Найти в Дзене

Как начать писать книгу? Шесть работающих советов начинающим авторам

Оглавление

Эта статья — для вас, если:

  • Вы начинающий автор, который написал пару фанфиков или рассказов, но еще не взялся за книгу.
  • Вы горите желанием творить, но боитесь критики.
  • Вы не знаете, с чего начать, как подступиться к рукописи.
  • Вы хотите писать в удовольствие, не оглядываясь на мнение издательств.

Возможно, не хватает лишь одного уверенного: «Пиши!». Пока сомневаетесь — кто-то ищет именно то, что вы собираетесь создать. Пока боитесь — кто-то ждет именно вашу историю.

Мир достоин книг, рассказанных с душой и с такой любовью, что читатель не сможет оторваться. Так почему бы не начать сегодня?

Перед своими семью книгами я тоже стартовала с мучительного вопроса: «Да кому это вообще надо?» Когда впервые выкладывала свою книгу, меня трясло так, что комната перед глазами ехала. Но знаете что? Людям понравилось! Пришли тёплые отзывы, а самые прекрасные и удивительные читатели даже спрашивали: «Когда вторая часть?»

Это непередаваемое ощущение — знать, что твои слова кого-то тронули. И я искренне желаю вам его испытать. Так что не сомневайтесь. Пишите так, как чувствуете. Если история живет в вас — она найдет тех, кому тоже будет важна.

Совет первый: Чем проще, тем лучше

Бывают в жизни огорчения.
Бывают в жизни огорчения.

По своему опыту знаю: первая книга может выйти откровенно вырвиглазной. И хорошо, если вы ее вообще допишете — большинство натыкается на глухую стену, за которой сюжет встает колом. Еще вчера в голове звенела гениальная идея, персонажи казались живыми, вы слушали музыку, представляя будущие саундтреки к фильму, который снимут по вашему шедевру. А сегодня — досвидос. Непонятно, куда вести историю, герои теряют мотивацию, логика разваливается насмерть.

Я не знаю, почему, но новички часто лезут в дебри: замахиваются на сложные фэнтези-миры с запутанной политикой, алхимическими заговорами или многослойными антиутопиями. Сама грешила, завалила несколько незаконченных рукописей, начала делать выводы. Начинающие авторы следуют за мастерами, годами шлифовавшими свои вселенные, хотят так же. А потом тонут в деталях, задыхаются под грузом нестыковок и бросают, объявив себя бездарностью. А дело было в том, что вы побежали, не научившись ходить.

Совет: начните с простого.

Возьмите элементарную историю, где цепочка событий не развалится на третьей главе. Например:

  • Заброшенный особняк с призраком — кто там поселился? Почему не может уйти? Зачем новой семье ему помогать? Зачем они вообще к нему поперлись? Может, у них был какой-то дальний родственник, который связан с историей особняка? Один дом, а столько всего можно навертеть! Кроме того, издатели сейчас интересуются тайнами старых домов.
  • Русалка в лесном озере — чем она мешает рыбакам? Кто хочет ее изгнать? Кто, наоборот, встанет на ее защиту? С кем в деревне она может подружиться? Кто будет ее главным врагом? Какие забавные и убойные моменты можно включить в ваше повествование? Какой будет история? Комедийной, драматичной или загадочной?

Издательствам интересны рукописи о тайнах и мифических существах. ЭКСМО подтвердит.

Не гонитесь за эпичностью. Сначала нужно научиться следующему:
✔ Прописывать персонажей так, чтобы они не были картонными.
✔ Держать сюжетную нить, не теряя логики.
✔ Заканчивать то, что начали — без этого навыка даже гениальная идея умрет в черновиках. Это, пожалуй, самый трудновыполнимый пункт.

Сложные миры строятся годами: доски со стикерами, тонны заметок, переписанные главы. Но вам сейчас важнее набить руку. Простота — не значит примитивность. Иногда маленькая история про русалку или призрака трогает больше, чем многотомная эпопея.

Совет второй: Пишите только том, от чего вас искренне колбасит

Да не должен вроде.
Да не должен вроде.

Книжный рынок сегодня — это бизнес. Издательства ищут коммерчески успешные рукописи, в самиздате резвятся тонны однотипных историй про шейхов, измены и разводы. И как прекрасно, если вам нравится писать именно об этом! Если вы чувствуете рынок и умеете под него подстраиваться — дело в шляпе.

Но если сердце лежит к чему-то другому — пишите только об этом. Представьте себе — у вас все равно получится классная история коммерческой стороне творчества назло! Просто нужно будет потратить чуть больше времени на то, чтобы вы со своими читателями нашли друг друга.

Я пробовала писать "под тренд". Получилось даже слишком хорошо — набрала тысячи подписчиков, об этом можно послушать в моем подкасте про графоманию и дешевый успех. А потом я выгорела так, что воняло на весь дом. Теперь, сколько бы у меня ни было читателей, следую одному правилу: пишу только о том, что искренне люблю. Даже если мне сто раз скажут: «Ну и фу!» — не отступлю ни за что. И буду верить, что найду своего читателя.

В итоге так получилось с каждой книгой, которую я писала.

Даже средняя история, рассказанная с душой, цепляет. В ней есть жизнь и искренность, которые нельзя подделать. Не раздала природа коммерческой жилки (мне даже не попыталась раздать) — не гонитесь за трендами. Пишите только о том, что действительно вдохновляет.

Совет третий: Не старайтесь затолкать в первую книгу сразу все

Оставьте Алешу, заинтриговал. Остальных уберите.
Оставьте Алешу, заинтриговал. Остальных уберите.

Этот совет естественно вытекает из предыдущего. Ведь мы столько всего любим, надо рассказать обо этом! Вот они — мои самые любимые грабли, на которых я продолжаю резвиться во время планирования новых историй.

Я, например, обожаю вампирские саги, роботов, ретеллинги старых сказок и мистические детективы. Но если впихну все это в один роман, хомячка разорвет.

Вот в чем главная ошибка моих грабель: я создала кучуууу крутых персонажей — и попыталась втиснуть всех в одну историю. Получилось цыганское барокко, не будь ко мне жестоко.

  • Выберите одну сильную идею.
  • Добавьте к герою антипода — пусть это будет его лучший друг, враг или любовь.
  • Остальные фишки отложите на потом. Они дождутся своих книг.

Поверьте, лаконичность — ваш друг. А все остальное пригодится в будущем. Создайте папочку для идей и складывайте туда все, что приходит в голову. Мне такие папочки позволили написать семь книг меньше, чем за год. Идеи были, запал был, оставались только планы историй! (И, конечно, тысяча и одна бессонная ночь Шехерезады).

Совет пятый: Не увлекайтесь планированием

Во всех учебниках по писательству твердят: «Роман должен строиться по четкой структуре!»

И вот вы аккуратно выписываете в блокнотик или в Word все ключевые моменты, пытаетесь подогнать под них свою историю — и в итоге она вам надоедает. Что самое обидное — после такого подхода уже не хочется к ней возвращаться.

Вот более гибкий подход. Накидайте себе небольшой план действий:

  • Начало (быстрый старт)Коротко представьте героя и сразу бросьте его в передрягу. Длинные вступления можно дописать позже.
  • ЗавязкаКак он начнет выпутываться? Какие первые шаги сделает?
  • Тельце историиС кем герой столкнется? Кто ему поможет или помешает? Как они будут двигаться к цели? Какие убойные и смешные моменты вы сюда добавите? Как будете развивать взаимоотношения между персонажами?
  • Кризис (все пропало!) Без отчаяния нет напряжения. Пусть в какой-то момент станет ясно: шансов почти нет. Герои поссорятся, кто-нибудь вклинится, план провалится, русалка на вас обидится, призрак забьется на чердак и будет просить предателей-сожителей уйти.
  • КульминацияРешающая схватка (с врагом, судьбой или даже с самим собой). Или долгожданный поцелуй, от которого читатели с пеной у рта воскликнут: «Наконец!»
  • Финал (но не на 100%)Оставьте место для продолжения. Вдруг вам захочется вернуться к этим героям? Однажды я планировала одну книгу, а написала целую трилогию.

Главное — не превращать план в строгий шаблон. Пусть он будет картой, а не клеткой. Иногда я просто сажусь писать, и история уползает в собственное русло, я ей это позволяю. Но для того, чтобы история жила отдельно от ваших планов и оставалась адекватной, вам понадобится следующая рекомендация:

Совет шестой: Персонажи — это сердце истории.

Если сюжет — дорога, то персонажи — идущие по ней. И чем лучше вы их знаете, тем живее и увлекательнее будет путь. Одна из лучших анкет для будущих ваших красавцев и красавиц — в книге Оливье Котта «Создание персонажей фильмов и сериалов». Я пользуюсь ей для каждого своего героя.

Что конкретно нам нужно знать? Все! Страхи, мечты, любимую еду, привычки, травмы — и особенно то, что будет толкать историю вперед.

Разберем на примере Ричи Джонса из моих книг «Тайный уровень» и «Легенды Сьеррвуда»:

Один из моих самых любимых и проработанных персонажей.
Один из моих самых любимых и проработанных персонажей.

  • Внешность и стиль

Парень-оборотень, невысокий, в татуировках, носит квадратные очки и красные кеды. Одевается небрежно, но с характером.

  • Что любит и ненавидит

✔ Обожает: своего занудного друга Вальтера, жаркие споры, гитару и пить все, что горит.
✖ Терпеть не может: несправедливость и вампиров (кроме Вальтера и его сестры).

  • Прошлое

Родителей не помнит, вырос с братом. Вампиры изгнали его из лесов Сьеррвуда — и теперь он их люто ненавидит. Кроме Вальтера и его сестры, конечно же. За лучших друзей он готов порвать любого неугодного.

  • Сильная сторона (двигает сюжет)

Доброжелательный, чуткий, с высоким эмоциональным интеллектом. Первым замечает перемены в настроении других и принимает сложные решения. Готов защищать свою стаю до конца.

  • Слабость (создаёт конфликт)

Панически боится одиночества. Не умеет проживать эмоции — глушит их алкоголем. Все началось с неразделенной любви: девушка его мечты выбрала брата.

  • Мечта

Хочет, чтобы все жили одной семьей. Оборотни — стайные существа, и для него это не просто слова, а жизненная необходимость.

  • Внутренний конфликт

Инфантилен, но, если хочет защитить близких, должен повзрослеть, стать смелее и ответственнее.

  • Социальные черты

Экстраверт. Любит выговариваться, умеет угадывать чужие эмоции и помогает другим справляться с болью.

  • Почему он запоминается?

Ричи не похож на других героев «Сьеррвуда». Он эмпатичный, обаятельный и безбашенный.

У каждого персонажа здесь свой голос, своя роль, и никто не повторяет друг друга. Чем глубже вы продумаете персонажа, тем естественнее он будет действовать в сюжете. Он перестанет быть просто героем книги — станет живым и поможет направлять историю так, как было бы логичнее всего.

Совет шестой: Пишите для себя, а не для воображаемого читателя или редактора

Начинающие авторы часто совершают одну ошибку: вместо того чтобы погружаться в историю, они постоянно думают о том, как это будет выглядеть со стороны. Заворачивают сложноподчиненные предложения с тремя нокаутами, отказываются от классных сцен, представляют будущих читателей, беспокоятся, понравится ли их текст издателям.

Но правда в том, что издательства вам пока не нужны. Гораздо важнее получать удовольствие от процесса.

Пишите так, будто рассказываете историю самому себе. Представляйте сцены, как кино. Придумывайте диалоги, которые звучат естественно, а не правильно. Не задумывайтесь о том, кто и когда это прочитает — просто наслаждайтесь творчеством.

Когда текст рождается из искреннего увлечения, он становится живее. А если он живой — рано или поздно найдет тех, кто его полюбит!

Успехов вам и лучей добра!

Ваша Алесто.