Когда-то толпы людей приходили к главному памятнику Ростова-на-Дону «Парамоны». Наслаждались осмотром удивительной достопримечательности, окружённой богатой растительностью, а многие регулярно ныряли в родниковый бассейн, образованный древними источниками внутри строения 19 века.
Занырнём и мы в нынешние события складского комплекса.
Неоднократно среди старинных руин снимались фильмы. В июне 2025 года жители города, сначала с интересом, а потом напряжённо стали наблюдать за съёмками «Мы одной крови». Напряжение возникло почти сразу, так как киношники зачернили много стен памятника.
В интервью киноруководителей звучало: это просто задымление, которое смоется первым же дождём. Дождей прошло несколько – не смылось. Социальные страницы интернета напряглись даже не всегда приличными резкими высказываниями в адрес кинофирмы. В соответствующие инстанции направились официальные запросы.
Наверное, первым был запрос в Комитет по охране ОКН Ростовской области от общественной группы «Поток», которому предшествовали встречи руководителя группы Александра Сушкова с руководством Комитета и владельцами памятника культуры «Парамоны» (название народное).
Ситуация осложнилась тем, что общественность предоставила фотофиксацию, по сути, вандальных действий по покраске стен другого склада памятника культуры кроющей краской. Киноруководство об этом нигде даже не упомянуло. Позже витиевато заявило, что будет с этим разбираться.
Вскоре, сотрудники Комитета по охране ОКН (Объектов культурного наследия) вышли на место, чтобы самим зафиксировать изменения стен памятника после киноманипуляций. Одновременно с ними прибыла бригада рабочих с водоструйной установкой под руководством киноорганизаторов и начала смывать «задымления».
На видео водоструйный процесс особенно динамичен
https://dzen.ru/video/watch/6852b4cecaf34c3b1ae0cc6a
https://dzen.ru/video/watch/6852b31b299c4d06abeacb5f
Явная чернота ушла, но, с моей точки зрения, некоторое затемнение всё же осталось. Да и едва ли могло получиться иначе, потому что старинные кирпичи имеют пористую структуру и смыть с них что-либо можно только по поверхности. Но в этом предлагаю всем заинтересованным прийти на Парамоны и убедиться самим.
А многочисленные, закрашенные краской места, водой можно было только рассмешить, и с этим придётся разбираться.
А теперь классика: Кто виноват?
И здесь начинает проявляться одно из основных качеств жизни – парадокс.
По сути, виновными оказываются все, включая население города, каждый в своей специфике бытия. В многолетних страданиях по обустройству «Парамонов» участвовали: Росимущество, Прокуратура, Министерство культуры РО, Комитет по охране ОКН РО, туристические агентства, архитекторы, администрации, общественные организации, просто ростовчане и нынешние владельцы Парамонов.
Росимущество загадочным образом передало из своего ведения памятник культуры в некое акционерное общество, 100% акций которого у него же и было. По этому поводу Прокуратура подала в суд на Росимущество и суд удивительным образом проиграла (бывает же такое), потому что документы, в те далёкие годы оформлявшиеся Министерством культуры РО на старинный складской комплекс, юридически оказались не совсем состоятельными.
Пытались подключиться к обустройству Парамонов туристические агентства, даже итальянских архитекторов привлекали – но дальше создания макета дело не пошло, не потянули.
Многие годы творческие позывы по Парамонам были у разных архитекторов и студентов. Не так давно один известный ростовский архитектор, почему-то настойчиво втюхивающий в наш замечательный город прозападную архитектуру, был даже награждён на международном конкурсе за свой парамоновский концепт. Парадокс оказался в том, что эта его потуга нарушала все пункты предмета охраны памятника культуры.
Периодически яркие заявления о Парамонах делали администрации всех уровней. Ни о чём по факту.
Первоначально владельцы представили на Совет при Комитете первый свой проект обустройства складского комплекса, история которого, кстати, начинается аж с античности и включает природную федеральную собственность – три Парамоновских родника, которые впервые в истории Ростова занесли в Госреестр общественники. Проект, к сожалению, не учитывал большое число исходных факторов, поэтому его пришлось отклонить, а Совет составил целый перечень рекомендаций, которые в проекте стоило учесть. Теперь все ждут проекта нового.
Ростовчане. Многие приходили на массовые и индивидуальные субботники, порой вместе с администрацией, владельцами и Комитетом. Другие регулярно гадили на территории памятника, выпивали и разрисовывали стены. К сожалению, в этом печально помогла одна известная арт-галерея, когда в соцсетях разместила сообщение, что парамоновские стены – прекрасное место для изображений их фестиваля. Мы постарались их остановить, но было поздно. И сейчас старинные стены – яркий пример массового вандализма, за который Комитет вынужден был по регламенту в рамках своей компетенции наказать в общем-то невиновных в данном деле владельцев.
Классика жанра: Что делать?
Думаю, каждой стороне, взаимодействующей с Парамонами, хотя бы чуть с большим участием стоит отнестись к замечательному историко-ландшафтному объекту.
Не жестоко, но показательно наказать тех, кто уродует старинные стены изображениями. Активно и конструктивно взаимодействовать с владельцами Парамонов, понимая, что обустройство памятника культуры придётся выбирать оптимальное. Иначе, владельцы бросят это дело и тогда Парамоны ждёт неминуемая и полная гибель. Которая интенсивно приближалась во времена федеральной собственности. Сейчас хотя бы есть надежда, что всё будет не худшим образом.
Можно, конечно, потребовать от владельцев стать святыми и беЗкорыстно обустроить Парамоны сугубо на благо людей и чисто всё законсервировать за громадные деньги без перспективы какой-либо прибыли. А из нас кто на такое способен в своём по-маленькому мирке?