Эта статья — для вас, если:
- Вы начинающий автор, который написал пару фанфиков или рассказов, но еще не взялся за книгу.
- Вы горите желанием творить, но боитесь критики.
- Вы не знаете, с чего начать, как подступиться к рукописи.
- Вы хотите писать в удовольствие, не оглядываясь на мнение издательств.
Возможно, не хватает лишь одного уверенного: «Пиши!». Пока сомневаетесь — кто-то ищет именно то, что вы собираетесь создать. Пока боитесь — кто-то ждет именно вашу историю.
Мир достоин книг, рассказанных с душой и с такой любовью, что читатель не сможет оторваться. Так почему бы не начать сегодня?
Перед своими семью книгами я тоже стартовала с мучительного вопроса: «Да кому это вообще надо?» Когда впервые выкладывала свою книгу, меня трясло так, что комната перед глазами ехала. Но знаете что? Людям понравилось! Пришли тёплые отзывы, а самые прекрасные и удивительные читатели даже спрашивали: «Когда вторая часть?»
Это непередаваемое ощущение — знать, что твои слова кого-то тронули. И я искренне желаю вам его испытать. Так что не сомневайтесь. Пишите так, как чувствуете. Если история живет в вас — она найдет тех, кому тоже будет важна.
Совет первый: Чем проще, тем лучше
По своему опыту знаю: первая книга может выйти откровенно вырвиглазной. И хорошо, если вы ее вообще допишете — большинство натыкается на глухую стену, за которой сюжет встает колом. Еще вчера в голове звенела гениальная идея, персонажи казались живыми, вы слушали музыку, представляя будущие саундтреки к фильму, который снимут по вашему шедевру. А сегодня — досвидос. Непонятно, куда вести историю, герои теряют мотивацию, логика разваливается насмерть.
Я не знаю, почему, но новички часто лезут в дебри: замахиваются на сложные фэнтези-миры с запутанной политикой, алхимическими заговорами или многослойными антиутопиями. Сама грешила, завалила несколько незаконченных рукописей, начала делать выводы. Начинающие авторы следуют за мастерами, годами шлифовавшими свои вселенные, хотят так же. А потом тонут в деталях, задыхаются под грузом нестыковок и бросают, объявив себя бездарностью. А дело было в том, что вы побежали, не научившись ходить.
Совет: начните с простого.
Возьмите элементарную историю, где цепочка событий не развалится на третьей главе. Например:
- Заброшенный особняк с призраком — кто там поселился? Почему не может уйти? Зачем новой семье ему помогать? Зачем они вообще к нему поперлись? Может, у них был какой-то дальний родственник, который связан с историей особняка? Один дом, а столько всего можно навертеть! Кроме того, издатели сейчас интересуются тайнами старых домов.
- Русалка в лесном озере — чем она мешает рыбакам? Кто хочет ее изгнать? Кто, наоборот, встанет на ее защиту? С кем в деревне она может подружиться? Кто будет ее главным врагом? Какие забавные и убойные моменты можно включить в ваше повествование? Какой будет история? Комедийной, драматичной или загадочной?
Издательствам интересны рукописи о тайнах и мифических существах. ЭКСМО подтвердит.
Не гонитесь за эпичностью. Сначала нужно научиться следующему:
✔ Прописывать персонажей так, чтобы они не были картонными.
✔ Держать сюжетную нить, не теряя логики.
✔ Заканчивать то, что начали — без этого навыка даже гениальная идея умрет в черновиках. Это, пожалуй, самый трудновыполнимый пункт.
Сложные миры строятся годами: доски со стикерами, тонны заметок, переписанные главы. Но вам сейчас важнее набить руку. Простота — не значит примитивность. Иногда маленькая история про русалку или призрака трогает больше, чем многотомная эпопея.
Совет второй: Пишите только том, от чего вас искренне колбасит
Книжный рынок сегодня — это бизнес. Издательства ищут коммерчески успешные рукописи, в самиздате резвятся тонны однотипных историй про шейхов, измены и разводы. И как прекрасно, если вам нравится писать именно об этом! Если вы чувствуете рынок и умеете под него подстраиваться — дело в шляпе.
Но если сердце лежит к чему-то другому — пишите только об этом. Представьте себе — у вас все равно получится классная история коммерческой стороне творчества назло! Просто нужно будет потратить чуть больше времени на то, чтобы вы со своими читателями нашли друг друга.
Я пробовала писать "под тренд". Получилось даже слишком хорошо — набрала тысячи подписчиков, об этом можно послушать в моем подкасте про графоманию и дешевый успех. А потом я выгорела так, что воняло на весь дом. Теперь, сколько бы у меня ни было читателей, следую одному правилу: пишу только о том, что искренне люблю. Даже если мне сто раз скажут: «Ну и фу!» — не отступлю ни за что. И буду верить, что найду своего читателя.
В итоге так получилось с каждой книгой, которую я писала.
Даже средняя история, рассказанная с душой, цепляет. В ней есть жизнь и искренность, которые нельзя подделать. Не раздала природа коммерческой жилки (мне даже не попыталась раздать) — не гонитесь за трендами. Пишите только о том, что действительно вдохновляет.
Совет третий: Не старайтесь затолкать в первую книгу сразу все
Этот совет естественно вытекает из предыдущего. Ведь мы столько всего любим, надо рассказать обо этом! Вот они — мои самые любимые грабли, на которых я продолжаю резвиться во время планирования новых историй.
Я, например, обожаю вампирские саги, роботов, ретеллинги старых сказок и мистические детективы. Но если впихну все это в один роман, хомячка разорвет.
Вот в чем главная ошибка моих грабель: я создала кучуууу крутых персонажей — и попыталась втиснуть всех в одну историю. Получилось цыганское барокко, не будь ко мне жестоко.
- Выберите одну сильную идею.
- Добавьте к герою антипода — пусть это будет его лучший друг, враг или любовь.
- Остальные фишки отложите на потом. Они дождутся своих книг.
Поверьте, лаконичность — ваш друг. А все остальное пригодится в будущем. Создайте папочку для идей и складывайте туда все, что приходит в голову. Мне такие папочки позволили написать семь книг меньше, чем за год. Идеи были, запал был, оставались только планы историй! (И, конечно, тысяча и одна бессонная ночь Шехерезады).
Совет пятый: Не увлекайтесь планированием
Во всех учебниках по писательству твердят: «Роман должен строиться по четкой структуре!»
И вот вы аккуратно выписываете в блокнотик или в Word все ключевые моменты, пытаетесь подогнать под них свою историю — и в итоге она вам надоедает. Что самое обидное — после такого подхода уже не хочется к ней возвращаться.
Вот более гибкий подход. Накидайте себе небольшой план действий:
- Начало (быстрый старт) – Коротко представьте героя и сразу бросьте его в передрягу. Длинные вступления можно дописать позже.
- Завязка – Как он начнет выпутываться? Какие первые шаги сделает?
- Тельце истории – С кем герой столкнется? Кто ему поможет или помешает? Как они будут двигаться к цели? Какие убойные и смешные моменты вы сюда добавите? Как будете развивать взаимоотношения между персонажами?
- Кризис (все пропало!) – Без отчаяния нет напряжения. Пусть в какой-то момент станет ясно: шансов почти нет. Герои поссорятся, кто-нибудь вклинится, план провалится, русалка на вас обидится, призрак забьется на чердак и будет просить предателей-сожителей уйти.
- Кульминация – Решающая схватка (с врагом, судьбой или даже с самим собой). Или долгожданный поцелуй, от которого читатели с пеной у рта воскликнут: «Наконец!»
- Финал (но не на 100%) – Оставьте место для продолжения. Вдруг вам захочется вернуться к этим героям? Однажды я планировала одну книгу, а написала целую трилогию.
Главное — не превращать план в строгий шаблон. Пусть он будет картой, а не клеткой. Иногда я просто сажусь писать, и история уползает в собственное русло, я ей это позволяю. Но для того, чтобы история жила отдельно от ваших планов и оставалась адекватной, вам понадобится следующая рекомендация:
Совет шестой: Персонажи — это сердце истории.
Если сюжет — дорога, то персонажи — идущие по ней. И чем лучше вы их знаете, тем живее и увлекательнее будет путь. Одна из лучших анкет для будущих ваших красавцев и красавиц — в книге Оливье Котта «Создание персонажей фильмов и сериалов». Я пользуюсь ей для каждого своего героя.
Что конкретно нам нужно знать? Все! Страхи, мечты, любимую еду, привычки, травмы — и особенно то, что будет толкать историю вперед.
Разберем на примере Ричи Джонса из моих книг «Тайный уровень» и «Легенды Сьеррвуда»:
- Внешность и стиль
Парень-оборотень, невысокий, в татуировках, носит квадратные очки и красные кеды. Одевается небрежно, но с характером.
- Что любит и ненавидит
✔ Обожает: своего занудного друга Вальтера, жаркие споры, гитару и пить все, что горит.
✖ Терпеть не может: несправедливость и вампиров (кроме Вальтера и его сестры).
- Прошлое
Родителей не помнит, вырос с братом. Вампиры изгнали его из лесов Сьеррвуда — и теперь он их люто ненавидит. Кроме Вальтера и его сестры, конечно же. За лучших друзей он готов порвать любого неугодного.
- Сильная сторона (двигает сюжет)
Доброжелательный, чуткий, с высоким эмоциональным интеллектом. Первым замечает перемены в настроении других и принимает сложные решения. Готов защищать свою стаю до конца.
- Слабость (создаёт конфликт)
Панически боится одиночества. Не умеет проживать эмоции — глушит их алкоголем. Все началось с неразделенной любви: девушка его мечты выбрала брата.
- Мечта
Хочет, чтобы все жили одной семьей. Оборотни — стайные существа, и для него это не просто слова, а жизненная необходимость.
- Внутренний конфликт
Инфантилен, но, если хочет защитить близких, должен повзрослеть, стать смелее и ответственнее.
- Социальные черты
Экстраверт. Любит выговариваться, умеет угадывать чужие эмоции и помогает другим справляться с болью.
- Почему он запоминается?
Ричи не похож на других героев «Сьеррвуда». Он эмпатичный, обаятельный и безбашенный.
У каждого персонажа здесь свой голос, своя роль, и никто не повторяет друг друга. Чем глубже вы продумаете персонажа, тем естественнее он будет действовать в сюжете. Он перестанет быть просто героем книги — станет живым и поможет направлять историю так, как было бы логичнее всего.
Совет шестой: Пишите для себя, а не для воображаемого читателя или редактора
Начинающие авторы часто совершают одну ошибку: вместо того чтобы погружаться в историю, они постоянно думают о том, как это будет выглядеть со стороны. Заворачивают сложноподчиненные предложения с тремя нокаутами, отказываются от классных сцен, представляют будущих читателей, беспокоятся, понравится ли их текст издателям.
Но правда в том, что издательства вам пока не нужны. Гораздо важнее получать удовольствие от процесса.
Пишите так, будто рассказываете историю самому себе. Представляйте сцены, как кино. Придумывайте диалоги, которые звучат естественно, а не правильно. Не задумывайтесь о том, кто и когда это прочитает — просто наслаждайтесь творчеством.
Когда текст рождается из искреннего увлечения, он становится живее. А если он живой — рано или поздно найдет тех, кто его полюбит!
Успехов вам и лучей добра!
Ваша Алесто.