса:

  1. А не идиот ли я?
  2. Если я всё-таки не идиот, то кто же те, кому адресована эта книга?

К счастью, в дальнейшем таких мыслей не возникало, хотя всякие там архитектоники то и дело проскакивают. Но в целом, автор «Слова на слайде» не злоупотребляет высокоинтеллектуальными дефинициями, не сорит философемами и не противопоставляет объективные факты и аккумулированный опыт — персонифицированной субъективной имманентности ))). Но кандидатская диссертация в области филологии — она бесследно не проходит. А Александр такую диссертацию имеет.

Кому читать?

Книга рекомендована для широкого круга читателей — причём не только как профессиональное, но и как образовательно-занимательное чтиво. Даже такому прожжённому и сожжённому профессией текстописателю, как я, читать было интересно и познавательно. Местам и — поучительно. Более того, кое-где даже приходилось вслух спорить с отсутствующим автором. Это верный признак того, что книга — интересная и живая.

На сладкое — всего несколько цитат, которые лучше меня расскажут вам об уровне обращения Автора со Словом:

На слайде текст, утратив монополию на смысл, обретает сильного партнёра — зрительный образ.
Если сказанное вами не увлекает и не убеждает само по себе, этого не исправить удачными картинками, красивыми шрифтами и ярким оформлением.
Работа со словом не терпит искусственных правил и ограничений. На слайдах и в других прикладных текстах может быть что угодно, если это оправдано и сделано со вкусом.

Спасибо Александру Григорьеву за предоставленную книгу и за время, проведённое мной с ней. Это было хорошо. Если вас заинтересовал этот труд – то он доступен к покупке на большинстве книжных онлайн-магазинов. Бумажную версию «Слова на слайде» купить будет не так просто — хорошо хоть, что тираж электронных книг формально ничем не ограничен. Рекомендую приобрести. Сам тоже обязательно займусь поиском бумажной версии.

PS. Александр, и отдельное Вам спасибо за букву «ё». Ну ё-моё, разве можно без неё? Я рад, что мы с Вами думаем одинаково — и о тексте, и о букве.

==

Коллеги, друзья и недруги! У меня есть Telegram-канал, посвященный маркетингу и копирайтингу. Он совсем молодой, и нам очень нужны новые подписки, комментарии и критика. Если хотите получать ещё больше информации от «Лаборатории контент маркетинга» и лично от меня — присоединяйтесь вот по этой ссылке!

Оригинал публикации — вот здесь.